САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Максим Чижиков

Юные музыканты из России и Беларуси покорили зрителей в Москве и Минске

Молодежный белорусско-российский симфонический оркестр в рамках проекта Союзного государства с успехом дал концерты в двух столицах

Девяносто юных музыкантов из России и Беларуси сыграли на сцене Большого зала Московской консерватории.
Фото: Владимир Веленгурин/kpmedia.ru


БОЛЬШОМУ КОРАБЛЮ – БОЛЬШОЙ ЗАЛ


Для юного музыканта сыграть на сцене Большого зала Московской консерватории, все равно что начинающему футболисту - на главной арене «Лужников». Запомнится на всю жизнь. Еще бы: сотни музыкантов идут к этой вершине порой почти всю карьеру, а у девяноста ребят из России и Беларуси - это только начало их большого пути. С другой стороны, большому кораблю и положен большой зал.

А в оркестре собраны лучшие из лучших. Отбор был непростой. География участников– от Бреста до Комсомольска-на-Амуре, считай - все Союзное государство на сцене. Возраст музыкантов в основном от 17 до 22-х лет. Хотя самому молодому – скрипачу Григорию Шпунту – всего 15. Он еще учится в музыкальной школе при Алтайском государственном музколледже.

Молодежный симфонический оркестр Беларуси и России возродился в прошлом году. Тогда коллектив под руководством Юрия Башмета дал два ноябрьских концерта: в Москве и Минске. Но в российской столице выступать пришлось в Малом театре – на не самой приспособленной под концерты классической музыки сцене. Ребята тогда жаловались, что зал – «глухой», звук не летит, его занавес «съедает». Зрителям было сложно услышать, как звучат, например, медные инструменты, особенно валторна.

В Большом зале Консерватории такого быть не может, в принципе. Акустика тут потрясающая. Как и сама атмосфера в зале. И вот ребята расселись на сцене и замерли. Ждут маэстро - легендарного дирижера Юрия Башмета. Он выходит на сцену. Улыбается, приветствует зал, и концерт начинается.

- Программа красивая, но очень сложная. Конечно, оркестр сборный, поэтому за несколько репетиций невозможно добиться какого-то идеального качества, но они молодые, поэтому впитывают в себя мгновенно и очень стараются. Хорошо готовились, репетировали. Может, и будут какие-то ошибочки, но трагедийного ничего не может быть. Главная цель - объединение молодежи наших стран классическим искусством, музыкой, - рассказывал за полчаса до начала представления его руководитель.

ОТ «ПЛЯСОК» ДО ВАЛЬСА


Открывается концерт с «Половецких плясок» из оперы Александра Бородина «Князь Игорь». А дальше концерт № 3 ре минор для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова – один из наиболее технически сложных в исполнении. Но справляется и оркестр, и солист – в Москве это лауреат международных конкурсов пианист Алексей Мельников (в Минске – солистка Белгосфилармонии Елена Науменко). Звучат овации, крики «Браво», и первые скрипки получают первые в жизни букеты на сцене Московской консерватории. Приходится еще и на «бис» играть.

В перерыве встречаю в фойе члена Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике Николая Арефьева. Ему концерт очень нравится.

- Чувствуется классное исполнение, - признается он.

Второе отделение тоже не дает расслабиться. Сюиту №2 Сергея Прокофьева из музыки к балету «Ромео и Джульетта» сменяют два вальса – из оперы «Дикая охота короля Стаха» Владимира Солтана (маленький островок белорусской музыки, тут и дирижирует белорус Владимир Сосновский) и из спектакля «Маскарад», написанный Арамом Хачатуряном. А завершает концерт его же адажио из балета «Спартак». История любви знаменитого гладиатора и Фригии равнодушными не оставила никого в зале.

Сразу после московского концерта музыкантов ждал Минск. Коллектив выступил на сцене Белорусской государственной филармонии.

ТАЛАНТЫ

ФЕЙРВЕРК ЭМОЦИЙ

Чтобы попасть в оркестр, приходилось пройти непростой отбор.


Антракт, и юные музыканты переводят дух за сценой. Агния Вяткина – та самая первая скрипка, получившая букет за исполнение, и еще девушка – концертмейстер оркестра. Она – из Казани. В оркестре уже второй год.

- Было два тура, - вспоминает Агния процедуру отбора. - Сначала педагоги приезжали в Казань. А потом второй этап прослушивания, уже финальный, проходил в Москве. Я решила попытать удачу и с успехом прошла.

Перед этим концертом у них было пять дней репетиций.

- За такое маленькое количество времени нужно сделать очень крутую и красивую программу. Мы все должны сконцентрироваться и заниматься музыкой. И оркестр, на самом деле, очень нас сближает. Несмотря на такие сложные условия, мы, наоборот, поддерживаем друг друга, - говорит Агния.

Особых ритуалов у ребят в коллективе пока не появилось: просто пожелать друг другу удачи, перекреститься и на сцену.
У первой скрипки из Беларуси 20-летней Марии Аракелян – очаровательные веснушки. Она учится на втором курсе Белорусской госакадемии музыки. По возрасту она еще два года может выступать в оркестре.

- У нас замечательный педагог, который очень тактично, очень профессионально проводит наши групповые репетиции. Знаете, просто не осталось шансов сыграть что-то не то, - делится она впечатлениями от репетиций.
Эмоции ее так и переполняют.

- Фейерверк эмоций, когда ты приезжаешь в такой коллектив, где у всех людей огонек в глазах. И просто невозможно расслабиться ни на секунду. Прожив в этом графике целую неделю, сейчас на сцене я ощущаю просто невероятное тепло, счастье и радость от того, что могу подарить людям абсолютно невероятные эмоции, - признается юная скрипачка.

ГЛАЗАМИ МАЭСТРО

ЮРИЙ БАШМЕТ: У НАС ОДИН НАРОД, ОДИН МИР

Знаменитый дирижер признается, что с Синеокой у него связи и благодаря музыкантам, и через музыкальные предметы.


О МУЗЫКЕ


- Нас с Беларусью ничего не раздирает. И в политическом смысле, и в музыке. У нас единое музыкальное мышление, менталитет и одна общая школа. В Беларуси всегда были очень сильные педагоги и молодежь. Поэтому у этого оркестра огромная перспектива.
Другое дело, что сверхзадача нашего коллектива - ротация. Мы сейчас собрались, еще может быть в следующий раз этим же составом соберемся, а уже через два года получится, что нужно делать большую замену. Молодежь подрастает, учится, и им нужно давать возможность общаться между собой благодаря великой музыке, учиться друг у друга. Они очень довольны, что вместе: один народ, один мир.

У нас президенты дружат. Я ежегодно бываю в Минске и всегда получаю приветствие от Президента Беларуси. Даже когда фестиваль у нас укоротился до одного концерта, потом снова стал расширяться, он все равно сохранялся (с 2006 года в Минске проходит Международный фестиваль имени маэстро - прим. «СВ»). Пауз не было. Ну, собственно, как и в наших отношениях.

О ЗАЛЕ


- Я очень рад, что мы покажем оркестр в таком зале, в котором мечтают выступить все. Так же, как в Карнеги-Холле в Америке или в Музикферейн в Вене. Но для меня сегодня важнее, конечно, да и всегда был, этот зал – Большой зал Московской консерватории. Тут огромные традиции. И я здесь играл исторический концерт впервые на альте соло. В общем, он для меня нервный зал, но при этом самый важный.

О КОНТАКТАХ С СЯБРАМИ


- В Минске когда-то в консерватории преподавал доцент (Михаил Маркович Гольдштейн – прим. «СВ»). У него была хорошая скрипка, все об этом знали. А у меня в тот момент был период, когда я играл двойные концерты с моим другом Олегом Каганом, и поэтому мне пришлось взять в руки скрипку. После 35 лет, в течение которых я не дотрагивался до нее, так как играл на альте.
И пианистка Виола Михайловна Ерохина, дочь этого доцента, с которой я работал на сцене, увидев афишу, позвонила мне и говорит: «Юрочка, я увидела на афише двойной скрипичный концерт Баха. У тебя скрипка-то есть? А то я собралась продавать папину скрипку». Короче, я ее купил и играл на ней. А сегодня на ней играет мой внук. Связи и через предметы, и благодаря музыкантам.
Я в общежитии жил с пианистом из Минска, моим тезкой, Юрием Гильдюком, который уже много лет художественный руководитель Белгосфилармонии.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Владимир Путин утвердил изменения в военной форме для армии и спецслужб
  2. Владимир Путин обсудил с членами правительства противодействие вовлечению несовершеннолетних в противоправную деятельность
  3. Иван Мельников: Тема 80-летия Великой Победы несет мощный морально-политический заряд
  4. Ток-шоу «Будни» на «Альфа Радио» выходит с понедельника по пятницу утром
  5. Александр Шпаковский: Принимаются достаточные меры для обеспечения обороноспособности Союзного государства
  6. В Волгограде прошла встреча представителей региона с делегацией из Беларуси
  7. Минобороны: ВС РФ освободили Калиново и Валентиновку в ДНР
  8. Сенаторы Беларуси и России обсудят в Смоленске сохранение исторической памяти
  9. Анатолий Вассерман: Зеленский зарабатывает на «украинстве»
  10. Анатолий Вассерман: Снос памятников на Украине — это война с историей
  11. Анатолий Вассерман: СВО закончится ликвидацией «террористической организации Украина» и возвращением всех территорий в Россию
  12. Анатолий Вассерман: Дональд Трамп частично отменяет тарифы не из-за отступления, а следуя принципу «разделяй и властвуй»
  13. Анатолий Вассерман: Одесса – самый русский город
  14. Подготовка ВС Беларуси проходит в штатном режиме, несмотря на фейки и международную истерию
  15. Леонид Калашников считает, что прогрессивные идеи Сергея Глазьева будут востребованы в Союзном государстве

Парламентское Собрание

Зачем в Волгограде собирают молодежь

Международный патриотический форум имеет большое идеологическое значение

Политика

Анатолий Вассерман: Одесса – самый русский город

Известный энциклопедист, журналист, депутат Государственной Думы рассказал нам, почему надо освободить его родной город от многолетней украинской оккупации

МНЕНИЯ

Бей своих, чтобы Россия боялась

Олег Зинченко

Бывшим северянам Украины Зеленский отказал в доплатах.

День Победы никому не отдадим

Анатолий Заусайлов

Хотя европейцы и хотят его отнять

Лавров предупредил «пятую колонну»

Михаил Васильев

Министр прямо заявил, что среди чиновников много западных агентов влияния 

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также