САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

Антон Мегердичев: Открою секрет: у актеров были свои «аватары»

Спортивная драма «Движение вверх» продолжает бить кассовые рекорды. Лента про легендарный золотой матч советских баскетболистов в Мюнхене-1972 собрала в прокате уже больше 2 миллиардов рублей. Мы разыскали режиссера фильма в Дивееве, куда он уехал с семьей отдохнуть от суеты. Он рассказал «СВ» о том, почему его поразила эта история, были ли у главных героев дублеры и чем матч отличается от киноматча

Фото: кадр из фильма www.kinopoisk.ru

ФИНАЛ - ТОЧНО ПО КНИГЕ

- Какова была сверхзадача, когда снимали кино? Стремление задеть патриотические чувства или показать, что в каждом человеке скрыты потаенные резервы?

- Фильм не может быть патриотическим, если он слабый, тогда патриотическая риторика имеет обратный эффект. Мне была интересна не политическая подоплека, а способность людей к самосовершенствованию. Как обычные люди проявляют себя гораздо ярче, чем даже сами о себе думают. Получился фильм о том, как люди высвобождают свои сверхрезервы и совершают невозможное. Такой импульс для зрителей, призыв заглянуть внутрь себя, задуматься, тем ли делом занимаешься. Спорт - сфера жизни, в которой можно все это проявить.

- Знаю, для вас все началось с книги Сергея Белова и Александра Коновалова «Движение вверх». Книга так поразила, что даже название позаимствовали?

- Прочитал ее взахлеб, хотя и не поклонник мемуаров. Там столько правды и искренности. Особенно впечатлило описание финальной игры. Зарядившись энергетикой книги, снимал. Точно по книге сконструировал финальную сцену. И если в других моментах позволял художественные вольности, то «три секунды» попытался снять документально. В сценарии, конечно, придуманы некие коллизии - без них невозможна экранизация - но суть не изменена.

Обычно сценаристы и режиссеры, мечтая о катарсисе, придумывают сценарные ходы, стараясь удивить зрителя, заставляют его терять надежду и обретать ее вновь. А здесь достаточно было точно передать энергетику - это уже была бомба. Я это сразу понял.

- Работали с оглядкой на «Легенду № 17»?

- Моя задача была сделать самобытный фильм, который работал бы вне зависимости от успеха «Легенды №17». Другое дело – преемственность. Она помогает раскручивать фильм, использовать слоганы в рекламной компании. Ничего плохого в этом не вижу.

КИНОМАТЧ - ВОВСЕ НЕ КОПИЯ ИГРЫ

- Режиссер «Легенды № 17» Николай Лебедев говорил, что между матчем в жизни и на экране – огромная разница. Для вас тоже?

- Абсолютно. Спортивное состязание, не переосмысленное для широкого экрана, не имеет такого эффекта. Киноматч - это фильм в фильме. Вначале пишется текст, который баскетболисты и все члены съемочной группы осмысливают и утверждают. Потом энергетика слов воплощается в образы. Это вовсе не копия игры.

- Лебедев рассказывал еще, что он покадрово рисовал фильм. А ваш метод?

- И мы вначале рисовали, но в какой-то момент поняли, что так ничего нового для себя не открываем. И мы с Александром Беловым (сын баскетболиста Сергея Белова – Ред.), постановщиком киноматча, начали его придумывать и снимать уже с баскетболистами и артистами. Делали объемную разрисовку сложных сцен, это позволяло посмотреть с разных сторон и решить, как лучше поставить камеру. Снимали с шести камер. Постоянно, не прерываясь.

- Снимали с баскетболистами – это как?

- Открою секрет: у каждого артиста был свой баскетболист - «аватар». Каждый эпизод снимали дважды - сначала с артистом, потом с баскетболистом. На финальном монтаже имели профессиональное выполнение всех баскетбольных рифов. Их надо было соединить с актерской игрой и создать у зрителя иллюзию, что артисты сумели дотренироваться до уровня баскетболистов-легенд.

«КОГДА ИГРАЕТ ЕДЕШКО - У БЕЛОРУСОВ ВЫХОДНОЙ»

- Кто из участников матча помогал вам в работе над фильмом?

- Иван Едешко - главный консультант фильма. Родом он из Беларуси, играл в белорусском баскетбольном клубе РТИ, был самым молодым игроком в сборной СССР, которого приветил тренер Владимир Кондрашин. В фильме звучит перепалка: литовец Паулаускас говорит, что, когда он играет, улицы Вильнюса пусты, а ему парируют: «А когда играет Едешко, у белорусов вообще выходной». Иван Иванович – человек чести, надежный, порядочный, мудрый, умеющий прочувствовать нюансы сложной ситуации. С отличным чувством юмора.

Алжан Жармухамедов и Модестас Паулаускас тоже помогли почувствовать характеры баскетболистов, раскрыли механизм существования команды сборной, посвятили в технические моменты, понятные только профессионалам. Рассказали много историй из своей жизни. Благодаря им мы поняли про своих героев – что они за люди и как смогли победить.

- Как вы восприняли однофамильцев Беловых?

- Как Моцарта и Сальери советского спорта - в смысле натур и характеров. Светлый гений Александр Белов - ленинградец, спартаковец. И абсолютный монах от баскетбола, сделавший себя сам – сибиряк Сергей, из ЦСКА. У него такой характер - даже не представляю, с кем сравнить. Мне кажется, таких людей сейчас нет. Александр производил впечатление, что не совсем понимал, насколько великий у него дар. Для меня он Моцарт в спорте.

ПОЛЕ НЕПАХАННОЕ

- Сейчас немало советских реалий возвращается в нашу жизнь - как к этому относитесь?

- Предлагаю брать лучшее без худшего, а хорошего там было много.

- Вы как-то посетовали, что современное российское кино так и не стало бизнесом…

- Любая индустрия должна зарабатывать. Если у нас есть продукт, мы должны его продать и на добавленную стоимость делать следующий. Четверть века этого не было ни в нашей стране, ни во многих других. У нас хоть есть система господдержки, в иных-то и такого нет. Уникальная киноиндустрия существует только в Голливуде. Там, если человек снял фильм, неважно какого качества, он распространяется по всему миру и все равно приносит прибыль. А мы только сейчас начинаем выходить на международный уровень. В последние несколько лет наблюдаю хорошие продажи в Китае. Но у нас почти нет частных инвестиций, а меценатство может позволить себе только государство.

- Вы снимали очень разные фильмы – фэнтези «Темный мир», фильм-катастрофу «Метро», участвовали в проекте «Живой Пушкин». Эти работы каким-то образом подготовили вас к картине «Движение вверх»?

- Конечно, на них я учился профессии. Как сейчас помню, как работал на проекте Леонида Парфенова «Живой Пушкин»: съемки на стыке документальности и художественности, мы добивались, чтобы главным ощущением у зрителей было то, что Пушкин жив. У него «брали» интервью, Парфенов ездил в Эфиопию, встречался с его предками. Яркие впечатления остались от работы.

- В истории спорта, наверняка, есть много эпизодов, которые могли бы стать основой новых фильмов.

- Просто непаханое поле, и работать можно не только в мейнстриме, но и в артхаусе. Это среда, в которой человек проявляется иначе, чем в повседневности. Она не для всех открыта, имею ввиду большой спорт, и оттуда можно черпать драматические коллизии, которые будут работать на кинематографию.

- Бывали ли вы в Беларуси?

- Много раз: школьником на экскурсиях, спортсменом – на соревнованиях, отдыхать туда ездил. А когда снимали «Метро», много репетировали там.

- Каким видом спорта занимались?

- Мастер спорта по фехтованию, занимался с десяти до 23 лет. Бывал на соревнованиях в местечке Улла - чистенький белорусский городок в Витебской области, потом в Минске. Был вторым на первенстве Москвы, выигрывал студенческие игры, стал одним из победителей по фехтованию на чемпионате Советского Союза.

ДОСЬЕ «СВ»

Сценарист и режиссер Антон Мегердичев родился 22 июля 1969 года в Москве. Окончил факультет автоматики и телемеханики Московского института инженеров железнодорожного транспорта в 1993 году. Режиссер документальных фильмов «Убить Кеннеди» (2003), «По следам всадника по имени Смерть» (2004). Дебютировал с художественным фильмом «Бой с тенью 2: Реванш» (2007). Снял фильм-катастрофу «Метро» (2013).


ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Госдеп США: Ракеты ATACMS были переданы Украине по прямому указанию Байдена
  2. Лукашенко считает ошибочным вывод стратегического ядерного оружия из Беларуси после распада СССР
  3. Глава ВС Великобритании объяснил, на что будет направлена новая военная помощь Украине
  4. Слуцкий: 25 апреля особый день в жизни каждого из нас – день рождения Владимира Жириновского
  5. Лукашенко заявил, что в Беларуси не будет мобилизации
  6. Лукашенко: продолжается вербовка радикально настроенных белорусских граждан
  7. Хренин: Глобальное противостояние между Западом и Востоком перешло в «горячую фазу»
  8. Лукашенко рассказал о непубличной части Концепции национальной безопасности
  9. В МИД РФ заявили, что Россия ударит по ядерным объектам НАТО в Польше при их появлении
  10. Лукашенко назвал еще одного соперника США
  11. Лукашенко: Запад рассматривает Восточную Европу как потенциальный театр военных действий
  12. Лукашенко раскрыл планы «беглых» и предупредил: разговор с ними будет не длинным
  13. Более 3,1 тыс. наемников принимают участие в спецоперации на стороне Украины
  14. В Госдуме предложили запретить продажу алкоголя на майские праздники
  15. В России зарегистрирован первый в мире препарат от болезни Бехтерева

Парламентское Собрание

Гайдукевич: Первое ВНС стало фундаментом для тех лет

По мнению парламентария, без референдума и Всебелорусского народного собрания, в стране была бы война

Политика

В Беларуси начало работу Всебелорусское Народное Собрание

Первым выступил Александр Лукашенко

МНЕНИЯ

У собачки боли, у кошечки боли, а у наших детей – не надо

Татьяна Вахромеева

В столичном парке замечены школьники с ушками и хвостами, завывающие и прыгающие на четырех лапах.

«Чуть не лопнули барабанные перепонки»

Юлия Новицкая

Я как-то уже рассказывала о том, что на полет экипажа Василия Циблиева и Александра Лазуткина выпало рекордное количество нештатных ситуаций

Поза на пьедестале имеет значение

Геннадий Давыдько

Цена участия в Олимпиаде слишком высока

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также