САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

Андрей ЗВЯГИНЦЕВ: Кино – абсолютное волшебство, великая магия

Фильм Андрея Звягинцева «Левиафан», призер 67-го Каннского фестиваля, получил Гран-при 32-го Международного кинофестиваля в Мюнхене

Незадолго до поездки в Мюнхен киноклуб «Кинопризыв» совместно с кинотеатром 35 mm устроили открытую встречу Андрея Звягинцева с будущими кинематографистами и презентацию книги «Елена», в которой собраны все материалы, касающиеся картины. На встрече в последний раз в авторской версии была показана драма Звягинцева «Елена», которой, как и «Левиафану», в связи с законом о нецензурной лексике предстоит получать новое прокатное удостоверение. Напомним, что «Елена», призер 64-го Каннского фестиваля, обладатель призов в Дурбане (ЮАР), в Генте (Бельгия), участник программы «Современный мировой кинематограф» на фестивале в Торонто, была признана лучшим независимым европейским фильмом по версии Сандэнс-2010. Фильм был отмечен призами «Золотого орла» и «Ники».

На вопрос корреспондента «СВ» о том, почему «Левиафаном» не открыли программу российских фильмов на 36-м ММКФ, как было обещано, Андрей Звягинцев сказал:

– Организаторы фестиваля Кирилл Разлогов, Петр Шепотинник, Андрей Плахов жаждали, чтобы московская публика увидела фильм. Но в связи с тем что прокат картины планируется в сентябре и нам нужно аккумулировать ожидания, а не расплескивать их в волнах рассказов и спойлеров, показывая фильм в залах на 1500 зрителей, продюсер Александр Роднянский принял такое решение.

Притом, что наша пресса удивительна  – пишут о фильме 20 строк и зачем-то рассказывают сюжет. Ты три года делаешь кино, прилагаешь немыслимые усилия, чтобы о том, что случится на 50-й минуте, не узнал никто, а человек просто берет и пишет. Вот сидит молодой человек, который был на наших съемках и знает, в какой тайне мы держим сюжет, некоторые фрагменты не читает никто. Ведь для чего делается кино – чтобы у зрителей создалось  ощущение. Помню, как в Венеции я сидел на фильме «Возвращение» и услышал крик в зале, когда отец падал с вышки. А 7  сентября, вернувшись в Москву, увидел в газете фотографию Кости, который лезет на вышку, а под ней подпись – «Отец (Константин Лавроненко) за три минуты до гибели»… Писать надо так, чтобы человек чувствовал дух фильма, понимал, с чем он встретится, но не более.  

Звягинцев раскритиковал категоричность закона о нецензурной лексике и опроверг слухи о том, что у «Левиафана» будут трудности с российским прокатом: «Премьера должна состояться до 26 сентября, если точнее, в один из четвергов второй декады сентября. Ненормативной лексики в картине немного, мы матом не злоупотребляли. Каждое слово было взвешенным, уместным, это живая речь. Мне кажется, что решение об оскоплении языка, вообще всяческие запреты – это нехорошо, к этому надо подходить избирательно. Я считаю, что у нас это было необходимо с точки зрения художественной правды. Никакого перемонтажа картины не будет, она выйдет в авторской версии». Однако, по словам режиссера, на моментах с ненормативной лексикой голоса героев, вероятно, будут максимально заглушаться или последуют паузы.

– А почему у вас в «Левиафане» снимались именно эти актеры? – задал наивный вопрос один из зрителей.

– Потому что они больше всех подходили на эти роли. У тебя есть представление, какими должны быть эти персонажи, и, собственно, весь процесс кастинга для «Левиафана» был просто поиском Дмитрия (Владимир Вдовиченков), Николая (Алексей Серебряков) и Лили (Елена Лядова). В какой-то момент я понял, что с этими актерами все получится. Ну и в роли мэра я сразу видел Романа Мадянова. В фильме есть сцены, когда персонажи находятся в состоянии крепкого подпития, особенно одна, когда Серебряков и Вдовиченков заливают дома горе, а к ним является пьяный мэр. Мы с актерами условились, что они могут позволить себе выпить, потому что мимику, пластику, тягучую речь можно сыграть, но бездну в глазах – вряд ли. Володя и Леша согласились, сказал я Мадянову, если хотите, можете тоже выпить. Он ответил: «Нет». – «На таланте?» – «На таланте». И там такая бездна открылась, что я и сейчас не понимаю, как он это сделал. Также поступил в свое время Игорь Сергеев в «Изгнании». Талант, он тебя часто оставляет растерянным, ты не понимаешь, как это сделано.

– Чем оправдано то, что в ваших фильмах всегда сильно трагедийное начало?

– Трагедия как жанр создается для того, чтобы человек мог посмотреть, как в зеркало, на возможность своего удела на земле, пережить катарсис. Благодаря фильму ты входишь в пространство, в которое в жизни, возможно, никогда не войдешь. Я и актерам это говорю, когда они перед камерой: «Самое главное происходит с вами сейчас, здесь рождаются ваши образы, которые будут восприниматься зрителями. Если бы герои Достоевского не жили в нас, их бы не было вовсе, так что пока есть текст, впрягайтесь в эту жизнь». Кино снимается только для того, чтобы зрители пристально посмотрели на самих себя.
Спросили режиссера и о том, почему он так любит длинные планы. Андрей признался, что они вошли в его опыт через Тарковского, Брессона, Антониони, он считает - они гипнотизируют зрителя, если в кадре все «складно и гармонично». Гипнотизирующее воздействие длинных планов Звягинцев ощутил в 1988 году, когда студентом актерского отделения ГИТИСа увидел во ВГИКе фильм Антониони «Фотоувеличение». «Если помните, у героев ближе к финалу наступает волшебный миг, когда они становятся абсолютным целым, а после этого он отправляется на вечеринку, а она остается в комнате и ложится на диван. И спрашивает его: «Ты меня любишь?», когда он стоит у двери. А он молча выходит. И я знаю, что произойдет через минуту. Ровно то, чего я желал, и происходит. Кино – это абсолютное волшебство, великая магия, которая обладает такими свойствами, какие неподвластны другим искусствам».  

– Еще один вопрос от «СВ»: в «Елене» и «Левиафане» у вас звучит гениальная музыка американца Филипа Гласса, как он появился в вашей жизни?

– Музыка, которую услышите в «Левиафане», меня покорила сразу, мне кажется, она срослась с фильмом. Кто-то меня спрашивал: не специально ли написана? Нет, это давнее сочинение Гласса, 3-я часть 3-й симфонии. Весь период монтажа, 2 месяца с небольшим, я ездил на велосипеде к режиссеру в монтажку и слушал этот 10-минутный трек. Он меня сильно вдохновлял, подсказывал, что и как делать, помогал. Как он появился? После «Елены» мы написали Филипу Глассу письмо, что хотим использовать 3-ю симфонию. Его агент предложил, чтобы композитор написал новую музыку. Договорились, что на следующем проекте так и сделаем. А для «Левиафана» скачал на торренте все, что возможно. Слушал и в конце концов нашел.

Самое интересное – когда я закончил монтаж «Левиафана», меня пригласили на фестиваль в Гетеборг, сказали, что будут вживую играть музыку Гласса. Это было на огромном стадионе. На обратном пути мне нужно было побывать еще в одном городке. Лечу себе, выхожу, впереди меня идут получать багаж два человека – один пожилой, второй помоложе,  разворачиваются на площадке, и я вижу Филипа Гласса. И понимаю – это точно знак. Я никогда не фотографирую известных людей, да еще исподтишка, не решаюсь, а тут достал айфон и сфотографировал его. Купил диск с его музыкой в фильме «Кояанискаци», очень сильное впечатление.

Необыкновенно артистично и эмоционально Андрей рассказал о своих чувствах на красной дорожке Канн, о том, какой это красивый ритуал – мировая премьера фильма в мировой столице кино. Желающие получили профессиональные советы от любимца Канн. Андрей посоветовал максимально честно относиться к своей работе, шанса извиниться перед зрителем за то, что «не успел», «не настоял», «тебя заставили», не будет. «У тебя есть твое право сказать то, что считаешь нужным. И это делается всеми возможными инструментами. Эти инструменты – твои соратники, друзья, партнеры, оператор, композитор, актеры… Вы все команда!»
PS. Если все будет хорошо, через полгода команда Роднянского – Звягинцева приступит к новому проекту, а в загашнике их три: «Виноград» – про ВОВ, про Киевскую Русь 1015 года и проект Х, пока секретный.


Кстати
За последние полтора месяца мне довелось трижды слушать Андрея Звягинцева на крупных трибунах – на пресс-конференции по фильму «Левиафан» в Каннах, на мастер-классе на «Кинотавре», в Сочи и на открытой встрече с будущими кинематографистами в Москве. И, надо сказать, все выступления были столь содержательны, что однозначно воспринимались как части глав из будущей книги о мастерстве. Как известно, первая его книга «Мастер-класс» была представлена общественности в 2009 году, когда вышли два первых полнометражных фильма Звягинцева – «Возвращение» (2003) и «Изгнание» (2007), и он получил первые награды Венеции и Канн.
Сказать, что новосибирца Андрея Звягинцева, окончившего актерские факультеты Новосибирского театрального училища (мастерская Льва Белова) и ГИТИСа (мастерская Евгения Лазарева), участвовавшего в паре театральных постановок и снимавшегося в эпизодах в кино, режиссерская тусовка восприняла недоверчиво, когда в 2003 году он привез двух «Золотых львов» (за «Возвращение» как лучший фильм и лучший дебют) из Венеции, это ничего не сказать. «Просто он все рассчитал», – говорили на «Закрытом показе», и много еще чего говорили, пока в 2007 году призом за лучшую мужскую роль в «Изгнании» не был награжден его актер Константин Лавроненко. После «Елены», получившей в 2011 году первый приз «Особого взгляда» в Каннах, Никита Михалков на открытии программы российских фильмов на ММКФ назвал Звягинцева «нашим звездным мальчиком», а видевшие «Левиафана» (приз за лучший сценарий в Каннах этого года) и предвкушающие встречу с ним осенью, аплодируют Андрею, отметившему 50-летие, уже как мэтру.

Фильм «Возвращение» награжден также кинопремией «Ника» и двумя «Золотыми орлами», а «Елена» – Гран-при Гентского международного кинофестиваля и «Никой». Каждый из больших фильмов Андрей снимает по 3-4 года, принимает участие в написании почти всех сценариев, невероятно придирчив в работе. «Для него кино важнее, чем жизнь», – сказал Алексей Серебряков на пресс-конференции в Каннах. Что ж, встречаются в российском кинематографе такие экземпляры, и счастье, что они есть. Между большими фильмами Звягинцев снял три новеллы в телесериале «Черная комната» и короткометражки для киноальманахов «Нью-Йорк, я люблю тебя» («Апокриф») и «Эксперимент 5IVE» («Тайна»).

Андрей уже дважды (2006, 2011) становился «Россиянином года» (Национальная премия общественного признания). Среди любимых фильмов режиссера – «Андрей Рублев», «Дневник сельского священника», «Затмение», «Дитя», «Мужья», «Койяанискаци», «Любовники», «Слово», «Час волка», «Женщина в песках».


ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Путин извинился перед жителями Харбина за жесткие меры безопасности из-за его визита
  2. Премьеру Словакии Роберту Фицо удалили мёртвые ткани
  3. Слуцкий: Свобода слова на Западе превратилась в миф
  4. В украинском Каневе нескольким депутатам раздали повестки прямо на сессии горсовета
  5. В ЕК заявили, что запрет на вещание четырех российских СМИ будет действовать до конца СВО
  6. Джабаров: Личная охрана Роберта Фицо могла быть в сговоре с нападавшим
  7. МО РФ: Российские военные за неделю освободили 12 населенных пунктов в Харьковской области
  8. В аэропорту Минеральных Вод произошел пожар
  9. Российским журналистам запретили использовать символику страны на Олимпиаде в Париже
  10. Минсельхоз: из-за аномальных заморозков погибли тысячи гектаров посевов
  11. Путин оставил слово за Макроном по войскам НАТО в Киеве: Я же не французский президент!
  12. WP: Starlink ВСУ вышли из строя в день наступления России под Харьковом
  13. Путин: правовая система Украины должна ответить на вопрос о легитимности Зеленского
  14. С дуба рухнули: Путин высказался о попытках Киева поставить России условия по урегулированию конфликта
  15. Путин призвал избавиться от лени и заниматься спортом "каждый божий день"

Политика

Владимир Путин: Китай, и Россия – это важные составляющие современной цивилизации

Стенограмма ответов Президента России на вопросы журналистов

МНЕНИЯ

Футбол строго режима

Павел Родионов

Украинцы буду играть под усиленным конвоем

Для кого мы транслируем спортивные праздники наших врагов?

Олег Зинченко

России запретили выход на международный лёд, а мы трусливо показываем Чемпионат мира по хоккею

Битва, которую нельзя проиграть

Татьяна Вахромеева

Россия вместе с Китаем борются за общие интересы

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также