САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Завещание Махно в пользу СМЕРШа

Из сериалов последнего времени наибольшее количество откликов и споров вызвали вышедшие друг за другом «Завещание Ленина» («Россия»), «Смерть шпионам» и «Девять жизней Нестора Махно» (оба – Первый канал). «Завещание Ленина» имело самую обширную, большей частью хвалебную прессу, «Махно» – тоже богатую, но отрицательную, а «СМЕРШ» был почти не замечен критиками. И это, на мой взгляд, несправедливо.

Неузнаваемый «Вергилий» Колымы
Выход сериала по биографии и произведениям Варлама Шаламова – «Завещание Ленина» – был предварен мощной пиарподготовкой, из главных критических орудий ударили Ирина Петровская, Николай Сванидзе и Юрий Богомолов. Полагаю, что это было вызвано не художественными качествами фильма, а его политической заданностью. Продюсер Владимир Досталь, режиссер Николай Досталь, сценарист Юрий Арабов имели, на мой взгляд, цель не рассказать о Шаламове и Колыме правду, а еще раз навязать свою точку зрения на трагические страницы советской истории. Не гнушаясь при этом искажением биографии и произведений «Вергилия» Колымы.
Наиболее близок Шаламов к первоисточнику в сериях, где он был ребенком, и тут нельзя не отметить возвращения на экран исполнителей ролей его родителей, замечательных Ирины Муравьевой и Александра Трофимова. Однако унылая, бесцветная режиссура сериала не позволила, как мне кажется, этим выдающимся мастерам раскрыться в полной мере. Уж больно скучен и безысходен ход событий, в то время как история Шаламова и страны была потрясающе яркой, трагической и уж точно неунылой.
С первых же «взрослых» серий главный герой (Владимир Капустин, а потом Игорь Класс) угрюм, аполитичен и озлоблен. Что не соответствует «истинной истории» Варлама Шаламова. Он был романтиком революции, поэтом, мужчиной, в которого женщины влюблялись до самой его старости. Абсолютно поддерживая большевиков (в том числе, красный террор, продразверстку, разрушение храмов), он выступил в защиту Троцкого, печатая в нелегальной типографии так называемое «завещание» Ленина. (Лениным, кстати, не подписанное, авторство сохранившейся машинописи до сих пор вызывает сомнения у многих историков.) В первый раз Шаламов был арестован «за дело». «Я считал вместе с большинством ленинской оппозиции – единственным средством выправления курса партруководства, а следовательно, и всей советской и профсоюзной политики является глубокая внутрипартийная реформа на основе беспощадной чистки всех термидориански настроенных элементов и примиренцев к ним», – писал Шаламов из лагеря в поддержку Троцкого.
Ориентация создателей сериала на безысходность русской истории, на бесполезность какой-либо борьбы за человеческое достоинство вступает в противоречие с биографией Шаламова. Он-то как раз боролся и в конце концов победил. Так же, как и Георгий Жженов и многие другие «доходяги», которых судьба ударила больнее Шаламова. Уместно было бы вспомнить глубокий документальный фильм «Русский крест» Сергея Мирошниченко, который вместе с Георгием Степановичем проехал по кругам его тюремного и колымского ада. И Жженов высказывал несогласие с выводом Шаламова об «отрицательности» лагерного опыта. Но авторы «Завещания» в своем отрицании дошли до прямой клеветы.
В фильме присутствует персонаж по фамилии Хренов, герой известного стихотворения Маяковского об энтузиастах Кузнецкстроя. «Я знаю – город будет, я знаю – саду цвесть …» Наплевав на его вполне достойную лагерную биографию (честно, кстати, описанную Шаламовым), создатели изобразили Хренова ничтожеством, готовым на все, чтобы только «пожрать». А между тем он (друг Маяковского, Родченко, Лили Брик) был несгибаемым человеком, и он-то как раз выжил, был освобожден досрочно «за ударный труд» и умер уже «вольным» руководителем одного из колымских приисков. И это далеко не единственный ляп фильма.
Голая констатация глубины человеческого падения без противостоящей ему высоты духа, отрицание борьбы, а значит, и динамики действия, уход от реальной биографии Шаламова послелагерного периода (о сложных взаимоотношениях Шаламова с Пастернаком и Солженицыным не рассказано ничего) доказывают то, что тенденциозность, насилуя правду, убивает художественность. В итоге побеждает скука. Несколько эпизодов из фильмов: «Хрусталев, машину!» и «Мой друг Иван Лапшин» Алексея Германа рассказали о кошмаре лагерей и мира «блатарей» гораздо больше, чем этот унылый многосерийный фильм.

«Жалко только волюшки...»
Судьба идейного анархиста, вождя крестьянского восстания, героя гражданской войны, благородного разбойника, кровавого палача – его называли по-разному – Нестора Ивановича Махно удивительна и интересна. Даже при советской власти он не раз появлялся на экране. И хотя советской идеологии батька был враждебен, до конца растоптать романтичность его образа не удалось. Вспомним до сих пор всенародно любимую песню атамана из «Александра Пархоменко». И вот биографический сериал «Девять жизней Нестора Махно» (продюсер Владимир Досталь, режиссер Николай Каптан), который мог бы рассказать о Махно многое из того, что написано о нем в книгах, но пока не дошло до телеаудитории.
Одна из немногих удач этого фильма – выбор артиста на главную роль. Павел Деревянко играет южнорусского Робин Гуда, наивного, искреннего, бескорыстного борца за народное счастье. И он убеждает. К сожалению, только он, так как все остальное отдает убогой самодеятельностью. Сцена с выбрасыванием белогвардейцев с моста в реку не просто фальшива, она смешна. Во-первых, фон – абсолютно современный мост. Такие мосты появились на Украине в конце ХХ века, не было при Махно железобетонных конструкций. Потом: почему кадровые офицеры, прошедшие Вторую мировую, так легко сдаются анархистам и, как бараны, идут на бойню? Почему пехотинцы носят кавалерийские шашки? Почему они летом в шинелях? И идут они к Каледину, которого уже полгода нет в живых?! Таких несообразностей в фильме множество. Образы исторических фигур просто смехотворны и примитивны: усталый интриган Троцкий, большой медлительный Ленин, глуповато-суетливый Свердлов, картонный Врангель и не в меру упитанный Фрунзе…
Об эпохе Махно нельзя рассказывать без батальных сцен, он был командармом, брал Перекоп: тут необходимы многотысячные кавалерийские атаки, десятки тачанок, артиллерия. Вспомним хотя бы два фильма не про Махно: «Служили два товарища» и «Бег», там атмосфера гражданской войны и масштаб сражений были талантливо переданы. Здесь же все военные сцены убоги и смешны. Если нет денег на массовку, то делали бы упор на психологизм актерской игры. Но кроме Махно, его жены и матери (Ада Роговцева), играть в сериале некому.
Его окружение опереточно и до обидного смахивает на «Свадьбу в Малиновке». Диалоги бездарно осовременены. Герои Гражданской войны размовляют на суржике, вставляя современные московские словечки («реально», «стуевина», «какие проблемы»). В результате – тотальное опошление трагической истории. Причем авторы тенденциозны: почему-то крайне плохо относятся к белым, гораздо лучше к красным и вполне лояльно к злейшим врагам Махно – петлюровцам. Где историческая правда? Только иногда она проступает в образе главного героя, который вызывает сочувствие. Он все-таки воюет не за себя, а за народ. Он против тех, кто обманывал его тогда, и симпатичен тем, кого обманывают сейчас. И горький парижский финал его вызывает сочувствие: «Жалко только волюшки во широком полюшке, жалко сабли вострой да буланого коня». И тем не менее «любо, братцы, любо, любо, братцы жить, с нашим атаманом не приходится тужить». Потому что жива в народе «исконно-посконная» вера в справедливость, правду и волю.

Живые – не мертвые
Сделанный на Украине, но с русскими артистами сериал «Смерть шпионам» не претендует на эпичность, в нем нет знаковых исторических фигур, желания вскрыть «подноготную» войны – у него вполне определенный жанр. Военно-приключенческий. И жанр этот выдерживается, интерес не ослабевает до самой последней серии. Не только потому, что умело выстроена интрига: до последней серии нет ответа на вопрос: кто же этот коварный, таинственный Арнтгольц? Но и потому, что создатели сериала любят своих героев и внимательны к деталям времени. И нет ощущения, что создатели хотели «срубить бабки по легкому», как во множестве других сериалов. Фильм проникнут человечностью. Персонажей много, но они запоминаются. Все роли (и большие, и маленькие) прекрасно сыграны, начиная с исполнения главной роли Никитой Тюниным. И герои Пашутина, и Нифонтова, и Серебрякова, и Ефимова, и Колякановой… Они смешные, трогательные, отважные, трусоватые, хитрые, простодушные, но живые. Живые. И в этом победа сериала. Впервые за долгие либерально-перестроечные годы (вслед за богомоловской военно-психологической драмой «В августе 44-го») показаны советские солдаты без паранойи саморазоблачения и самобичевания. Жаль, что российские телепроизводители таких фильмов о войне не снимают. Все больше фальшивые «Диверсанты» и «Сволочи» появляются. А украинским коллегам, снявшим «Смерть шпионам», сердечное спасибо. Это один из немногих сериалов, который, не боясь, можно рекомендовать нашему юношеству.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Путин извинился перед жителями Харбина за жесткие меры безопасности из-за его визита
  2. Премьеру Словакии Роберту Фицо удалили мёртвые ткани
  3. Слуцкий: Свобода слова на Западе превратилась в миф
  4. В украинском Каневе нескольким депутатам раздали повестки прямо на сессии горсовета
  5. В ЕК заявили, что запрет на вещание четырех российских СМИ будет действовать до конца СВО
  6. Джабаров: Личная охрана Роберта Фицо могла быть в сговоре с нападавшим
  7. МО РФ: Российские военные за неделю освободили 12 населенных пунктов в Харьковской области
  8. В аэропорту Минеральных Вод произошел пожар
  9. Российским журналистам запретили использовать символику страны на Олимпиаде в Париже
  10. Минсельхоз: из-за аномальных заморозков погибли тысячи гектаров посевов
  11. Путин оставил слово за Макроном по войскам НАТО в Киеве: Я же не французский президент!
  12. WP: Starlink ВСУ вышли из строя в день наступления России под Харьковом
  13. Путин: правовая система Украины должна ответить на вопрос о легитимности Зеленского
  14. С дуба рухнули: Путин высказался о попытках Киева поставить России условия по урегулированию конфликта
  15. Путин призвал избавиться от лени и заниматься спортом "каждый божий день"

Политика

Владимир Путин: Китай, и Россия – это важные составляющие современной цивилизации

Стенограмма ответов Президента России на вопросы журналистов

МНЕНИЯ

Футбол строго режима

Павел Родионов

Украинцы буду играть под усиленным конвоем

Для кого мы транслируем спортивные праздники наших врагов?

Олег Зинченко

России запретили выход на международный лёд, а мы трусливо показываем Чемпионат мира по хоккею

Битва, которую нельзя проиграть

Татьяна Вахромеева

Россия вместе с Китаем борются за общие интересы

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также