САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Пресс-тур ищет компромиссы

По территории Смоленской и Псковской областей прошел пресс-тур на тему «Приграничье Союзного государства: экономические и гуманитарные связи»

В ходе посещения Смоленщины белорусские и российские журналисты ознакомились с работой таможенного терминала ОАО «Альфа Транс», приняли участии в презентации совместных белорусско-смоленских проектов, реализуемых ОАО «Забудова», посетили в Сафоново мясоперерабатывающее предприятие холдинга «Продмаркет», ознакомились с ходом строительства в городе Смоленске объекта «Витебский квартал», реализуемого белорусскими строителями.

Комфортабельный автобус мчит нас из Москвы в Смоленск. За окнами, куда ни глянь, – обширные невозделанные поля, бурьян и кусты. Корреспондент ТРО Союза Дмитрий Нечаенко подсаживается рядом, тоже пытливо вглядывается в окно и задает вопрос, который я бы скорее ожидал услышать от белорусских коллег: «Почему в России столько незасеянных полей?» «Зона рискованного земледелия», – отвечаю, не задумываясь. Такой вопрос адресуют мне не впервые.

Первый раз я услышал его от белорусских коллег во время подобного пресс-тура четыре года назад. Тогда мы смотрели сквозь окна поезда на заброшенные поля Нижегородской области. В это время я точно не знал ответа. Можно было сказать, что часть земли скупили в 90-годы новые собственники, что в совхозах и колхозах нет ни рабочих, ни техники. Можно было привести истории про обманные махинации с паями. Но все эти аргументы времени разбились в пух и прах о тезис одного тамбовского чиновника. На мой вопрос, почему у нас в стране такая дорогая картошка, он, не моргнув глазом, ответил: «У нас в России зона рискованного земледелия». Мол, сажай не сажай, а если погоды не будет, то все твои усилия напрасны. Мой коллега из ТРО Союза в моем ответе о земельных рисках засомневался. «Все шутишь?» – констатировал он. В ответ я пожал плечами. Но на следующий день Дмитрий Нечаенко зауважал меня как авторитетного эксперта. Дело в том, что такой же ответ он услышал на пресс-конференции от губернатора Смоленской области Алексея Островского, когда белорусская журналистка поинтересовалась про невозделанные поля. «У нас по позиции Министерства сельского хозяйства РФ регион считается зоной рискованного земледелия. С одной стороны, это минус, звучит не очень хорошо, но зато та работа, которая проведена нашей администрацией, привела к тому, что мы практически единственные в Центральном федеральном округе признаны зоной рискованного земледелия. И эта юридическая формулировка позволяет получать значительные финансовые ресурсы, которые помогают нам», – рассказал Алексей Островский.

Удивительно, но в советские годы на Смоленщине площадь сельхозугодий составляла 2,6 млн га, в том числе пашня – 1,5 млн га, сенокосы – 0,5 млн га, пастбища – 0,4 млн га. Тогда в Смоленской области действовало 150 колхозов и 277 совхозов. Значит, все-таки обрабатывали землю, несмотря на риски. И картошку, кстати, выращивали знаменитую. Сегодня смоляне надеются на помощь белорусов. Но и тут не все гладко.

– Мы с удовольствием дадим обрабатывать нашу землю белорусским агропроизводителям. Но, к сожалению, меня расстраивает, что, несмотря на неоднократные приглашения белорусов прийти в регион, мы пока не видим ни малейшей активности с их стороны. Более того, по моему поручению и в рамках тех договоренностей, которые были в свое время достигнуты с председателем Витебского облисполкома, мой первый заместитель вместе с делегацией чиновников Смоленской области выезжали в Витебск на переговоры, но, несмотря на активные приглашения, мы пока не видим практического желания прийти, взять и обрабатывать землю. С чем это связано, у меня есть этому объяснение, но с учетом того, что вопрос международных отношений – не предмет моей компетенции, я на эту тему высказываться не буду, – сказал Алексей Островский.

Кстати, в настоящее время в регионе сформировано свыше 1 млн га земель сельскохозяйственного назначения для реализации на них инвестиционных проектов в сфере сельского хозяйства.

Будем надеяться, что в этом сложном вопросе сотрудничество белорусов и россиян обязательно сложится примерно так, как получилось в Ярцевском районе Смоленской области. Здесь белорусская компания ОАО «Забудова» будет участвовать в строительстве многофункционального придорожного сервисного центра с АЗС, кемпингом и торговым центром.
 – Мы выбрали это место неслучайно: рядом трасса Минск – Москва, огромные логистические возможности. Здесь будут крытые и закрытые склады, магазины, выставочный центр белорусской продукции, – рассказала представитель торгового дома «Забудова» Елена Тисецкая.

Автобус с журналистами едет дальше. Через час мы заходим на мясоперерабатывающий комбинат «Орлан», что в Сафоновском районе Смоленской области. Юрий Рыжов, один из учредителей предприятия, делится со мной, что на мясокомбинате очень ценят белорусских специалистов: «Обвальщики и жиловщики у нас в основном из Беларуси и Украины». Мы проходим с ним в цех, где мужчины и женщины режут мясо сверкающими ножами. Некоторые из них работают в кольчужных перчатках, на нескольких надеты защитные фартуки. «Ножи острые, профессия опасная, и только немногие работают без защиты», – говорит Рыжов. По его словам, этих специалистов собирали по всему бывшему Советскому Союзу. Очень дефицитная эта специальность. И это притом, что на мясокомбинате зарплата обвальщика составляет полторы тысячи евро. «В свое время на всех мясокомбинатах были такие специалисты, но с 2004  года Россия активно стала покупать мясо в Латинской Америке. Оттуда оно шло уже в разделанном виде. Все это сказалось на российском рынке. Предприятия потеряли дефицитных специалистов, закрыв обвалочные цеха», – говорит Рыжов.

Мы ходим по цехам огромного комбината, крупные полутуши свиней транспортируются по конвейеру. «А где же говядина?» – интересуюсь я.

«Мы испытываем дефицит крупного рогатого скота. В России просто нет говядины. Если бы Беларусь поставляла нам живой скот, а мы бы его перерабатывали, то выгода была бы всем», – отвечает Валерий Никулин, один из учредителей комбината. Но и тут предстоит трудный разговор. Белорусы тоже не хотят терять прибыль и поставляют в Россию уже готовую продукцию.

Впрочем, точек соприкосновения у Смоленской области и Беларуси более чем достаточно. В планах губернатора Смоленщины Алексея Островского – создать в рамках Союзного государства совместное производство льняной продукции и рапсового масла.

– Что касается Союзного государства, у нас в Вяземском районе создан льняной промышленный кластер. С учетом того, что в Беларуси сложились хорошие традиции по производству льна, наши усилия здесь можно было бы объединить и поставлять уже готовую продукцию на внешние рынки. То же самое можно говорить и о производстве рапсового масла. Мы могли бы придумать что-то вместе, – рассказал он.

Напомним, что в 2013 году товарооборот между Республикой Беларусь и Смоленской областью составил почти 5 млрд долларов и по сравнению с 2012 годом увеличился в 3 раза.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Труп беженки и иностранец в бессознательном состоянии обнаружены на границе с Латвией и Польшей
  2. На Украине американцы испытывают психотропные препараты
  3. Путин: мы должны выбирать кадры из тех людей, которые готовы служить России
  4. Свыше 350 млн руб изъято у подозреваемых в РФ и Беларуси, связанных с даркнет-платформой Hydra
  5. Путин: Отмечая этот праздник, мы отдаем дань уважения традициям нашей государственности
  6. Путин: Прошу всех законодателей уделять особое внимание вопросам межнационального согласия, гражданского мира
  7. Владимир Путин выступает на Совете законодателей в Петербурге
  8. Пентагон признал неэффективность поставленного Киеву оружия
  9. Володин: Тех, кто игнорирует принятые федеральные законы, необходимо отстранять от должности
  10. Володин поднял вопрос низких зарплат воспитателей детских садов
  11. Украинцев смогут уволить с работы, если они умолчат о родственниках в РФ
  12. Володин: Должно быть конкретное министерство, ответственное за вопросы поддержки семей
  13. Украинцы осаждают паспортный центр в Варшаве
  14. Шойгу выразил надежду на скорое вступление Беларуси в ШОС
  15. В Подмосковье спасли из рабства белорусов, которых принуждали к попрошайничеству

Парламентское Собрание

Гайдукевич: Первое ВНС стало фундаментом для тех лет

По мнению парламентария, без референдума и Всебелорусского народного собрания, в стране была бы война

Политика

Александр Лукашенко: Украину превратили в наркомана

Живет в ожидании дозы дополнительных вооружений

МНЕНИЯ

Байден объявил американцев высшей расой

Михаил Васильев

Однажды для Германии такое поведение кончилось очень плохо

Без детей детей снимают

Валерий Чумаков

На экраны страны вышел ремейк культового советского детского сериала. У которого нет шансов тоже стать культовым

Кина не будет – вышка ёк

Павел Родионов

Российский ОПК «обрадовал» противника очередной таинственной новинкой.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также