САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Ирина Мустафина

Зельфира Трегулова: Музей – уже не царство старушек с пучком на голове

Гендиректор Третьяковской галереи - о том, как в 90-х впервые оказалась в Минске, чему россиянам стоит поучиться у белорусов и что планирует делать через 10 лет.

Гендиректор Третьяковки показывает экспозицию министру культуры России Владимиру Мединскому. ФОТО: Михаил Фролов.

Гендиректор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова недавно вернулась из Беларуси. Рабочая поездка началась в Минске - с визита в Национальный художественный музей. Еще два дня Трегулова провела в Могилеве: возглавляла жюри форума «Музеи Беларуси» и открыла выставку живописи XIX - XX веков в Музее Масленникова. Здесь же, в Могилеве, мы с ней и поговорили.

ГОРОД С ВЫСОТЫ

- Зельфира Исмаиловна, вы в Беларуси впервые?

- Ну, как сказать. Была в Минске два дня в 90-х. Но эту поездку можно не считать - я тогда страну толком и не увидела. Приезжала с профессором университета Хайфы - заниматься изучением творчества Иегуды Пэна (витебский живописец, учитель Марка Шагала. - Ред.).

На дворе стояла Перестройка. И я была озабочена одним вопросом: как этого профессора прокормить. К моему ужасу, он оказался вегетарианцем. А свежих овощей тогда было не достать.

- Но на этот раз успели прогуляться по Минску или Могилеву?

- Времени было не очень много. Но удалось посмотреть знаменитую могилевскую ратушу, которая и несколько раз горела, и в годы Великой Отечественной войны сильно пострадала. А в 1950-х была взорвана. Замечательно, что ее все-таки восстановили. Поднялась на башню, посмотрела на город с высоты - непередаваемые ощущения.

- Вы человек искушенный. Музейный форум в Могилеве какое впечатление произвел?

- Самое главное в таких мероприятиях - атмосфера. Люди общаются, обмениваются опытом, у них рождаются новые идеи.

Приятно удивило, что участвует огромное количество учреждений. И чуть ли не у каждого стенда - неравнодушные, заинтересованные молодые специалисты. Музейный мир меняется, перестает быть царством старушек с пучком. В профессию приходят юноши и девушки, которые прекрасно понимают: здесь много не заработаешь. Зарплаты музейных сотрудников во всем мире не очень высоки. Но этим ребятам важно заниматься искусством, реализовывать свои проекты.

- В России ведь тоже много музейных форумов. Есть разница?

- Российские музейщики стали более жесткими, требовательными к себе и коллегам. С одной стороны, это правильно. Но в то же время мы утратили некую живость, эмоциональность, которую как раз почувствовала на могилевском форуме.

Культура из небытия

- Чему еще российским музеям стоит поучиться у белорусских коллег?

- Меня очень впечатлил Национальный художественный музей. Вот у гендиректора Владимира Прокопцова точно стоит поучиться - умению выстраивать отношения, в том числе и с представителями власти. Объяснять свою позицию, настаивать на своем.

Каждый из белорусских музеев - маленький он или большой - работает над восстановлением той памяти, которая годами разрушалась. Разрыв с прошлым здесь гораздо более ощутимый, нежели в России. В 1930-е годы и во время Великой Отечественной войны в Беларуси были утрачены почти все художественные ценности. Музеи создавались из небытия, включая Национальный художественный. Стоит поучиться тому, как белорусы относятся к своему прошлому, как гордятся страной, как стремятся восстановить историю территорий. И, самое главное, делают все, чтобы новое поколение тоже было этим увлечено.

- Тема прошедшего форума - «Музеи в новой креативной экономике». Как думаете, лет через десять какие вопросы будут волновать ваших коллег?

- Ну, креативная экономика будет актуальна и через десять лет. В этом абсолютно уверена. Мне, кстати, очень понравился девиз форума: «Разрушая стереотипы, преодолевая консерватизм». Может, представленные проекты не очень ему соответствовали. Но девиз отражает ту мысль, которая мне близка.

А на ваш вопрос ответить, наверное, не смогу. Вообще лет через десять вряд ли буду директором музея (смеется - ред.). Скорее всего, займусь собственными проектами.


ДОСЬЕ «СВ»


Зельфира Трегулова родилась в 1955 году в Риге (Латвия). В 1977 году окончила истфак МГУ. В 1981 году - аспирантуру. Работала во Всесоюзном художественно-производственном объединении имени Вучетича. Была заместителем гендиректора по выставочной работе и международным связям в Музеях Московского Кремля, гендиректором Музейно-выставочного центра «РОСИЗО». Осуществила ряд кураторских проектов в США, Германии, Великобритании, Италии.

С февраля 2015 года - генеральный директор Третьяковской галереи.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Украинским банкам и ломбардам запретили принимать беспилотники и тепловизоры
  2. В Латвии арестовали мужчину за возложение цветов к демонтированному советскому памятнику
  3. Евлаш: ВСУ планируют применять F-16 вместе со старой авиацией
  4. Минобороны: Российские военные уничтожили очередной американский танк Abrams
  5. В Финляндии предложили «запретить или ограничить доступ России к Калининграду»
  6. В Петербурге планируют построить аналог МЦК
  7. Швеция отвергла идею Китая о расследовании ЧП на «Северных потоках»
  8. «Белпочта» предложила белорусам бесплатно отправить ветеранам открытки ко Дню Победы
  9. Захарова: Киев открыто готовится к новой атаке на Крымский мост
  10. Путин и Рахмон провели телефонный разговор
  11. В России планируют ввести штрафы до 2 млн рублей за незаконную продажу сим-карт мигрантам
  12. Лукашенко высоко оценил готовность белорусской ПВО
  13. Подписано соглашение о сотрудничестве между Обнинском и Гомелем
  14. Комитет Госдумы одобрил поправки, согласно которым иноагенты не могут участвовать в выборах
  15. На Украине начнут призывать больных ВИЧ и раком

Политика

Блинкену в Китае преподали очередной урок

Госсекретарь США Энтони Блинкен посетил Поднебесную

МНЕНИЯ

Украинский генерал признал, что им не победить

Михаил Васильев

Замначальника ГУР отказался от идеи «возвращения к границам 1991 года»

Салют будто маленькое конфетти

Юлия Новицкая

Близится великий праздник для всех россиян (и не только для них) - День Победы

Пантеон общих ценностей

Геннадий Давыдько

В Японии открылся фестиваль российской культуры

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также