САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

«Ахматова. Поэма без героя»: реквием по двадцатому веку

Громкой премьерой в Гоголь-центре стал спектакль Аллы Демидовой и Кирилла Серебренникова

Постановка «Ахматова. Поэма без героя» стала продолжением театрального проекта «Звезда», посвященного русским поэтам. Первые два спектакля - «Пастернак. Сестра моя жизнь» и «Мандельштам. Век-волкодав». Алла Демидова много раз читала «Поэму без героя» со сцены, исследовала ее в своей книге «Ахматовские зеркала». В попытках расшифровать загадочных персонажей и их двойников, актриса пришла к выводу: делать этого не нужно. У зрителей есть возможность заглянуть в «ахматовские зеркала» и почувствовать глубину драм и трагедий, пережитых их обитателями… Ближайшие показы намечены на 14 марта, 19 и 20 апреля.

АРОМАТ ВРЕМЕНИ

«Не так уж важны в «Поэме» конкретные лица, важен аромат времени, ведь в «Поэму», помимо всего прочего, вошел огромный пласт культуры целой эпохи…» - Алла Демидова имеет в виду, разумеется, XX век, Серебряный век.
  
Над сценой, большую часть которой занимает магический шар – те самые ахматовские зеркала. Светится неоном огромная надпись на латыни - Deus conservat omnia («Бог сохраняет всё»). Это девиз на гербе Фонтанного дома в Петербурге, которым начинается «Поэма без героя».

«Ахматова. Поэма без героя»: реквием по двадцатому веку

Актриса, неожиданно появившись в зале из боковых дверей, через которые проходили и зрители, очень просто, словно своим задушевным друзьям, начинает рассказывать о похоронах Анны Ахматовой в марте 1966 года. Со слов режиссера Семена Арановича, который снял все на пленку. Она рассказывает, какая напряженная обстановка была на Комаровском кладбище, как авторы некрологов путались в словах, определяя место поэта в русской литературе, как позднее из сейфа исчезла та самая пленка Арановича, а потом неожиданно обнаружилась в Америке… В Штаты, к слову, Бродский приглашал Демидову читать «Поэму» в дни 100-летия Ахматовой.


Закончив рассказ, актриса незаметно начинает читать поэму. То поднимаясь наверх по огибающим шар лестницам, то вновь спускаясь на авансцену. И зрители видят в ней уже не Аллу Демидову, а саму Анну Ахматову, тем более, что пластика актрисы неуловимо меняется. Она своей поступью, обликом и даже будто бы голосом начинает напоминать поэта.

БЕСКОНЕЧНЫЕ ДВОЙНИКИ 

Поэма сложна для восприятия. И автор не раз подчеркивала: объяснять ничего не будет. «Написала – как написала». В поэме множество двойников, благодаря зеркалам они «раздваивались» до бесконечности. В персонажах угадывали Гумилева, Блока, Маяковского, Кузмина, ближайших друзей Ахматовой. А на смену им вдруг являлись Коломбина и Пьеро, Анна и Дон Жуан, Демон и Дапертутто.

«Ахматова. Поэма без героя»: реквием по двадцатому веку

Воображение автора поэмы легко переносит зрителей из Петербурга 1913-го в 1921-й год, в 1940-й и 1943-й. И в магическом шаре начинают мелькать образы этих времен – Мандельштам, Мейерхольд и десятки других лиц, среди которых различите и лица вождей. На сцене разыгрывается настоящая мистерия, и соединяет зрителей с этими призраками, явившимися из небытия, сама Анна Ахматова.

Вы слышите подлинный гул эпохи…

 «И всегда в тишине морозной,
Предвоенной, блудной и грозной,
Потаённый носился гул». 

 …который иллюстрируют Александр Болдачев своей космической музыкой и саунд-дизайнер Даниил Журавлев. Дополняет образы видео-анимация Александра Житомирского.

Связь времен подчеркнута и реальным явлением Коломбины (Светлана Мамрешева), которую Ахматова называет одним из своих «двойников».
  
«Ты в Россию пришла ниоткуда,
О, моё белокурое чудо,
Коломбина десятых годов!
Что глядишь ты так смутно и зорко?
– Петербургская кукла, актерка,
Ты, один из моих двойников».

Ахматова называла «Поэму» «волшебным зеркалом», в котором каждый видит то, «что ему суждено видеть». И для зрителей 21 века «Поэма без героя» неотделима от ахматовского «Реквиема», который стал частью спектакля, и в котором Ахматова сама указала место для возможного памятника – напротив Крестов, где был заключен ее сын.

Более пронзительного спектакля, пожалуй, и не припомнить среди премьер. Каждая строчка в нем – послание. И поэта, и актрисы.

Фото: gogolcenter.com

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Путин извинился перед жителями Харбина за жесткие меры безопасности из-за его визита
  2. Премьеру Словакии Роберту Фицо удалили мёртвые ткани
  3. Слуцкий: Свобода слова на Западе превратилась в миф
  4. В украинском Каневе нескольким депутатам раздали повестки прямо на сессии горсовета
  5. В ЕК заявили, что запрет на вещание четырех российских СМИ будет действовать до конца СВО
  6. Джабаров: Личная охрана Роберта Фицо могла быть в сговоре с нападавшим
  7. МО РФ: Российские военные за неделю освободили 12 населенных пунктов в Харьковской области
  8. В аэропорту Минеральных Вод произошел пожар
  9. Российским журналистам запретили использовать символику страны на Олимпиаде в Париже
  10. Минсельхоз: из-за аномальных заморозков погибли тысячи гектаров посевов
  11. Путин оставил слово за Макроном по войскам НАТО в Киеве: Я же не французский президент!
  12. WP: Starlink ВСУ вышли из строя в день наступления России под Харьковом
  13. Путин: правовая система Украины должна ответить на вопрос о легитимности Зеленского
  14. С дуба рухнули: Путин высказался о попытках Киева поставить России условия по урегулированию конфликта
  15. Путин призвал избавиться от лени и заниматься спортом "каждый божий день"

Политика

Владимир Путин: Китай, и Россия – это важные составляющие современной цивилизации

Стенограмма ответов Президента России на вопросы журналистов

МНЕНИЯ

Футбол строго режима

Павел Родионов

Украинцы буду играть под усиленным конвоем

Для кого мы транслируем спортивные праздники наших врагов?

Олег Зинченко

России запретили выход на международный лёд, а мы трусливо показываем Чемпионат мира по хоккею

Битва, которую нельзя проиграть

Татьяна Вахромеева

Россия вместе с Китаем борются за общие интересы

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также