САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Спорт

Автор Борис Орехов

Погибших складывали у памятника Ленину

Матч «Спартака» с английским «Лестером» в Лиге Европы начался с минуты молчания в память о трагедии в Лужниках в 1982 году

ФОТО: Олег Бухарев/ТАСС

РОКОВАЯ ИДЕЯ

Совпали и даты - та злополучная игра состоялась 20 октября и тоже во втором по значению европейском турнире - Кубке УЕФА.

Матч для московского клуба была из разряда проходных. «Спартак» лидировал в чемпионате СССР. Противостоял же ему «Хаарлем», скромнейший голландский середняк, в кои-то веки пробравшийся в еврокубок. Победа «красно-белых» не вызывала сомнений. Тот вечер выдался морозным, столбик термометра упал до минус десяти, аншлага на трибунах не ожидалось.

На игру пришли всего пятнадцать тысяч фанатов. Для стотысячных «Лужников» - капля в море. Следствие, копавшее трагедию, позже так и не смогло установить, кому из работников стадиона первому пришла в голову роковая, как оказалась впоследствии мысль, разместить всех зрителей, пришедших на игру, на одной трибуне, что и стало в итоге главной причиной трагедии.

Матч уже подходил к концу. «Спартак» выигрывал 1:0. И замершие порядком зрители потянулись к выходу, торопясь поскорее успеть на метро, чтобы не толкаться потом у турникетов.

С верхних секторов трибун был открыт всего один выход. У лестницы, ведущей на улицу, сразу возникло столпотворение. До трагедии оставались мгновения. На последней минуте матча «Спартак» забил второй мяч «Хаарлему», и тут начался настоящий кошмар.

ПАДАЛИ С ВЫСОТЫ НА БЕТОН

Болельщики, уже спускавшие с трибуны на улицу, рванули назад. А им навстречу толпой шли покидавшие стадион. Два многолюдных потока сшиблись на узкой лестнице, стиснутой стальными перилами.

Подмороженые ступеньки покрылись ледяной коркой. Люди поскальзывались и падали по эффекту домино. Образовался завал. А болельщики все продолжали напирать с обеих встречных сторон.

В первые секунды, как вспоминали очевидцы, никто не успел осознать всего ужаса. Слышались шуточки и смешки. Но вскоре их заглушили истошные вопли. Кричали люди, которые толпа придавила, к металлическим перилам. От напора стальные балки прогнулись, а народ продолжал напирать с обеих сторон. Пока не случилось самое страшное: неудержимый поток сокрушил решетку ограждения, и люди посыпались вниз - с высоты четырех метров на бетонный пол.

Первая помощь

ВРАЧ ОСТОЛБЕНЕЛ ОТ УЖАСА

Мой одноклассник оказался тогда в самой гуще завала и спасся просто чудом. Дюжий мужик, оказавшийся рядом, ухватил его за руку и выдернул, когда тот начинал уже терять сознание, придавленный сверху десятками человеческих тел. Две недели потом провалялся на больничной койке с помятыми ребрами. Временами, как он рассказывал, его вдруг начинали разбирать приступы беспричинного смеха. Боялся, что сходит с ума. Но врачи, объясняли, что это последствия пережитого нервного шока. Давали успокоительные. Со временем, приступы прекратились.

На стадионе, как и положено, в тот трагический вечер дежурила «Скорая помощь». Всего одна машина с единственным доктором.

Увидев картину трагедии, тот остолбенел. Крики, стоны, кровь. У многих, кому удалось все-таки выбраться из этого ада, были сломаны руки или ноги.

Среди спасшихся болельщиков оказались два врача. Шлепками ладонью по лицу один из них вывел медика «Скорой» из состояния ступора, и уже втроем они пытались оказывать хоть какую-то помощь пострадавшим. А тех, кому помочь было уже нечем, относили в сторону и укладывали в ряд у памятника Ленину.

Только через полчаса к месту трагедии стали одна за другой подъезжать вызванные кареты «Скорой помощи». Для кого-то из пострадавших, эти полчаса оказались роковыми.

В то время любую трагедию старались не предавать широко огласке. ЧП в Лужниках постарались всеми силами замолчать. Только в одной из столичных газет вышла крохотная, на пару абзацев заметка. В ней сообщалось, что в Лужниках после футбольного матча обвалилась обветшавшая каменная стена. Есть пострадавшие. И все.

Подробности трагедии стали известны только через семь лет, уже в эпоху наступившей гласности. Только по официальным данным в той давке погибли 66 человек. По неофициальным - жертв было гораздо больше. Точную цифру за давностью лет теперь не назовет никто.

В памяти о той трагедии в Лужниках в 1992 году был установлен монумент. Он носит название «Памятник погибшим на стадионах мира». У его подножия неизменно - живые цветы.

 

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. В Алтайском ГАУ установили первый в России симулятор трактора BELARUS 3522
  2. В Минтруда объяснили, как белорусы получают пенсии в России, а россияне — в Беларуси
  3. Делегация Минской области начала рабочий визит в Татарстан
  4. Александр Лукашенко о стиле политики Дональда Трампа и переговорах с США: Не надо париться
  5. Сеня по фамилии Енот: Полосатому «пассажиру» из США оформили белорусский паспорт
  6. Дмитрий Песков: ситуация вокруг Гренландии развивается вне логики международного права
  7. Александр Лукашенко о переговорах с Путиным в Москве после заседания ВГС: Будут целые сутки
  8. Александр Лукашенко опроверг слухи, что Путин «не пустил» его на Совет мира по Газе
  9. Сергей Глазьев: Граждане Союзного государства ощущают себя дома и в Беларуси, и в России
  10. Владимир Путин: Валовый региональный продукт в регионах России в среднем прибавил около 1%
  11. Александр Лукашенко передал французской делегации послание от Владимира Путина
  12. Путин и Токаев в телефонном разговоре подтвердили курс на углубление союзничества России и Казахстана
  13. Белорусский холдинг построит крупный логистический хаб стройматериалов под Москвой
  14. Масленичная неделя началась: впереди семь дней блинов и гуляний
  15. Александр Лукашенко: Беларусь намерена участвовать в Совете мира на президентском уровне

Парламентское Собрание

Валерий ГАЙДУКЕВИЧ: Афганский опыт нельзя забывать

Белорусский генерал-лейтенант уверен, что военные конфликты прошлого могут научить многому современных воинов

Политика

Пока Зеленский лжет про российские потери, ВС РФ наступают по всем направлениям

Что делать, когда нет реальных успехов на фронте? Можно их выдумать или имитировать

МНЕНИЯ

Чужой праздник

Анатолий Заусайлов

Пошла уже вторая неделя Зимней Олимпиады, а настроение, согласитесь, совсем не то. Пустота какая-то на душе

Надо ли праздновать День святого Валентина?

Михаил Панюков

Такая постановка вопроса неправильная в принципе

Такую "Сушку" не разгрызть

Андрей Удальцов

Авиапром, назло всеми санкциям и надеждам наших «друзей» задушить его чуть ли не на корню, продолжает уверено радовать

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также