САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Играем «Бедных людей»

Александр Галибин, он же Николай II в фильме «Романовы. Венценосная семья»», он же Мастер в телесериале «Мастер и Маргарита», поставил «Бедных людей» Федора Достоевского в «Табакерке». А Галина Волчек по соседству в «Современнике» вместе с Валентином Гафтом и Ниной Дорошиной разыграла другую историю: встречу супругов через 30 лет. Но поскольку автор пьесы «Заяц. Love story» Николай Коляда придерживается «мусорной» эстетики, то и тут получился спектакль о бедных людях, актерах, оказавшихся на обочине перестроившегося общества.
Питерский артист и режиссер Александр Галибин, в недавнем времени возглавлявший императорскую «Александринку», следуя идее автора инсценировки Валерия Семеновского, представил героев Достоевского эдакими шутами. О перевоплощении здесь и речи не может быть, потому что в данном случае произведение Федора Михайловича – это базис, благодаря которому можно рассуждать о нынешних бедняках, у которых единственно что осталось – честь. И если ее «заложить», «продать», то и жить дальше нет никакого смысла.
С самого начала спектакля пять молодых исполнителей пытаются навести «мосты» с крохотным зрительным залом, и это им удается. И хотя такие слова, как «сударь», «милейший», «незабвенный», вышли из обихода, но тип Макара Девушкина остался. Суть его осталась – маленький человек несгибаемого достоинства, презирающий власть золотого тельца. Самое удивительное: Александр Галибин не делает из истории «оплеванного» Девушкина трагедии. Сюжет разбитого сердца и обманутых надежд он преподносит, как ни странно, в фарсовом ключе. Мол, достали нас классики этими «униженными и оскорбленными», хватит размазывать «сопли». Но, как ни стараются артисты придать действию ернический характер, смеяться не хочется. Режиссерский прием с двумя ведущими-лацци из итальянской комедии дель арте с трудом вписывается в психологическую структуру Достоевского. Здесь должна быть другая природа юмора, поскольку это не стыкуется с теми сценами, в которых Макар Девушкин (Д. Никифоров) осязает, чувствует, что его любовь к Вареньке (О. Красько) изначально обречена. Уж слишком он беден, а потому не может ей дать даже самое элементарное. Да, мечты прекрасны, но проза жизни сильнее, и смеяться над этим грешно, неудобно…
По-своему несчастны и бедные герои Love story по пьесе Николая Коляды в «Современнике», хотя они и не сознаются в этом, всячески пытаясь обмануть судьбу и утешить себя светлыми воспоминаниями. Но прошлое – это прошлое, а день нынешний – это постоянные гонки с препятствиями, и никому дела нет, есть у тебя на это силы или нет. Героиня Нины Дорошиной – стареющая актриса, уже давно вышла в тираж, но ей надо зарабатывать на хлеб с маслом, поэтому приходится пускаться во все тяжкие и принимать участие в любых корпоративных вечеринках, сулящих большие гонорары. Именно на эту удочку она и попадается, получая приглашение от неизвестного менеджера из города N, который оказывается ее бывшим мужем. Коллизия, прямо скажем, трагикомическая. С одной стороны, смешно, когда молодящаяся актрисулька пытается убедить себя и своего непутевого мужа, что у нее все «о’кей», а с другой стороны, жизнь-то прошла, а в итоге ничего – ни славы, ни семьи, ни детей, один кот в пустой квартире.
Еще в худшем положении находится ее муж, который давно расстался со своей актерской профессией и теперь может тешить себя лишь воспоминаниями о роли зайца в детской сказке. Но! Жизнь, проехавшаяся по этому человеку трактором, не уничтожила его человеческого достоинства, не убила способность смеяться над собой и окружающими, он по-прежнему интересен себе. Эту роль гениально сыграл Валентин Гафт, в ней есть все, чем сейчас «болен» каждый отставной интеллигент, каждый артист, попавший «в запиндю» между высоким искусством и обыденной суетой. Как выясняется по ходу спектакля, спасти его может только юмор, вера в себя и жизнь, которую никогда не поздно начать сначала, даже если ее осталось только «на посошок».

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Путин извинился перед жителями Харбина за жесткие меры безопасности из-за его визита
  2. Премьеру Словакии Роберту Фицо удалили мёртвые ткани
  3. Слуцкий: Свобода слова на Западе превратилась в миф
  4. В украинском Каневе нескольким депутатам раздали повестки прямо на сессии горсовета
  5. В ЕК заявили, что запрет на вещание четырех российских СМИ будет действовать до конца СВО
  6. Джабаров: Личная охрана Роберта Фицо могла быть в сговоре с нападавшим
  7. МО РФ: Российские военные за неделю освободили 12 населенных пунктов в Харьковской области
  8. В аэропорту Минеральных Вод произошел пожар
  9. Российским журналистам запретили использовать символику страны на Олимпиаде в Париже
  10. Минсельхоз: из-за аномальных заморозков погибли тысячи гектаров посевов
  11. Путин оставил слово за Макроном по войскам НАТО в Киеве: Я же не французский президент!
  12. WP: Starlink ВСУ вышли из строя в день наступления России под Харьковом
  13. Путин: правовая система Украины должна ответить на вопрос о легитимности Зеленского
  14. С дуба рухнули: Путин высказался о попытках Киева поставить России условия по урегулированию конфликта
  15. Путин призвал избавиться от лени и заниматься спортом "каждый божий день"

Политика

Владимир Путин: Китай, и Россия – это важные составляющие современной цивилизации

Стенограмма ответов Президента России на вопросы журналистов

МНЕНИЯ

День пушечного мяса

Михаил Васильев

На Украине вступил в действие жестокий закон о мобилизации

Футбол строго режима

Павел Родионов

Украинцы буду играть под усиленным конвоем

Для кого мы транслируем спортивные праздники наших врагов?

Олег Зинченко

России запретили выход на международный лёд, а мы трусливо показываем Чемпионат мира по хоккею

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также