САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Экономика

Автор Николай АЛЕКСЕЕВ

Куда пойдут караваны нового шелкового пути?

Страны Шанхайской организации сотрудничества задумали грандиозный план по развитию потенциала Евразийского континента

Индустриальный парк "Великий камень" под Минском привлечет несколько миллиардов долларов инвестиций. Тут разместятся высокотехнологичные производства, жилые зоны, офисные и торговые комплексы, научные центры. Фото: БЕЛТА


Этим летом в ШОС приняли Индию и Пакистан. Произошло это на июньском саммите организации в Ташкенте.

- С учетом вступления новых членов ШОС объединит более 65 процентов территории Евразии, 45 процентов населения планеты, свыше
19 процентов мирового ВВП, - подчеркнул глава Казахстана Нурсултан Назарбаев.

Июньский саммит стал первым, в котором Беларусь участвовала на высшем уровне в новом статусе наблюдателя. Республика единственная из европейских государств получила эту возможность. На таком формате настояли в Пекине и в Москве.

- Как Китай, так и ШОС в целом могут рассчитывать на поддержку Беларуси в любых вопросах, - заверил глава Республики Александр Лукашенко. - Мы готовы быть «западными воротами» этой организации.

Изначально ШОС создавалась для решения проблем безопасности. Однако, когда за одним столом собираются люди, управляющие миллиардами долларов, речь об экономике зайдет обязательно.

- В число важных ориентиров ШОС должно войти взаимодействие с Евразийским экономическим союзом, - заявил в Ташкенте Александр Лукашенко. - Беларусь поддержала масштабную инициативу Председателя КНР Си Цзиньпина о создании Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП).

Президент России Владимир Путин считает, что интеграция ЕАЭС и ЭПШП могла бы стать прологом к формированию большого евразийского партнерства.

- Нужно выстраивать на территории ШОС производственные цепочки и развивать общую транспортную инфраструктуру, - подчеркнул глава РФ. - Заинтересованность в сотрудничестве с ШОС высказывают и страны АСЕАН.

Идея Континентального экономического партнерства вызвала живой интерес в среде аналитиков. Свое мнение по этому поводу высказали и члены Клуба экспертов «СВ».

Куда пойдут караваны нового шелкового пути?

НОВЫЕ РЕАЛИИ


100 миллиардов - на дорогу

Вячеслав Сутырин, политолог, научный сотрудник МГУ, директор по исследованиям Центра изучения перспектив интеграции:

Куда пойдут караваны нового шелкового пути?
Фото: Владимир Коробицын

- В то время как в Ташкенте на саммите ШОС принимали новых членов - Индию и Пакистан, Великобритания решила выйти из ЕС. Несмотря на то, что текущие мировые экономические неурядицы ударили в первую очередь по развивающимся странам, среди них усиливаются интеграционные процессы.

Так, решение о выделении китайскими банками кредита на строительство высокоскоростной железной дороги Москва - Казань замыкает китайский Экономический пояс Шелкового пути на пространство Евразийского союза. Все это создает новые реалии, со своими рисками.

Москва - Казань - это ключевой отрезок будущей высокоскоростной магистрали до Пекина, общая стоимость которой составит около
100 миллиардов долларов. Сухопутный Шелковый путь пройдет через территорию Казахстана, России и Беларуси. Этот коридор становится приоритетным для переориентации части грузопотока между Китаем и Европой.


Принятые решения имеют долгосрочные последствия для евразийской интеграции. Прежде всего это рост инвестиций в смежные отрасли. Например, создание логистических комплексов на границе Беларуси и Польши, подъем белорусско-китайского индустриального парка «Великий камень» под Минском, инвестиции в транспортную инфраструктуру Казахстана (проект «Нурлы жол») и развитие финансового центра «Астана».

На саммите ШОС Нурсултан Назарбаев предложил масштабную идею - формирование Евразийского транзитно-транспортного хаба с участием государств-членов и наблюдателей ШОС. Все эти проекты теперь нанизываются на высокоскоростную магистраль. Речь идет об обновлении инфраструктурного ядра ЕАЭС.

Стратегический эффект - увеличение транспортной связанности Евразийского союза, что повысит его политическую стабильность в условиях колебаний на мировых рынках и нарастающих угроз безопасности с Юга.

В отношениях стран ЕАЭС и Китая есть не только крупные возможности, но и риски. Китайские кредиты - как правило, связанные, предполагающие привлечение китайских компаний и рабочей силы. Кроме того, стоит вопрос о повсеместном распространении китайских технических стандартов.

Нужно очертить круг вопросов, которые можно было бы передать на наднациональный уровень Евразийского союза, чтобы выступать на переговорах с Китаем с общих позиций.

Российско-китайские отношения, несмотря на многочисленные препятствия, по сути, уже играют роль «магнита» для собирания широкого евразийского интеграционного объединения, включающего ЕЭАС, ОДКБ, ШОС с выходом на страны АСЕАН. Сопряжение ЕАЭС и Шелкового пути решает стратегическую задачу создания благоприятного пограничья с выходом на западные (Беларусь) и восточные (Казахстан) ворота евразийской интеграции.

ВЗГЛЯД ИЗ АЗИИ


Минск держит слово

Цуй Цимин, Чрезвычайный и Полномочный Посол Китая в Беларуси:

Куда пойдут караваны нового шелкового пути?
Фото: БЕЛТА

- Беларусь занимает важнейшее стратегическое положение. Здесь сливаются выходы к огромнейшему рынку ЕАЭС и ЕС. Китайско-белорусское сотрудничество непрерывно поднимается на новые этапы. На фоне депрессионного застоя мирового рынка в 2015 году объем двусторонней торговли вырос на 5,6 процента.

Наши страны успешно осваивают тридцать совместных проектов в области электроэнергетики, реконструкции автодорог, строительства цементных заводов, сборки автомобилей и т.д. В настоящее время обе стороны заняты освоением многомиллиардной кредитной линии. Мы совместно работаем над тем, чтобы индустриальный парк «Великий камень» под Минском стал жемчужиной Экономического пояса Шелкового пути.

Беларусь - это признанный остров стабильности на Евразийском континенте. Белорусский народ уважает и защищает свою историю и традиции, отстаивает мировую истину и справедливость, народ отличается честностью, всегда держит свое слово.

НЕФТЬ И ГАЗ


Битва за сырье еще впереди


Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве России:

Куда пойдут караваны нового шелкового пути?
Фото: Владимир Коробицын

- С ростом китайских инвестиций в Центральноазиатский регион растут и опасения Пекина в связи с террористической угрозой. Вторжение в страну террористических группировок из Афганистана, например, в Туркменистан, приведет к дефициту газа в Поднебесной. В случае слома статус-кво начнется передел газового рынка в Центральной Азии, что рано или поздно затронет интересы стран ШОС и ОДКБ.


После распада СССР Туркменистан стал одной из самых закрытых среди постсоветских стран. Во внешней политике Ашхабад придерживается принципа нейтралитета. Однако в последние годы проявились и явные минусы политики «неприсоединения». Турк-менистан, обладая слабой армией, не может защитить себя от нарастающих внешних угроз. Многие глобальные и региональные игроки могут быть заинтересованы в снижении экспорта туркменского газа. Страну мог бы защитить Китай, но и он отчасти оказывается в заложниках пресловутой политики нейтралитета Ашхабада.

В последние годы, словно руководствуясь поговоркой о мудрой обезьяне, которая наблюдает за схваткой двух тигров в долине, Китай не принимал прямого участия в международных конфликтах. КНР развивал экономику, сохраняя нейтралитет в отношении глобальных политических событий. Однако стратегия неучастия Китая в геополитических конфликтах может привести к печальным для него последствиям в газовой сфере.

Что касается России, то по мере приватизации ее нефтегазовых активов меняются приоритетные иностранные партнеры. Если ранее в качестве фаворитов рассматривались американские и европейские корпорации, то после начала «санкционной войны» на первый план выдвинулся Китай.

Интересно, что разворот на Восток постепенно трансформировался. Изначально под этой стратегией понималась простая замена Европы и США на Китай в тех направлениях сотрудничества, где были введены антироссийские санкции. Прежде всего речь шла о рынке кредитования. На практике китайские банки не предоставили российским структурам дешевого финансирования, опасаясь испортить отношения с США. Они либо предлагают завышенные ставки, либо ставят дополнительные условия.

Несговорчивость Китая в вопросе кредитования приводит к тому, что российские власти и бизнес ищут альтернативных партнеров в Азии. Заменой теперь уже Китаю может стать Индия. Ее условия сотрудничества оказались выгоднее, чем у китайских коллег.

Куда пойдут караваны нового шелкового пути?

ПОВОРОТ НА ВОСТОК


В политике жестко правит экономика

Сергей Рекеда, директор Ин-формационно-аналитического центра по изучению постсоветского пространства МГУ имени Ломоносова:

Куда пойдут караваны нового шелкового пути?
Фото: Владимир Коробицын

- Дальнейшее развитие ШОС в немалой степени зависит и от прогресса другого масштабного проекта - ЕАЭС. К счастью, проблемы мировой экономики не привели к краху евразийской интеграции. Действительно, в первый год функционирования ЕАЭС торговая активность между союзниками заметно упала - на 26 процентов.

Говоря об этом, правда, скептики стараются не упоминать, что объемы торговли государств ЕАЭС с третьими странами сократились еще больше - на треть. Соответственно евразийская интеграция даже на начальном этапе смогла сыграть роль «парашюта» для входящих в нее стран.

Развитие внутреннего потенциала союза невозможно без поиска внешних партнеров. Уместно вспомнить слова главы белорусского правительства Андрея Кобякова: «Мир уже даже не делится, он разделился на блоки. Нас окружают страны и объединения с сильной экономикой. Задача ЕАЭС - занять достойное место среди них».


Поэтому Евразийский союз ведет активный поиск внешних партнеров, и здесь уже можно выделить три основных вектора. На западном направлении приоритет - это выстраивание отношений с Европейским союзом, а на восточном - с Китаем. Идет работа и на южном направлении - стартовали консультации по созданию зоны свободной торговли ЕАЭС с Ираном.

Говоря о южным векторе, не следует забывать о колоссальном экономическом потенциале Индии, а также о возможностях Пакистана. Эти страны, кстати, уже в ШОС.

Самым перспективным видится углубление взаимодействия на китайском направлении. Причем заинтересованность в экономическом сближении с КНР объединяет все страны ЕАЭС.

Для России развитие диалога с Китаем, помимо экономической целесообразности, - это еще и реализация стратегии «поворота на Восток». Далекую от Восточной Азии Беларусь приближает к Китаю проект огромного индустриального парка «Великий камень», а также надежды на наращивание все еще скромных инвестиций.

Евразийская экономическая комиссия прогнозирует подписание всеобъемлющего соглашения по сопряжению Экономического пояса Шелкового пути и ЕАЭС в течение двух лет. Документ будет состоять из двух частей - соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве и «дорожной карты» по конкретным проектам.

ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ


Еще наступит ренессанс Европы!

Александр Рар, немецкий политолог:

Куда пойдут караваны нового шелкового пути?
Фото: Владимир Свистунов/ ТАСС

- Не могу себе сегодня представить Европу от Лиссабона до Владивостока. Элиты работают на разделение, на построение двух блоков - Евроатлантического и «сцепки» ЕАЭС - ШОС - ОДКБ.

Как Россию выталкивают из Европы сторонники Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства, так и Китай выталкивают из азиатских дел путем создания Транстихоокеанского партнерства под эгидой США. Китай и Россия вынуждены будут искать новые формы сотрудничества.

Однако пройдут десятилетия, и, мне кажется, наступит ренессанс Европы. Сейчас ЕС в состоянии постмодерна, ищет свой путь в объединении с Америкой на почве универсальных либеральных ценностей. Возможно, через два поколения Европа будет больше ориентирована на себя. Тогда идея «Владивосток - Лиссабон» вновь станет актуальной.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. ВСУ попытались атаковать Ростовскую, Воронежскую и Белгородскую области
  2. Погибший немецкий миллиардер неожиданно «воскрес» в Москве с любовницей
  3. Путин: Не надо так о людях. Не смешно
  4. В России возродят Партию любителей пива
  5. Путин поблагодарил губернаторов регионов, пострадавших от паводка
  6. Путин заявил, что каждый день получает информацию о ситуации с паводками
  7. Электрички из Смоленска в Витебскую область могут начать курсировать уже этим летом
  8. Мужа экс-директора «Новая Голландия» Конашенка* внесли в список террористов и экстремистов
  9. Кабмин поддержал законопроект сенаторов о госрегулировании метанола
  10. В Германии нашли 161 украинского ребенка, которые считались вывезенными в Россию
  11. ВС РФ нанесли удар по инфраструктуре порта в Одессе
  12. Россия начала вывод миротворцев из Карабаха
  13. Из Челябинска в Минск запустят прямые авиарейсы
  14. Премьер Венгрии Орбан призвал руководство ЕС уйти в отставку
  15. В ВСУ предупредили о крахе удерживаемого Украиной фронта

Парламентское Собрание

Артем Туров рассказал о развитии транспортной инфраструктуры в Союзном государстве

Сегодня в Минске стартовал Второй белорусско-российский туристический конгресс

Политика

Владимир Путин и Александр Лукашенко: Без России мирный процесс невозможен

Президенты провели в Кремле обширные переговоры, встретились с космонавтами, вернувшимися с МКС, и поздравили с золотой свадьбой чету оленеводов с Ямала.

МНЕНИЯ

Суд с душком

Татьяна Вахромеева

Процесс над Трампом – явная попытка устранить политического оппонента

Тарелкины пельмени

Юлия Новицкая

Космонавтам на орбите очень не хватает свежих фруктов и овощей

Победа - для героев, а не для жлобов

Олег Зинченко

Мирные переговоры враг должен выстрадать, ну или заслужить

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также