20 Августа 2019 года / Текст:  Лина Тимченко / К номеру: 38  (861)

«Героем себя не ощущаю»

Настоящее чудо! История, произошедшая на прошлой неделе в Подмосковье, облетела весь мир. Самолет А321 «Уральских авиалиний» совершил экстренную посадку в поле. Пассажиры целы, отделались лишь травмами. Командиру Дамиру Юсупову и второму пилоту Георгию Мурзину присвоили звание Героев России, а бортпроводников наградили орденами Мужества

«Героем себя не ощущаю»

Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

ИДЕМ НА ПОСАДКУ

Самолет провел в воздухе не больше десяти минут: в 6.10 вылетел из аэропорта «Жуковский» в Симферополь. На борту - 233 человека. Впереди каникулы, отпуск. Но что-то сразу пошло не так - уже в 6.20 поступил первый сигнал в оперативно-дежурную смену.

В двигатель попала чайка. Командир решил возвращаться обратно в аэропорт, но тут отказал и второй двигатель - другая птица попала и туда. Времени на раздумья не было, и Дамир Юсупов принял единственно верное решение - сажать самолет прямо на кукурузное поле. Касания с землей было не избежать, поэтому он сделал все возможное, чтобы посадка была как можно мягче. В поле приземлялись без шасси. Это помогло избежать опасного момента - самолет мог перевернуться. А высокие стебли «царицы полей» стали своего рода амортизаторами.

Пассажиры рассказывают, что после приземления аплодировали. А пилот и весь экипаж ни секунды не медля начали эвакуацию: четко раздавали указания, куда идти, как спасаться. Юсупов отдавал распоряжения в мегафон, объяснял пассажирам, как выбраться с поля ближе к дороге: «Идем правее, на солнце, вдоль рядов кукурузы!»

И участники тех событий, и специалисты отмечают: паники не было, команда действовала слаженно. Правда, пара людей попыталась заняться багажом, но им очень быстро объяснили, что это неправильное решение: самолет мог загореться в любую минуту.

Когда в кабину экипажа вошел бортпроводник и доложил, что все живы, Юсупов и Мурзин вздохнули с облегчением...

Пассажиры получили только травмы. Серьезные ушибы и у второго пилота Георгия Мурзина - его госпитализировали в больницу. Борт восстановлению не подлежит - наземные службы уже демонтировали салон и приступили к отстыковке двигателей и крыльев. Самолет умер, но не забрал ничью жизнь.

БЕЗ ЛИШНИХ СЛОВ

Опытные летчики-эксперты видят в случившемся 15 августа подвиг. Без кавычек. Если на взлете, не во время полета, отказали два двигателя, то сам факт посадки без жертв становится неестественным, как своевременный приход Брюса Уиллиса на место взятия заложников. Полные баки горючего, неработающее шасси, кукурузное поле рядом с деревней Рыбаки в километре от аэропорта. Пассажиры, чудом спасшиеся в этой ситуации, говорили только одно: как они благодарны тем людям, которые не потеряли хладнокровия в настолько сложный момент.

Сами пилоты говорят, что просто действовали строго по инструкции. Уже после Юсупов рассказал, что и штатные, и аварийные ситуации регулярно отрабатываются на тренажерах «Уральских авиалиний»:

- Морально и профессионально были к этому готовы. У нас в Екатеринбурге есть свой тренажер, своя школа подготовки летного состава. Думаю, посадить самолет успешно без серьезных повреждений для пассажиров нам удалось благодаря этим навыкам.

СУДЬБА КАПИТАНА

МНЕ БЫ В НЕБО...

«Героем себя не ощущаю» 

Первый пилот Дамир Юсупов сумел ювелирно посадить борт с полными баками прямо в кукурузу. Фото: Алексей Булатов/kpmedia.ru

Дамир Юсупов о профессии пилота задумался лишь после тридцати. Поменял вполне успешную карьеру юриста в администрации Сызрани на неспокойную участь летчика. Звучит невероятно, но только в 32 поступил в летное училище. Раньше не брали - по здоровью не проходил.

Таким образом, он продолжил семейное дело - его отец тоже пилот, управляет вертолетом. Командиром экипажа Дамир успел проработать лишь год. У него четверо детей, в том числе один приемный.

От слова «герой» командир корабля отмахивается.

- Честно, я себя героем нисколько не ощущаю, потому что выполнял то, что должен был: спасал самолет, пассажиров, экипаж.

ОСТОРОЖНО!

СЕЙЧАС ВЫЛЕТИТ ПТИЧКА

Пока неясно, есть ли в происшедшем вина аэропорта «Жуковский». Компания «Рампорт-Аэро», владеющая аэропортом, сообщила, что осуществляет только наземное обслуживание пассажиров и не отвечает за подобные инциденты. Однако «проблема чаек» возникла вовсе не на прошлой неделе.

В 2017 году член Комиссии по экологии Московской области Елена Гришина стала бить тревогу. «Количество гнездящихся на озере Глушица чаек способно спровоцировать авиакатастрофу», - заявила она и призывала решить проблему. Водоем действительно совсем рядом с «Жуковским». И птицы в количестве, достойном Хичкока, поселились там неспроста: по соседству давным-давно устроили незаконную свалку.

Минтранс считает аэропорт в Жуковском соответствующим требованиям по орнитологической безопасности. У воздушных ворот есть сертификат, все нормы и требования выполняются.

 «Героем себя не ощущаю»

Летевшие этим рейсом люди теперь считают 15 августа вторым днем рождения. Фото: Предоставлено очевидцем.

- Мы живем в живом мире и не можем истребить всех птиц, - считает замминистра транспорта РФ Александр Юрчик. - Меры защиты осуществляются в районе полосы, на подходах. Дальше - все, невозможно ничего сделать.


ЕЩЕ БЫЛ СЛУЧАЙ

ЖЕСТКАЯ ПОСАДКА ПОД МИНСКОМ

Зимой 1985 года в Червенском районе под Минском самолет стремительно падал, срезая верхушки деревьев в глухом лесу. «Как бритвой», - вспоминали очевидцы.

Полет Ту-134 продолжался меньше трех минут: отказали оба двигателя. Направлявшийся в Ленинград борт ударился о сосны, рубил деревья и разрушался сам. Уцелел лишь хвост самолета. Выбрались те, кто не рванул вперед, где бушевало пламя. Выжил и пилот Михаил Хаустов: вылез через форточку командира. Повезло и летчикам из Северной столицы, возвращавшимся после командировки. Вместе с креслами их внесло волной в туалет.

Всего тогда погибло 55 пассажиров и 3 члена экипажа, выжили 19 пассажиров и 3 члена экипажа. Измученные, замерзающие в лесу люди дожидались спасателей долгие три часа.

Хаустова обвинили в том, что не была включена противообледенительная система. Но «черные ящики» поставили точку в этом вопросе: экипаж невиновен. В августе 1985 года пилот вернулся к полетам.

ДОСЬЕ «СВ»

За два года в РФ было несколько экстренных посадок самолетов - благодаря слаженной работе экипажа никто не пострадал. Самолеты разные - от Ан-2 и Ту-204 до «Боингов». Причины в основном технические, а вот человеческий фактор ни при чем. Вот только один пример: 27 июля 2018 года были спасены 164 человека с борта А320 «Сочи - Новосибирск». Причиной аварийной посадки стал неполный выпуск закрылок.


Комментарии


Другие статьи раздела

Общество

Ледниковый период

Конец зимы - время для фестивалей ледяных скульптур

Служил Советскому Союзу

Не стало последнего маршала СССР Дмитрия Язова

База без отдыха

Проезд закрыт, вылета тоже нет. С 1 марта должники и лица, имеющие проблемы с Уголовным кодексом России или Беларуси, больше не смогут выехать за рубеж от соседа. Иностранцам из «черных списков» тоже не проехать и не пройти

Фантастическая материя и блинный робот к Масленице

В могилевском Белорусско-российском университете в шестой раз прошел фестиваль науки

Улыбайтесь, вас снимает кинопулемет

Новгородская мещанка Бутузова и представить не могла, что когда-нибудь в ее особняке откроется единственный в России частный киномузей. Вот уже два года он принимает посетителей

Защитный прием

День защитника Отечества в субботу и воскресенье будут с размахом отмечать Москва и Минск. «СВ» изучило праздничную программу и выбрало самые яркие события

Читайте также

Туризм

Пять причин поехать в Кимры

Этот небольшой город можно с легкостью назвать музеем архитектуры под открытым небом

Экономика: интеграция

Яблоко раздора

Кто и какие товары провозит контрабандой через границу, и что с этим делать?

Трибуна депутата

«ЭКО» и «БИО» - не всегда полезно и красиво

О том, как развивается рынок экологически чистых продуктов в Беларуси и насколько плодородна законодательная почва для их производства, рассказал член Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике Евгений Адаменко

Союзное государство

Мост за ночь и незасыпайка для водителя

Брянский завод на деньги Союзного государства завершает сборку уникальной железнодорожной наплавной переправы, аналога которой нет в мире. Об этой и других ноу-хау наших стран узнал корреспондент «СВ»

Общество

Ледниковый период

Конец зимы - время для фестивалей ледяных скульптур

Культура

Режиссер Константин Буслов: Ради «Калашникова» продал дом

Накануне 23 февраля вышел самый мужской фильм этого года. О конструкторе, придумавшем известный на весь мир автомат



Общество

Ледниковый период

Конец зимы - время для фестивалей ледяных скульптур

Политика

Владимир Путин: Наш долг - помнить, какой ценой досталась Победа

Президент России поблагодарил защитников Отечества и пообещал, что будет изобличать любые попытки исказить историю

Политика

Александр Лукашенко: Найдем путь к развязке споров

Президент Беларуси поделился деталями разговора с Владимиром Путиным: обсуждали поставки нефти, финансовый вопрос и совместное строительство

Общество

Служил Советскому Союзу

Не стало последнего маршала СССР Дмитрия Язова

Трибуна депутата

«ЭКО» и «БИО» - не всегда полезно и красиво

О том, как развивается рынок экологически чистых продуктов в Беларуси и насколько плодородна законодательная почва для их производства, рассказал член Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике Евгений Адаменко

Общество

База без отдыха

Проезд закрыт, вылета тоже нет. С 1 марта должники и лица, имеющие проблемы с Уголовным кодексом России или Беларуси, больше не смогут выехать за рубеж от соседа. Иностранцам из «черных списков» тоже не проехать и не пройти

Экономика: интеграция

Яблоко раздора

Кто и какие товары провозит контрабандой через границу, и что с этим делать?

Общество

Фантастическая материя и блинный робот к Масленице

В могилевском Белорусско-российском университете в шестой раз прошел фестиваль науки

Политика

Губернатор, губернатор, подтянитесь!

Главы белорусских регионов отправились на военные сборы под Витебском и выяснили, кто из них самый меткий

Взгляд из Минска

На поводке у безответственности

Закон «Об обращении с животными» не могут принять в стране более 10 лет. Однако зоозащитники уверены: на республиканском уровне надо прописать не только права, но и обязанности перед четвероногими