САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Людмила МИНКЕВИЧ

Нина Шарубина: Сильным Господь посылает испытания

Голосом солистки Большого театра оперы и балета Беларуси Нине Шарубиной пели и Абигайль в «Набукко», и Амелия в «Бале-маскараде», и Сантуцца в «Сельской чести», и Чио-Чио-сан в «Мадам Баттерфляй»…

И не только в Беларуси. Солистка гастролировала в Австралии, Германии, Голландии, Испании, Франции и многих других странах. Пять лет назад за выдающиеся творческие достижения и большой вклад в национальное искусство Нина Шарубина была награждена медалью Франциска Скорины, в 2010-м удостоена звания «Заслуженный артист Республики Беларусь», а в этом – Государственной премии Беларуси. Как артистке удается удерживать такую высокую планку, узнавала корреспондент «СВ». 
       
– Приходя в театр, зритель видит состоявшуюся артистку с сильным голосом и успешной карьерой. А ведь когда-то любой артист был ребенком. Каким было ваше детство?
        
– Я выросла в прекрасном месте – в деревне Калиновая на Могилевщине. Детство было не таким, как у современных детей, скажем, у моего сына. Родители держали огород, большое хозяйство с домашней живностью. За всем нужен был уход. Поэтому уже класса с первого-второго мы с сестрой вовсю помогали родителям. Никаких каникул, лагерей… Летом начиналась самая работа, сенокос. Помогала отцу. Он работал конюхом. Просто обожала лошадей, это была моя страсть. 
      
– В такой атмосфере – природа, лошади, луг, лес, – о чем тогда мечталось вам?
       
– Во-первых, я любила петь. Как бы это банально ни звучало, но пела я всегда. Слушала пластинки, выучивала слова, напевала. Даже на непонятных иностранных языках. А во-вторых, любила «учительствовать». Собирала детей, усаживала на скамеечки, нарезала тетрадки и проводила уроки. А серьезно стала думать о будущей профессии, когда пришла в музыкальную школу в четвертом классе. 
       
– А музыкальные гены у вас есть? 
       
– Может, в каком-то колене были профессиональные музыканты. Но, к своему стыду, настолько глубоко я не знаю свои корни. Среди бабушек-прабабушек, насколько мне известно, музыкантов не было. Но мама и дядя у меня хорошо играли на гармошке. Причем оба – самоучки. 
         
– Могли тогда подумать, что судьба приведет вас на большую сцену?
        
– Нет. Не могла представить это, даже учась в музыкальном училище. Я знала, что голос у меня неплохой. Но что я буду оперной певицей? Я даже не думала об этом. У меня была цель окончить училище, поступить в консерваторию и быть дирижером хора. Все изменилось где-то на третьем курсе училища, когда я попала в класс по постановке голоса к педагогу по вокалу Людмиле Браиловской. Она помогла открыть возможности моего голоса. Я до этого пела неплохо эстраду, даже ездила на гастроли в Нижневартовск и Ташкент. Но не думала, что могу петь в такой высокой тесситуре. Пару уроков – и все, я влюбилась в это дело. Поняла, что эстраде очень далеко до такого настоящего пения. Правда, мой творческий путь складывался сложно. В консерваторию поступила не сразу. И с театром тоже было все непросто. Но знаете, говорят, что сильным Господь посылает испытания. 
       
– Если бы можно было выбрать: легко попасть в театр или же снова пережить то, что пришлось, – как бы вы поступили?
        
– В моем случае лучше пережить. Считаю, в театр надо приходить готовой певицей – не только вокально, но и психологически. Театр – очень сложный и порой жестокий организм. Приходя туда, ты должен понимать – будут и удачи, и неудачи, и очень важно устоять перед неудачами, найти в себе силы работать дальше, не загонять себя в угол. Я через все это прошла. Не в театре – до него. В театр пришла вокально готовой, с партией Амелии из «Бала-маскарада» Верди и до сих пор пою ведущий репертуар. У меня не было ввода в профессию и вторых партий – сразу в бой! 
        
– И что помогает постоянно держать эту высокую планку? 
        
– Одного голоса, который дает тебе Бог, очень мало. Нужна постоянная работа над собой – техническая, вокальная, эмоциональная… Сколько бы ни пел, какой большой опыт ни имел бы, в каждой оперной партии все равно будешь находить свои подводные камни. Казалось бы, что может быть сложнее леди Макбет Верди? Но вот беру новую партию Ярославны в «Князе Игоре» Бородина или Сенты из оперы «Летучий голландец» Вагнера – а там свои особенности, сложности. А текущий репертуар! Это масса материала, партии – «по километру». Еще и не на родном языке. И все надо держать в голове. 
       
– На сцене вам приходится быть и страстной Тоской, и жертвенной Аидой, и беззащитной Чио-Чио-сан. А какая вы в жизни, с друзьями, родными? Какой образ вам ближе всего? 
        
– Откровенно говоря, у меня от всех понемногу. К примеру, когда хочется мечом взмахнуть – я Абигайль, когда поплакать – Аида. Всех моих героинь объединяет одно общее качество – все они любящие женщины. Все до одной. 
       
– Есть ли роль, которую вам хотелось бы сыграть?
        
– Очень хотела бы в сценическом варианте поработать над партией леди Макбет из оперы Верди. Я пела ее два раза в концертном исполнении. Образ очень сложный. Первое впечатление – Макбет «кровавая» женщина. Но на самом деле она не такая. Она делает все ради любви. Есть, над чем поработать как драматической актрисе. 
       
– Вы выступали во многих странах мира. Чувствуете ли разницу в восприятии оперного искусства в Беларуси и за рубежом? 
        
– Последние гастроли были в Англии. Белорусская опера была представлена там впервые. Нас предупреждали перед поездкой, что страна сырая, холодная и зритель холодный. Я этого не заметила, честно скажу. На одном спектакле зритель даже встал, что для англичан вообще не характерно. Так что большого различия не вижу. Единственное, в Германии зритель более раскованный. В Испании то же самое. Если что понравилось, вообще гвалт стоит в зале. Они даже ногами могут потопать. Наш зритель более стеснителен, сдержан.
       
– Скажите, а есть ли желание у вашего сына заниматься музыкой?
        
– С шести лет хотели отдать его в музыкальную школу, и все без успеха. Но он мальчик музыкально одаренный. У него очень хорошие слух, чувство ритма. Недавно исполнилось семнадцать лет, стал вырисовываться такой басок. Может, он и будет петь. Все для этого есть. Он часто напевает эстраду, иногда меня пародирует, довольно неплохо. В настоящее время хочет получить экономическое образование. А там будет видно. Считаю, серьезно заниматься вокалом мальчишкам стоит после двадцати лет, когда мутация голоса пройдет. К слову, муж у меня окончил строительный институт и только потом поступил в музыкальное училище и консерваторию. Мы на одном курсе учились, там и познакомились. Так что, может, и у сына что-то подобное будет...
       
– Насколько знаю, вы с мужем работаете сейчас в одном театре. Сложно или легко работать супругам вместе?
        
– Муж работает заместителем генерального директора по производству. Но мы редко видимся в театре. У нас разные направления. Я в гримерке, он – у себя. Существуем совершенно нормально в театре. 
       
– Есть ли у вас отдых помимо музыки?
        
– Нет, к сожалению. Закончился урок по «Летучему голландцу» – хочу не хочу, напеваю партию… Ну как отдохнуть?! И дома все равно включаю запись и беру клавир. Даже когда с друзьями встречаемся, разговоры все равно о театре, как бы ни хотелось этого избежать. Это жизнь. Иногда спрашивают о хобби. Какое хобби?! Вот мое хобби. Я занимаюсь любимым делом. Когда я пришла в театр, счастью не было предела. Я мечтала, добивалась, и добилась своей цели – я солистка Большого театра Беларуси.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Следователи установили связь между террористами из «Крокуса» и Украины
  2. В Беларуси сократят количество базовых 10 классов
  3. Овечкин поддержал восьмилетнего мальчика Илью, попавшего под машину террористов
  4. Тысячу бюджетных мест выделят вузы Беларуси для россиян, сдавших ЕГЭ
  5. Военные РФ уничтожили бойцов ВСУ ударом по Харькову
  6. Хинштейн анонсировал поправки в законах после теракта в «Крокусе»
  7. В Беларуси задержан мужчина, собиравшийся воевать на стороне Украины
  8. NYT: США могли передать России не все данные о готовящимся теракте
  9. Беларусь надеется на объективность ЮНЕСКО при оценке польского забора в Беловежской пуще
  10. Канадский клуб НХЛ «Калгари Флэймз» опубликовал карту России с Крымом
  11. Фигурант дела о теракте в «Крокусе» обжаловал свой арест
  12. Россия планирует закупить в Беларуси авиакомплектующих на 1 млрд рублей
  13. Александр Лукашенко: Санкции санкциями. Вроде, мы справляемся, все ничего
  14. Путин провел телефонный разговор с президентом ЮАР
  15. Кузнецова: Киевский режим активно вербует несовершеннолетних и рассылает сообщения с угрозами

Политика

Мораторий на смертную казнь для террористов можно законно обойти

Нужно только обратиться к друзьям-белорусам

МНЕНИЯ

А Президент-то – ненастоящий!

Валерий Чумаков

Отказ от Президентских выборов в Незалежней может отразиться политическим кризисом и даже госпереворотом.

Факты – упрямая вещь

Татьяна Вахромеева

Первые данные расследования теракта в «Крокусе» - украинский след уже нашел подтверждение.

Пора отправить в утиль прокисшие обязательства

Олег Зинченко

В Госдуме началось обсуждение отмены моратория на смертную казнь

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также