САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

К новым формам объединения

Уходящий год войдет в историю стран СНГ как год, положивший начало возрождению постсоветского пространства. Не успели народы Беларуси, Казахстана и России привыкнуть к жизни в формате Таможенного союза, как оказались на пороге создания Единого экономического пространства, которое станет реальным с 1 января 2012 года. А еще через год-два на просторах СНГ появится Евразийский экономический союз – новая форма интеграции. О том, изменит ли это статус Союзного государства, как скажется на его экономике, рассуждают члены Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.

Уходящий год войдет в историю стран СНГ как год, положивший начало возрождению постсоветского пространства. Не успели народы Беларуси, Казахстана и России привыкнуть к жизни в формате Таможенного союза, как оказались на пороге создания Единого экономического пространства, которое станет реальным с 1 января 2012 года. А еще через год-два на просторах СНГ появится Евразийский экономический союз – новая форма интеграции. О том, изменит ли это статус Союзного государства, как скажется на его экономике, рассуждают члены Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.

Совместные программы - рычаг союзного строительства

Владимир АНДРЕЙЧЕНКО, первый заместитель Председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь:
– Законодательная деятельность союзных парламентариев подчинена  формированию и обновлению правового поля Союзного государства и национального законодательства, хотя их главная задача – принятие качественных законов. Не стал исключением и 2011 год. На 40-й сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России центральным вопросом традиционно было принятие бюджета Союзного государства на следующий год. Будут профинансированы 13 совместных программ и 26 мероприятий. Более 50 процентов средств выделено на фундаментальные исследования, инновационные проекты, направленные на развитие промышленности, сельского хозяйства, строительства. Думаю, это важно и для наших стран,  поэтому совместные программы считаю важным достижением союзного строительства.
При разработке бюджета на 2012 год депутаты поработали очень конструктивно. Непросто было и Согласительной комиссии. Депутаты жестко поставили вопрос о союзной собственности.
Мы понимаем, что в России сейчас идет подготовка к выборам в Государственную Думу, российские депутаты заняты и там, но, несмотря на это, проявили большой интерес к подготовке бюджета. Документ получился очень качественный.
Если говорить о создании Евразийского экономического союза, о его влиянии на Союзное государство, напомню, что с 1 января 2012 года Беларусь, Россия и Казахстан начинают жить в формате Единого экономического пространства – ЕЭП. Евразийский экономический союз – следующий уровень интеграции. Новый союз должен стать мощным экономическим и геополитическим проектом. И наработки Союзного государства в его формировании очень важны. За 15 лет у нас создана солидная нормативно-правовая база, на основе которой мы строили Таможенный союз, будем форсировать создание Единого экономического пространства, затем и Евразийского экономического союза.
В связи с этим, считаю, нам уже сейчас надо привлекать казахстанских парламентариев, например в статусе наблюдателей, к совместной работе в Совете Парламентского Собрания и в Парламентском Собрании.
Беларусь и Россия решили очень много проблем, касающихся социального развития Союзного государства, в том числе в сфере молодежной политики. Вовлечение казахстанских детей в союзные детские и молодежные программы – вопрос актуальный. Мы начали его рассматривать еще в прошлом году. Раз мы строим Единое экономическое пространство трех государств, а затем – Евразийский экономический союз, нужно думать и о развитии отношений между нашими детьми.

Учиться на ошибках Евросоюза

Александр Торшин, заместитель Председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, член Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту, первый заместитель Председателя Совета Федерации РФ:
– В построении Евразийского экономического союза большое значение имеет как раз Союзное государство – очень успешная площадка, на которой отрабатывался механизм интеграции Россия – Беларусь. Сейчас к нему подключается Казахстан, Киргизия просится, дальше – все, кто захочет. В рамках Евразийского экономического пространства возможны различные комбинации. Я думаю, что Союзное государство будет катализатором создания более прочной структуры, мощнее и устойчивее, чем Евросоюз, в силу ряда причин – хотя бы потому, что мы сможем уберечься от просчетов, которые допустила евроинтеграция.
Если Евросоюз изначально объединил на одном пространстве совершенно разные государства – по ментальности, истории, отношениям друг с другом, то наш союз основан на других принципах: у нас общий язык, как и инфраструктура, которая, несмотря на развал Советского Союза, во многом осталась общей. Железные, автомобильные дороги Беларуси, России, Казахстана – это единая система, как и система трубопроводов, воздушного сообщения, не говоря уже о совместной обороне и так далее.  
Сейчас, не теряя темпа, кроме единого экономического, надо создавать единое правовое пространство. Экономика строится на праве, а право – это законы, договоры. Может быть, необходимо разработать некие унифицированные правовые документы. Это серьезный вызов юридической практике, юридической науке – создавать правила, которые бы одинаково действовали на территории трех-четырех государств. Начать можно было бы,   допустим, с единого миграционного кодекса. Чтобы человек, обладающий правом свободы передвижения, трудоустройства, мог спокойно поехать в Россию, Беларусь, Казахстан, не думая о том, что там другие правила.

На этапе развития

Александр БАБАКОВ, заместитель Председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, член Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике, заместитель Председателя Государственной Думы:  
– Пока будет функционировать Союзное государство, а при создании нового образования как раз и будет учитываться опыт его создания, никакой его реорганизации не будет.  Сегодня мы ощущаем огромную пользу от его создания, но если представить масштабы Евразийского экономического союза (ЕЭС), станет ясно, что в новое образование мы приглашаем гораздо больше государств, чем в Союзное государство. Принцип функционирования ЕЭС предполагает формирование наднациональных органов власти, использование совместных бюджетов, контроль и создание единой собственности. Если нам удастся решить проблемы с российско-белорусской союзной собственностью, о чем мы говорили на 40-й сессии Парламентского Собрания, это будет серьезным вкладом в новое образование: мы создаем Евразийский экономический союз не для галочки, а для эффективного функционирования национальных экономик в рамках нового союза.
Наш потенциал с точки зрения природных, трудовых ресурсов позволяет обеспечить прирост национальных экономик за счет общего результата. Союзное государство – не только хороший пример, но и огромный вклад в национальные экономики, социальную, политическую и оборонную сферы двух стран, и я не думаю, что в ближайшее время встанет вопрос о его реорганизации, хотя рано или поздно этот процесс должен привести к объединению. В каком виде – решать не сегодня.
Любое экономическое объединение имеет право на развитие. Пример Европы – в чем-то удачный, в чем-то нет – для нас тоже полезен. Появление наднациональных органов в различных сферах – парламентской, правовой, финансовой составляющей – это примеры, которые наверняка будут учтены при формировании Евразийского экономического союза.

Объединить экономический опыт

Анатолий ЛОКОТЬ, член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по экономической политике, член Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления:
– Один из главных вопросов сегодня – как использовать опыт построения Союзного государства при создании Евразийского экономического союза. Речь практически идет о восстановлении государства в границах СССР, за вычетом некоторых бывших союзных республик, и, что важно, в изменившихся экономических и политических условиях.
Уникальный опыт строительства Союзного государства как нигде еще может быть востребован именно при создании Евразийского экономического союза. Главное – не буксовать 15-20 лет, а заключать договоры, разработать четкий план поэтапного строительства нового государства и следовать этому плану.
Еще один из плюсов строительства Союзного государства – колоссальный экономический опыт – создание в нынешних непростых условиях бюджета Союзного государства, его использование на союзные программы и, самое главное, как считает наша комиссия, – решение вопросов с союзной собственностью.
Опыт, наработанный нами, должен быть востребован, сделаны выводы из совершенных ошибок – чтобы Евразийский экономический союз не буксовал. И ни в коем случае, на мой взгляд, нельзя создавать новый союз вопреки другому. ЕЭС – не альтернатива: одно образование должно логично вытекать из другого. Был период, когда два государства участвовали в восстановлении союза, сегодня о своем желании присоединиться к этому процессу заявили несколько бывших союзных республик. И это замечательно.

Чем меньше барьеров между нами, тем лучше для всех

Зоя СТЕПАНОВА, член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по культуре:
– Сегодня в Союзном государстве социальные вопросы практически решены –   в сфере здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения, трудоустройства и свободы передвижения, в области культуры. Мы оздоравливаем наших ветеранов ВОВ и в России, и в Беларуси, занимаемся людьми, пострадавшими в чернобыльской катастрофе. Разработали очень интересные программы по детским образовательным учреждениям. Проводим летние детские смены и в Беларуси, и в России. Летние каникулы наши кадеты и суворовцы, преимущественно дети-сироты, из неполных семей, проводят вместе. Город Ростов-на-Дону стал столицей молодежного фестиваля «Молодежь – за Союзное государство».
Если говорить о влиянии создания Евразийского экономического союза, то,  думаю, чем больше мы будем объединяться, чем меньше препон и барьеров будет в социальном и экономическом взаимодействии, тем лучше. Все, что работает на объединение, – большой плюс. Вопрос о включении в наши молодежные программы ребят из Казахстана в стадии обсуждения. Но в двух последних ростовских фестивалях, кроме белорусской и российской молодежи, участвовали молодые исполнители и творческие коллективы из Украины. Приезжали и представители других бывших союзных республик. Так что мы расширяем поле взаимодействия нашей молодежи. Со временем в него войдут и ребята из Казахстана.

От Союзного государства - к Евразийскому союзу

Сергей КРЫЖЕВИЧ, член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по безопасности, обороне и борьбе с преступностью, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по аграрным вопросам:
– Евразийский экономический союз будет не мешать, а способствовать развитию Союзного государства – во всех сферах нашего сотрудничества появятся новые экономические возможности. Союзное государство – самое развитое с точки зрения интеграции образование. К тому же Евразийский – экономический союз, а Союзное государство охватывает многие направления интеграции, не только экономику, но и политику, оборону и безопасность, образование, медицину, здравоохранение, трудоустройство, свободу передвижения, пенсионное обеспечение, культуру и так далее. Трансформация Союзного государства в нечто другое может произойти лишь в том случае, если уровень интеграционного развития Евразийского  экономического союза превзойдет уровень развития Союзного государства. Но жизнь показывает, что для достижения уровня интеграции, как в Союзном государстве, нужно время, поэтому в ближайшей перспективе никакой трансформации российско-белорусского государства не произойдет. Но Евразийский экономический союз не просто подстегнет нашу единую и национальные экономики, а послужит дополнительным стимулом развития и углубления интеграционных процессов.

Наталья ДОЛГУШИНА

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Путин извинился перед жителями Харбина за жесткие меры безопасности из-за его визита
  2. Премьеру Словакии Роберту Фицо удалили мёртвые ткани
  3. Слуцкий: Свобода слова на Западе превратилась в миф
  4. В украинском Каневе нескольким депутатам раздали повестки прямо на сессии горсовета
  5. В ЕК заявили, что запрет на вещание четырех российских СМИ будет действовать до конца СВО
  6. Джабаров: Личная охрана Роберта Фицо могла быть в сговоре с нападавшим
  7. МО РФ: Российские военные за неделю освободили 12 населенных пунктов в Харьковской области
  8. В аэропорту Минеральных Вод произошел пожар
  9. Российским журналистам запретили использовать символику страны на Олимпиаде в Париже
  10. Минсельхоз: из-за аномальных заморозков погибли тысячи гектаров посевов
  11. Путин оставил слово за Макроном по войскам НАТО в Киеве: Я же не французский президент!
  12. WP: Starlink ВСУ вышли из строя в день наступления России под Харьковом
  13. Путин: правовая система Украины должна ответить на вопрос о легитимности Зеленского
  14. С дуба рухнули: Путин высказался о попытках Киева поставить России условия по урегулированию конфликта
  15. Путин призвал избавиться от лени и заниматься спортом "каждый божий день"

Политика

Владимир Путин: Китай, и Россия – это важные составляющие современной цивилизации

Стенограмма ответов Президента России на вопросы журналистов

МНЕНИЯ

Футбол строго режима

Павел Родионов

Украинцы буду играть под усиленным конвоем

Для кого мы транслируем спортивные праздники наших врагов?

Олег Зинченко

России запретили выход на международный лёд, а мы трусливо показываем Чемпионат мира по хоккею

Битва, которую нельзя проиграть

Татьяна Вахромеева

Россия вместе с Китаем борются за общие интересы

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также