10 Сентября 2019 года / Текст:  Евгений БЕЛЯКОВ / К номеру: 41  (864)

Турпоток на Восток

Подводим итоги экономического форума, прошедшего на острове Русский

Турпоток на Восток

Предприниматели любят владивостокский саммит за продуктивность. Фото: Сергей Малыгавко/ТАСС

ЧИСЛО ГОСТЕЙ ВЫРОСЛО НА ЧЕТВЕРТЬ

Восточный экономический форум в этом году юбилейный - пятый. На нем не только заключали новые соглашения. Но и подводили итоги. Больше всего инвесторам на Дальнем Востоке интересны сырьевые проекты. Но растет популярность и другой отрасли - туризма. Потенциал - огромен, пришли к выводу и российские, и иностранные эксперты.

В прошлом году на Дальнем Востоке России побывали почти семь миллионов туристов. Подавляющее большинство - внутренние путешественники. Но стремительно растет и число иностранцев (подробнее - см. графику).

- За прошлый год прирост составил 22,6 процента. Увеличение доступности для россиян и наших гостей из других стран - это главная задача. Поток, которого мы достигли сейчас, нужно увеличить минимум в пять раз, - заявила на одной из сессий в рамках ВЭФ-2019 вице-премьер Ольга Голодец.

Большинство иностранцев обычно ездят по российским столицам или в пределах центральной части страны. Но теперь в шорт-лист зарубежного путешественника входит и посещение Дальнего Востока. Особенно, если речь идет об азиатских туристах.

- По темпам роста Дальний Восток занимает первое место среди всех регионов, даже таких успешных, как Москва, Санкт-Петербург и Сочи, - констатирует Ольга Архангельская, партнер компании Ernst and Young.

Другое дело, что добраться до отдаленных регионов до сих пор сложно. А инфраструктуры на месте, как правило, катастрофически не хватает...

В ПОИСКАХ КОМПРОМИССА

Одно из главных узких мест - устаревшие аэропорты и морские причалы, которые не могут принимать океанские круизные лайнеры. Это резко ограничивает число людей, которые могут добраться, к примеру, до той же Камчатки.

- Аэропорты должны принимать дальние магистральные самолеты. Круизные корабли тоже должны где-то обслуживаться. Плюс нужно развязать проблему с пограничниками и военными. Необходимо найти разумный компромисс между безопасностью страны и развитием туризма, - говорит Сергей Бачин, генеральный директор «Роза Хутор».

Справедливости ради, одно нововведение работает. Граждане стран Азиатско-Тихоокеанского региона могут получить электронную визу и посетить шесть дальневосточных регионов. Этим уже воспользовались сто тысяч человек.

- Ввели целый ряд мер поддержки, и они активно влияют на турпоток. Это упрощенный визовый режим для граждан девятнадцати государств, субсидирование авиаперелетов, нулевой налог на прибыль для гостиниц, режимы территории опережающего развития и свободного порта, - перечисляет Ольга Архангельская.

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ

Фишка Дальнего Востока - природные богатства. Но, к сожалению, добраться до них очень сложно и дорого.

- Для нас очень важно, чтобы появилась инфраструктурная доступность тех уникальных национальных парков, заповедников и исторических пунктов, чтобы туризм наполнился содержанием, - говорит Ольга Голодец.

В Ростуризме предлагают решить вопрос комплексно. Чтобы привлечь иностранных туристов, необходимо создать узнаваемый туристический бренд. В этой сфере пока много стереотипов.

- У нас есть совершенно конкретные планы по цифровой трансформации отрасли на базе существующих ресурсов. Пока мы не создадим качественный, оцифрованный, удобный контент про страну, нам двигаться будет тяжело, - считает Зарина Догузова.

При этом у массового туризма есть и свои побочные последствия. То есть развивать индустрию гостеприимства нужно, но с оглядкой на то, чтобы антропологическое воздействие на природу было минимальным.

ИНТЕРВЬЮ В НОМЕР

«Камчатка должна стать популярнее Исландии»

Об этом на ВЭФ нам рассказал Леонид Петухов, гендиректор Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта.

- Насколько высок туристической интерес? Или к нам идут за сырьем?

- Идут за разными проектами. Но считаю, что развитие туризма - это то, что должно делаться на уровне регионов. Работу с гостями прекрасно выполняют местные чиновники, которые за это отвечают.

Стратегическим проектом для меня является Камчатка. Туристический потенциал ее огромен. Два месяца назад я специально поехал с визитом в Исландию. Очень похожий регион. Жителей примерно столько же. Но там в десять раз больше туристов.

- Как именно планируете развивать Камчатку? Я был там год назад. Видел, что инфраструктура в ужасном состоянии…

- Да, так оно и есть. С точки зрения природной красоты Камчатка гораздо красивее, но в Исландии выстроена совершенно уникальная работа. Пока летишь в самолете, тебе на экране уже показывают рекламу, какие туры есть, что можно посетить. Туризм, по сути, - это где жить и что делать, два очень простых вопроса. В Исландии все очень дорого. Но при этом, по опросам, 80 процентов довольны поездкой. Задача по развитию Камчатки очень простая. За десять лет привлечь турпоток в десять миллионов человек. Тем же туристам, что едут в Исландию, просто нужно сказать: у вас есть вторая опция - поехать на Камчатку.

- Президент Владимир Путин назвал Камчатку самым красивым местом, где когда-либо бывал. Как туда все-таки завлечь туристов?

- Чтобы это случилось, нужны три вещи. Дороги, гостиницы и продвижение. Надо целенаправленно привлекать туристов. Это, кстати, очень недорого. В Исландии не делают дорогие ролики, просто используют все современные средства коммуникации, соцсети. Максимум миллион долларов в год на всю страну. На Камчатке должно быть точно так же. Если будет такое поручение, попросим консультантов, которые работают в Исландии, помочь нам. Туризм с точки зрения инвестиций - это не самые большие проекты, зато задействован весь регион.

Комментарии


Другие статьи раздела

Экономика: интеграция

По пути к большой Евразии

Когда «Москвич» был лучше «Тойоты»? Что хочет Индия и как улучшить отношения с Евросоюзом? Об этом говорили участники VI Евразийского экономического конгресса, который прошел в Москве

Печки строим, на лавочках не сидим

На экономической секции обсудили, что в первую очередь может двинуть развитие хозяйственных отношений наших стран? Транспортная логистическая сеть, наука, внедрение технологий

По шпалам не пойдешь по привычке

Добраться из Петербурга в Минск поездом целая проблема - многих пугает перспектива 13-часового путешествия. Другое дело – два-три часа, и ты на месте

Подъем первым классом

Компании «Могилевлифтмаш» и «Воздухотехника» спустя год совместной работы выпускают на рынок премиум-лифт, с которым можно будет поговорить

Интеграцию на карты

Накануне встречи президентов России и Беларуси диалог провели премьер-министры Дмитрий Медведев и Сергей Румас

Есть не только «МИГ» между нашими странами

Интеграционные процессы затрагивают самые разные сферы - энергетику, IT, оборонку, автостроение. Как сегодня работают торговля, кооперация и другие области экономического взаимодействия?

Читайте также

Экономика: интеграция

По пути к большой Евразии

Когда «Москвич» был лучше «Тойоты»? Что хочет Индия и как улучшить отношения с Евросоюзом? Об этом говорили участники VI Евразийского экономического конгресса, который прошел в Москве

Туризм

Пять причин поехать в Вязьму


Этот старинный город, основанный в XIII веке, часто называют провинциальным. Но не чтобы обидеть, просто хотят подчеркнуть его уют и атмосферность

Культура

Леонид Якубович о девчатах из легендарного 46-го женского авиаполка: Они - не «ведьмы», а «незабудки»

Телеведущий и шоумен снял фильм про летчиц, что бомбили фашистских захватчиков, в том числе и в Беларуси. В интервью «СВ» телеведущий рассказал, как летал на легендарном По-2, об отце-фронтовике и как поддерживает себя в отличной форме

Политика

Разбираем юридические кладовые

Как изменилась ситуация в правовом поле, обсуждали на секции по сближению законодательства Беларуси и России

Союзное государство

Однажды двадцать лет спустя

В Москве прошла конференция «Союзное государство: достижения, проблемы, перспективы»

Трибуна депутата

Александр Козловский: Идею агрогородков подглядели у сябров

Почему пенсионной реформы было не избежать, как и кем заселить Дальний Восток и отчего чиновникам нужно платить большую зарплату, корреспонденту «СВ» рассказал член Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту



Экономика: интеграция

По пути к большой Евразии

Когда «Москвич» был лучше «Тойоты»? Что хочет Индия и как улучшить отношения с Евросоюзом? Об этом говорили участники VI Евразийского экономического конгресса, который прошел в Москве

Общество

Нужно воспитывать лидеров

Об этом шла речь на секции «Молодежь как будущее Союзного государства»

Экономика: интеграция

Печки строим, на лавочках не сидим

На экономической секции обсудили, что в первую очередь может двинуть развитие хозяйственных отношений наших стран? Транспортная логистическая сеть, наука, внедрение технологий

Политика

Разбираем юридические кладовые

Как изменилась ситуация в правовом поле, обсуждали на секции по сближению законодательства Беларуси и России

Общество

Радиацию под контроль

Вопросы образования и патриотического воспитания обсуждали на секции, посвященной соцполитике

Экономика: интеграция

По шпалам не пойдешь по привычке

Добраться из Петербурга в Минск поездом целая проблема - многих пугает перспектива 13-часового путешествия. Другое дело – два-три часа, и ты на месте

Союзное государство

Однажды двадцать лет спустя

В Москве прошла конференция «Союзное государство: достижения, проблемы, перспективы»

Туризм

Пять причин поехать в Вязьму


Этот старинный город, основанный в XIII веке, часто называют провинциальным. Но не чтобы обидеть, просто хотят подчеркнуть его уют и атмосферность

Вопрос-ответ

Живу в Минске, есть маленький бизнес, который веду через интернет. Планирую переехать к брату в Москву и хочу продолжать вести свое дело. Могу я зарегистрироваться в РФ как самозанятый?

Живу в Минске, есть маленький бизнес, который веду через интернет. Планирую переехать к брату в Москву и хочу продолжать вести свое дело. Могу я зарегистрироваться в РФ как самозанятый?

Спорт

Игра с козырями и без

Лидеры российского футбола подтверждают свой класс, но в еврокубках это не помогает