САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Кристина Хилько

Патриарх Алексий II: дорога к храму

За создание памятника Святейшему в Минске протоиерей Федор Повный, скульптор Владимир Слободчиков и архитектор Игорь Морозов выдвинуты на премию Союзного государства в области искусства за 2015 - 2016 годы

Корреспондент «СВ» заглянула в мастерскую скульптора Владимира Слободчикова и расспросила о том, как создавался памятник. 

- Владимир Иванович, памятники Святейшему Патриарху Алексию II уже есть в Йошкар-Оле, в Москве, на острове Валаам, в Таллине. Это не мешало вам найти свой образ? 

 - Создавая свои скульптуры, я ни с кем не спорю и не соревнуюсь. Я передал свое видение образа Алексия II, отразив в памятнике как физическую схожесть с конкретным человеком, так и художественное обобщение его духовной мощи. Памятник нетрудно сделать похожим на прототипа, сложно вдохнуть в него дух, оживить образ. Я должен почувствовать, что между скульптурой и мной есть духовно-ментальная связь. Когда много времени проводишь в мастерской, полностью погружаясь в творчество, в какой-то момент кажется, что скульптура оживает, наблюдает за тобой. Мистика! Но именно в такие моменты понимаешь, что дошел до важного этапа, когда материал перестает быть материалом, а становится будто бы живым существом. Вспомните Пигмалиона, который так сильно полюбил статую Галатеи, что Афродита, тронутая его чувствами, оживила скульптуру. Миф, но в нем все сказано про творчество. 

- Первое, что меня поразило в вашей скульптуре, - это то, что в ней очевидны и масштаб личности патриарха, и его земная человеческая природа. 

- Именно сочетание простоты и величия подкупило меня в святейшем Алексии II. К сожалению, лично я с ним не встречался, но перед началом работы ознакомился с документами, книгами о нем, пересмотрел фотографии, прослушал его проповеди, изучил высказывания современников. Подготовка к работе была сложной, но интересной. Я впервые работал именно в такой тематике - для меня было честью создать памятники Святейшему Патриарху. В Беларуси их два: один находится в Витебске, другой - в Минске. В Витебске скульптура получилась более статичной. В Минске мы видим, как патриарх поднимается по гранитным ступеням к храму Всех Святых Минской епархии. Три ступени - именно столько раз Алексий II посещал Беларусь. Он здесь - простой странник, совершающий путь духовного восхождения вместе с верующими. Особенностью памятника является и то, что он - в движении к храму, призывает людей идти к Богу.

- Как складывалась ваша работа в союзе с такими яркими личностями, как Федор Повный и Игорь Морозов? 

 - С архитектором Игорем Морозовым наш тандем сложился давно. Совместные работы есть в Могилеве, Светлогорске и даже в Германии. Мы понимаем друг друга с полуслова. Но именно протоиерей Федор Повный выступил не только инициатором создания памятника Святейшему Патриарху в Минске, но и духовным вдохновителем нашей совместной работы. Протоиерей Федор Повный был близко знаком с Алексием II, и он подсказывал, на что обратить внимание, где сделать акцент. Каким должен быть прищур глаз, взгляд, как должна лежать ряса, клобук - без таких деталей трудно добиться достоверности, образности. Они важны в работе скульптора, ведь именно через детали раскрывается образ человека. Хочу подчеркнуть, что коллектив у нас сложился дружный, работали в полном взаимопонимании. Вместе решали, в каком именно месте установить памятник, как лучше сделать постамент и обустроить территорию возле скульптуры, как создать эффект движения и убрать статичность. 

- Скажите, какие тенденции сегодня определяют искусство скульптуры? 

- Сегодня скульпторы все чаще обращаются к истории. Не так давно я создал памятник Валентию-Вильгельму Ваньковичу. Это белорусский художник XIX века, представитель романтизма. Одна из его картин недавно вернулась в Беларусь. А совсем недавно о великом художнике и не вспоминали. Скульптура востребована во все времена. Да, сейчас можно говорить о том, что искусство теряет свои позиции в обществе, люди становятся прагматичными, в них пропадает дух романтики. Но я убежден, что искусство никогда не утратит своей значимости для людей восприимчивых, неравнодушных. У каждого времени свои особенности. 

- Но сегодня можно на компьютере создать почти любую скульптуру. 

- Сегодня скульптору помогают в работе компьютерные технологии, при помощи специальных программ многое можно  сделать быстрее и качественнее. Но у иных это убивает желание работать с материалом. «Рукотворение» отошло на второй план. Зачем творить самому, если можно сделать виртуальную картинку? Поскольку я преподаю в Академии искусств, наблюдаю за молодежью, вижу, что многим хочется делать все быстро, юрко. А скульптура требует внимания, времени, усидчивости, надо прочувствовать материал, с которым работаешь, привыкнуть к нему. Для художника вообще важно быть трудоголиком, а еще - быть честным и откровенным перед самим собой.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. МИД Армении направил Беларуси ноту протеста
  2. Лавров: Путин терпеливый, имеющие уши — услышат
  3. Захарова заявила, что офис Зеленского довел Украину «до крайней точки»
  4. Шеф Пентагона заявил, что Путин «не вправе» ставить Украине условия о мире
  5. Столтенберг заявил, что не считает предложение РФ по Украине мирным
  6. Следственный комитет возбудил уголовное дело по ДТП в Благовещенске
  7. Вячеслав Володин возложил цветы к памятнику Станиславу Говорухину на Новодевичьем кладбище
  8. В Киеве отказались от нового мирного предложения России
  9. Шойгу заявил, что на Россию идет серьезная информационная атака
  10. Лавров: Москва не собирается ни за кем бегать
  11. Путин призвал зафиксировать статус новых регионов РФ в международных договорах
  12. Путин заявил, что перед началом СВО провел переговоры с Байденом
  13. Путин: Россия хоть завтра готова сесть за стол переговоров по Украине
  14. Путин рассказал, что пятого марта 2022 в Москве один из зарубежных лидеров предложил свои посреднические усилия по Украине
  15. Путин: Президентский срок избранного главы Украины истек

Парламентское Собрание

Игорь Сергеенко: Отношения с Россией – приоритет номер один

Председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь рассказал «СВ» о задачах нового созыва Парламента, воспитании патриотизма и возвращении релокантов.

МНЕНИЯ

Театр абсурда

Анатолий Заусайлов

Так называемый «мирный» саммит в Швейцарии – классический пример того, что оболочка вокруг него оказалась интереснее и «вкуснее» начинки.

«Хромые утки» требуют у России денег

Михаил Васильев

В Италию на саммит «Большой семерки» слетелись политические лузеры

Призрачный «Мираж»

Павел Родионов

Французы заявили о намерении поставлять Украине истребители

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также