САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Отдыхает ли Чехов сегодня?

Александр Адабашьян – о кино и миссии Америки Заслуженный художник РСФСР Александр Адабашьян хорошо известен кинозрителям. Как сценарист и художник – по фильмам Никиты Михалкова («Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви», «Механическое пианино», «Пять вечеров», «Обломов», «Родня», «Очи черные»). Как режиссер – по картинам «Мадо, до востребования» (Спецприз МКФ в Каннах «Перспектива французского кино», 1990 г.) и «Азазель». Как актер – особенно по роли дворецкого Бэрримора в «Шерлоке Холмсе» и Берлиоза в «Мастере и Маргарите». На XVI кинофестивале «Литература и кино» в Гатчине Александр Адабашьян с режиссером Анной Чернаковой представили новый проект «Смерть в пенсне. Наш Чехов».

Александр Адабашьян – о кино и миссии Америки

Заслуженный художник РСФСР Александр Адабашьян хорошо известен кинозрителям. Как сценарист и художник – по фильмам Никиты Михалкова («Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви», «Механическое пианино», «Пять вечеров», «Обломов», «Родня», «Очи черные»). Как режиссер – по картинам «Мадо, до востребования» (Спецприз МКФ в Каннах «Перспектива французского кино», 1990 г.) и «Азазель». Как актер – особенно по роли дворецкого Бэрримора в «Шерлоке Холмсе» и Берлиоза в «Мастере и Маргарите». На XVI кинофестивале «Литература и кино» в Гатчине Александр Адабашьян с режиссером Анной Чернаковой представили новый проект «Смерть в пенсне. Наш Чехов». – Александр Артемович, по вашему сценарию снимается кино с тем же составом актеров, который был занят в картине Чернаковой «Вишневый сад» 15 лет назад. Чем это вызвано?
– Дело в том, что наши герои живут в эпоху перемен. И, подобно Фирсу, называвшему реформу 1861 года «несчастьем», переживают серьезные потрясения. Как людей творческих, их волнует одно – как стать успешными в наше время? Главный герой по приглашению труппы приезжает из-за границы, чтобы восстановить чеховский спектакль. Именно «Вишневый сад», который 15 лет назад шел с триумфом. Но как сегодня играть Чехова – с отсутствием ингредиентов «успеха», ни тебе секса, ни СПИДа, ни убийств? И наш режиссер заявляет, что в Чехове надо исключать подтексты, полутона, нюансы, зрителя нужно эпатировать.
Мне еще в советские времена один испанский режиссер говорил, что самое хорошее кино и самый свободный театр в Испании были в эпоху Франко. Это казалось бредом зажравшегося капиталиста, но он твердил: «Вы поверите мне, когда поймете, что такое денежный ценз. Это намного страшнее, чем цензура идеологическая». И когда мы на это напоролись, поняли, как он был прав. Разве сегодня мог состояться такой режиссер, как Тарковский? Никто бы не дал денег на его сценарии. И никогда бы ему не позволили два раза снимать «Сталкера». Потому что сегодня денежный ценз в самом расцвете в нашей стране. Вот если найдут правильную форму для использования новой системы распределения денег в кинематографе, успех еще возможен.
– В вашем новом фильме режиссер заявляет и такое – что «Чехов отдыхает»!
– Нет, Чехов далеко не отдыхает. Независимо от его 150-летнего юбилея это один из самых играемых в мире драматургов. Шекспир и Чехов, как это ни странно звучит, но это так. И под тем, что играют, конечно, каждый понимает что-то свое. Но Chek´оv – это то, что знают все в мире.
– На фестивале «Литература и кино» очень много рассуждают о том, что же такое экранизация, можно услышать формулу от Адабашьяна?
– Самая простая аналогия – это перевод произведения с языка литературы на язык кино. А это очень сложная задача. То же самое, что сделать хороший перевод поэзии. Можно напечатать подстрочник, и вы получите представление, о чем там говорится, но не о сути поэтического высказывания. Приведу пример из творчества моего приятеля Джакомо Кампиотти, с которым я сделал три картины в Италии. Несколько лет назад по заказу англичан он снял «Доктора Живаго». Как все знают, это роман Пастернака, где речь идет о гениальном поэте, со стихами которого читатель знакомится в самом конце, уже после гибели героя. Открыв книгу, по которой снималось кино, я прочитал про то, что на столе «горела свеча», а в окно «падали снежинки», которые рисовали «узоры в виде кругов и стрел». Читая эту ахинею, можно было понять одно – что герой был графоманом. И если литературное произведение в кино пересказывается подобным образом, это плохая экранизация. А чтобы удачно экранизировать вещь, кинематографист должен быть на уровне того, кого он «переводит». Собственно, как и в хороших стихах. Кто сделал лучшие переводы Шекспира? Пастернак и Лозинский – мэтры.
– Вся ли литература поддается экранизации?
– Очень кинематографичен Лев Толстой. Он фотографически видит то, о чем пишет. Его обожал Михаил Ромм и всегда приводил в пример своим студентам. И прежде всего знаменитую сцену у Курагиных, когда Долохов на пари выпивает бутылку рома, сидя на оконном сливе. То, как написана эта сцена, совершенно точная раскадровка – с паузами, сменой ритма, с изъятием фраз, когда они не нужны, с укрупненными деталями. И мастер нам советовал – вот почитайте и посмотрите, это – режиссерский сценарий. А есть авторы, которых экранизировать совершенно невозможно, как, например, нелюбимый мною «Парфюмер» Зюскинда.
– Но экранизировали же. И что там не так?
– Нет самого главного – запаха. А он должен был существовать визуально. Нужно было найти эквивалент тому, что написано, но я бы не взялся это делать.
– А Булгакова можно экранизировать?
– На мой взгляд, нет. Хотя, наверное, можно, но нужно писать очень подробную экранизацию, сохраняя фабулу и не держась так уж за сюжет, как это сделал Бортко. Но моя сцена в «Мастере и Маргарите» как раз была диаложной, композиционно хорошо прописанной, и там ничего такого делать было не нужно. У меня была очень хорошая компания – Галкин и Басилашвили. Снимали в Москве, как в старые добрые времена. Собирались у Бортко в гостинице «Украина», все знали текст, что в сериалах давно считается дурным тоном. А у Бортко был специальный человек, который следил за тем, чтобы текст произносился слово в слово.
– Как вы считаете, ситуация в литературном мире, описанная Булгаковым, сравнима с современной?
– Во-первых, я не очень вхож в этот мир, но проблемы амбициозности что у кинематографистов, что у писателей, по-моему, те же. Булгаков и сам был не чужд этому. Конечно, он прекрасно понимал, что значительно выше тех, кто силой обстоятельств поставлен над ним. Но, с точки зрения какого-нибудь Всеволода Вишневского, пьесами которого были заполонены театры, у Булгакова, которого не печатали, было меньше прав на то, чтобы претендовать на какие-либо блага. Другое дело, что время расставило все по своим местам, и ни одну пьесу В.В. в ближайшие 100 лет вы нигде не увидите. Разве что, смеха ради, поставят такой спектакль, как «Болт» Шостаковича в Большом театре.
– Вы примерили на себя все профессии в кинематографе. Среди них есть та, которая все же «родная»?
– Они становятся таковыми в зависимости от обстоятельств. По образованию я художник, но работать по профессии в кино мне стало трудно. Я периодически из нее выпадал, а сегодня столько новых технологий появилось!
– Но, наверное, технологии все же не главное?..
– Нет, это очень важно. Ни одно из искусств не зависит от изобразительных средств в такой степени, как кино. Сценарий, написанный гусиным пером, вполне конкурентоспособен по отношению к тому, который выполнен на самом новом компьютере. Пушкин выдержит конкуренцию с любым современным поэтом, а Рафаэль – с художником. Спектакль вы можете сыграть на улице, и он не проиграет от отсутствия театрального здания. Также не думаю, что пианистическая или композиторская техники прошлого уступят современным. Моцарта по-прежнему играют с увлечением, и он все так же воздействует на слушателей. А кино, если из него убрать камеру и пленку, потеряет свою сущность.
Вспомните, сколько раз в ХХ веке его хоронили. Когда появился звук, даже такой образованный человек, как Тынянов, говорил, что кино приходит конец, но оно не умерло. Появился цвет, и все закричали – теперь точно конец, черно-белый экран отличал кино от реальности! Ничего, и цвет съелся. Возникло цифровое изображение, а теперь еще и 3D. А кино все не умирает и двигается вперед, как крыса за дудочкой.
Что же касается глубины и психологизма, приведу вам цитату из Диккенса, которую вычитал в воспоминаниях князя Волконского в издании 1812 года. Диккенс еще 200 лет назад сказал, что «миссия Америки – опошлить Вселенную». И вот на данный момент, считаю, эта миссия благополучно выполнена. Во всех областях жизни, в том числе и в искусстве. Пошлость сегодня определяет все – политику, моду, музыку, общепит. Во всем двойные стандарты, толерантность, и все, увы, доводится до полнейшего идиотизма...

Нина КАТАЕВА,
наш спецкор Гатчина Ленинградской области – Москва

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Путин извинился перед жителями Харбина за жесткие меры безопасности из-за его визита
  2. Премьеру Словакии Роберту Фицо удалили мёртвые ткани
  3. Слуцкий: Свобода слова на Западе превратилась в миф
  4. В украинском Каневе нескольким депутатам раздали повестки прямо на сессии горсовета
  5. В ЕК заявили, что запрет на вещание четырех российских СМИ будет действовать до конца СВО
  6. Джабаров: Личная охрана Роберта Фицо могла быть в сговоре с нападавшим
  7. МО РФ: Российские военные за неделю освободили 12 населенных пунктов в Харьковской области
  8. В аэропорту Минеральных Вод произошел пожар
  9. Российским журналистам запретили использовать символику страны на Олимпиаде в Париже
  10. Минсельхоз: из-за аномальных заморозков погибли тысячи гектаров посевов
  11. Путин оставил слово за Макроном по войскам НАТО в Киеве: Я же не французский президент!
  12. WP: Starlink ВСУ вышли из строя в день наступления России под Харьковом
  13. Путин: правовая система Украины должна ответить на вопрос о легитимности Зеленского
  14. С дуба рухнули: Путин высказался о попытках Киева поставить России условия по урегулированию конфликта
  15. Путин призвал избавиться от лени и заниматься спортом "каждый божий день"

Политика

Владимир Путин: Китай, и Россия – это важные составляющие современной цивилизации

Стенограмма ответов Президента России на вопросы журналистов

МНЕНИЯ

Футбол строго режима

Павел Родионов

Украинцы буду играть под усиленным конвоем

Для кого мы транслируем спортивные праздники наших врагов?

Олег Зинченко

России запретили выход на международный лёд, а мы трусливо показываем Чемпионат мира по хоккею

Битва, которую нельзя проиграть

Татьяна Вахромеева

Россия вместе с Китаем борются за общие интересы

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также