Семинар ПС: Крепче за баранку держись, шофер
Автомобильный транспорт России и Беларуси перевозит более семидесяти пяти процентов всех грузов. Железная дорога при всей ее внушительности, здесь выступает скорее на подстановках

СТРАТЕГИЯ - ЮГ
Цифра внушительная прозвучала на заседании постоянно действующего семинара при ПС СГ. Обсуждалось развитие транспортной системы Союзного государства. Причем, не только на внутреннем треке, но и на внешнем.
Время и международная обстановка вносят свои коррективы. Стратегическое направление – юг.
- Союзному государству нужен транспортный коридор с Ираном, Турцией, Азербайджаном, Узбекистаном и Китаем. Если мы вот в этих коридорах наладим бесшовную работу, с меньшими простоями пунктов пропуска, то нам грузов из Франции или из Италии и не надо будет. Нам достаточно груза у Беларуси, в Союзном государстве, в странах СНГ, и тот товар, который сегодня работает на экспорте и импорте с этими нашими добропорядочными странами, - заявил председатель комиссии ПС по транспорту Евгений Москвичев.
КОРРИДОР УЖЕ ДЕЙСТВУЕТ
Что касается конкретно Ирана, то уже в июне прошел первый контейнерный поезд через переход в Астаре.
- Можно технически говорить, что коридор «Север-Юг» работает в автомобильном направлении, но у нас есть проблемы. Сразу скажу, что парламент России и Беларуси в этом направлении работает, также, как и работает министерство транспорта. Много уже удалось сделать. Думаю, что еще раз встречи стран – Россия, Беларусь, Иран и Азербайджан – необходимо организовать, чтобы этот коридор был более прозрачным, - обозначил задачу Евгений Москвичев.
РАСЧИСТКА ПУТИ: ПРАВИЛА ОДНИ, БУМАЖКИ - РАЗНЫЕ
Впрочем, и на внутреннем российско-белорусском треке еще есть над чем поработать, чтобы убрать еще отстающие колдобины из области формализма
ШТРАФ - СТО ТЫСЯЧ
На один из таких бугорков обратил внимание Алексей Богданов, директор транспортной компании из Смоленска:
- Дело в свидетельствах о профкомпетенции. Условия, сроки действия, программы обучения водителей, они все идентичны, как в России, так и в Беларуси.
Однако сама форма для этого свидетельства различна. То есть РФ она одного образца. В РБ – другого. И это является причиной для непризнания этого свидетельства контролирующими органами. Более того, если российский перевозчик, принимает на работу такого водителя, то это грозит штрафными санкциям порядка 100 рублей. В сегодняшних условиях такие деньги заработать не так просто. Поэтому необходима унификация такого свидетельства.
- Хорошо, мы обязательно займемся этим вопросом, - заверил Евгений Москвичев.
КРИТИЧЕСКИЙ ПЕРЕГРУЗ
Для сохранности и долговечности дорожного покрытия и безопасности, собственно, движения проводится необходимый весовой контроль. Чтобы машина от перегруза не дай Бог не развалилась в пути, не попортила дорожную инфраструктуру, включая те же мосты.
На заседании прозвучал вопиющий пример, когда под перегруженной машиной развалился мост. Перевозчик решил сэкономить тридцать тысяч, сделав одну ездку вместо двух. А в итоге ущерб составил 250 миллионов рублей необходимых для восстановления моста. Чтобы таких ЧП не случалось машины взвешивают.
- Сейчас таких весогабаритных пунктов 585. Восемьдесят два на федеральной сети, остальные – на региональных. К 2030 году их общее количество увеличится до 800, - сообщил директор департамента госполитики в области дорожного хозяйства Минтранспорта РФ Ренат Гайнетдинов.
ЦЕНА КИЛОМЕТРА
Проблема в том, что эти пункты – федеральные и региональные – разрознены, не связаны между собой. Поэтому считает он, необходимо создание общей системы контроля, которая объединила бы все весовые пункты. А интернет сделает такую систему прозрачной. Соответствующий законопроект уже разработан.
При этом диагностику федеральных или дорог опорной сети, настаивает Евгений Москвичев, должна делать одна структура – РОСДОРНИИ.
- Тогда мы получим по-честному данные в каком субъекте что есть. И тогда одинаково отдать на стоимость одного километра ремонта дорог, чтобы их привести в норматив.
Другая идея на будущее, прозвучавшая на семинаре, касается непосредственно союзного сообщения. А именно взаимное признание весовых данных России и Беларуси. Чтобы водители не теряли время на пунктах пропуска, проходя эту процедуру заново. Министерство «за». Но необходимо заключить межправительственное соглашение.
ЭХО СВО: СВЕТ И ТЕНИ "ПЛАТОНА"
Имя древнегреческого философа у водителей фур вызывает не какие-то там философски-возвышенные, а исключительно практические ассоциации
КОРОТКИЙ БЕЛТОЛЛ
"Платон" - госсистема взимания платы с грузовиков свыше двенадцати тонн. Дословно аббревиатура так и расшифровывается – плата за тонны.
- Она изначально подразумевала использование спутниковой навигации. И это логично. Россия – страна огромная. Система охватывает больше 65 тысяч километров дорог. Поэтому тот вариант, который ранее реализовали наши коллеги в Беларуси – БЕЛТОЛЛ – на основе короткой радиосвязи нам объективно не подходил, - пояснил Ильяс Хамидулин директор департамента компании-оператора ПЛАТОНА.
Свои коррективы внесла СВО, которая повлияла на спутниковую навигацию. Системы РЭБ, ПВО, плюс - глушилки, которые используются недобросовестными коммерческими перевозчиками прямым образом влияют на спутниковую картинку, образуя черные пятна. В результате средства за пользование участком, оказавшемся в тени, не списываются. И в систему контроля, соответственно, не вносится плата. Выход уже найден. Буквально на днях планируется изменение законодательства. И оператору, взимающему плату, будет позволено достраивать выпадающий из-за внешнего вмешательства маршрут.
СТАТИСТИКА ПРОТИВ РЕАЛИЙ
По официальной статистике всего двадцать процентов от выписанных штрафов вызваны огрехами системы по объективным причинам. Все остальное это в том числе, так называемый, левый Анти-Платон, который можно купить и который глушит все, включая проезжающие рядом машины. Впрочем, с такой статистикой согласны не все.
- У меня нет проблем с БЕЛТОЛЛом, прекрасная система, на нее РЭБ почему-то не действует. А теперь ПЛАТОН. У меня например, за пять лет не было ни одного нарушения. Но с начала этого года – сразу под сто. Все толкает нас в обратную сторону – от цифровизации назад к бумажным маршруткам, - предостерег директор одной из российских компаний-перевозчиков Сергей Алейников.
- Вместо уведомления, чтобы я заплатил за такой-то участок дороги, где, например, работает РЭБ, нам сразу приходит штраф. Система не разбирается, - поддержал коллегу Сергей Гоз, директор транспортной компании из Калининграда.
В ответ представители ведомств заверили, что с 1 сентября, когда заработают поправки в законодательные нормативы все досадные уйдут, а штрафовать будут только тех, кто не зарегистрирован в системе ПЛАТОН, либо у него нет соответствующего бортового устройства.
СУТОЧНЫЕ: СЯБРЫ ТАК ПРОСТО БОГАЧИ
Водитель-дальнобойщик это, как правило, взрослый здоровый мужчина
Чтобы осилить дорогу, он, в первую очередь, должен нормально питаться. Да вот беда с теми суточными, что получают водители, отправляясь в командировки, не шибко то разгуляешься.
Эта тема прозвучала во всеуслышание в феврале прошлого года. Тогда Владимир Путин, проезжая за рулем КАМАЗа по вновь открытой трассе под Казанью, заехал на заправку, где в кафе как раз побеседовал с дальнобойщиками.
- Суточные всего 700 рублей, а только один обед стоит больше пятисот. Нельзя ли нам сделать сумму, как в Беларуси, - обратились они к главе государства.
Для сравнения – их коллеги в союзной стране получают 1300 рублей в сутки. Это на внутренних рейсах. Но там и расстояния ни чета российским далям. На международных, в том числе - и в России – уже 150 долларов.
Россиянам как в старые-добрые времена приходится брать с собою из дома авоську с харчами.
Проблема, действительно, есть. Но постепенно решается.
- Здесь бы я хотел, конечно, поблагодарить Евгения Сергеевича Москвичева лично за то, что мы подняли планку для международников до трех с половиной тысяч рублей. У нас на это есть соответствующие поручение президента, - сообщил директор департамента госполитики Минтранса РФ Сергей Семенов.
- Что касается 700 рублей, которые внутри России, то мы по-честному договорились с министром финансов, что денег на увеличение сегодня нет. Ситуация сами понимаете какая. Следующий год оставим как есть. Но в 2027-м обязательно будем увеличивать, - констатировал Евгений Москвичев.