САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

Восемь снов в лесу черешен

Спектаклем «Бег» по пьесе Михаила Булгакова в Театре им. Евг. Вахтангова открылся 15-й Открытый фестиваль искусств «Черешневый лес»

Пьесу «Бег», имеющую подзаголовок «восемь снов», вспоминала Елена Сергеевна Булгакова, Михаил Афанасьевич «любил, как мать любит ребенка», это была его любимая вещь. Действие пьесы разворачивается во время Гражданской войны в России, когда остатки белой армии отчаянно сопротивлялись красным на Крымском перешейке, затем в Турции и Париже – двух центрах русской эмиграции. По мнению литературоведов, основой сюжета пьесы стали воспоминания об эмиграции Любови Белозерской – второй жены Булгакова. 

Она бежала в Константинополь, затем жила в Марселе, Париже, Берлине. Также писатель использовал воспоминания белого генерала Я.А. Слащева (прототип Хлудова), возвратившегося в Советскую Россию, отдельные сюжеты из рассказов А. Аверченко и А. Толстого. Работать над «Бегом» Булгаков начал в 1926 году. К сожалению, при жизни автора пьеса поставлена не была, несмотря на то что дважды – в 1927и 1928 годах – заключался договор со МХАТом и после запрета репетиций в 1928 году вопрос о постановке пьесы четырежды рассматривался на заседаниях Политбюро. Известны три варианта пьесы с разными названиями. 

Окончательный вариант под названием «Бег», как никакой другой, был близок к реализации, курировал процесс сам Максим Горький, но – не случилось. Ответ каждый найдет в письме Сталина Билль-Белоцерковскому 1929 года: «Бег» есть проявление попытки вызвать жалость, если не симпатию, к некоторым слоям антисоветской эмигрантщины – стало быть, попытка оправдать или полуоправдать белогвардейское дело. «Бег» в том виде, в каком он есть, представляет антисоветское явление». Премьера «Бега» состоялась в 1957 году в Сталинграде, и за 87 лет было осуществлено не более 7 постановок. 

– Факт удивительный, учитывая восприятие пьесы как шедевра, – говорит постановщик спектакля Юрий Бутусов, известный спектаклями по Шекспиру, которые ставились на вахтанговской сцене и с успехом прошли в шекспировском театре «Глобус» в 2012 году. – И дело, мне кажется, не в острой социальности, а в загадочной театральной фактуре. В невозможности найти сценический эквивалент фантастическим ремаркам Булгакова, да и самому тексту, произносимому людьми, населяющими эту пьесу.

Подчеркивая острую актуальность пьесы, Бутусов комментирует: «Бег» для меня – состояние человека, проснувшегося после сна, в котором его преследовали кошмары и видения. А утром он обретает покой. Он один, очень тихо, в соседней комнате спят родные. Все хорошо, и он счастлив».

Собственно на этом контрасте и поставлен спектакль: сценограф – Александр Шишкин, художник по костюмам – Максим Обрезков, композитор Фаустас Латенас. Начинается он на авансцене, на фоне железного занавеса, вне привычных декораций и обязательных мизансцен. В центре авансцены долго трясется в вагоне больная тифом Серафима (Екатерина Крамзина), постепенно вокруг нее – в разном ритме – то по одному, а то хороводом возникают действующие лица спектакля. Постепенно, сквозь дым начинаешь различать персонажей – влюбленного интеллигента Голубкова (Сергей Епишев), «зверя» Хлудова» (Виктор Добронравов), генерала Чарноту (Артур Иванов), предателя-мужа Корзухина (Валерий Ушаков), Скунского (Василий Симонов). 

Все то бессвязное, что гремело и грохотало, вдруг сплетается в образ времени, без всякой жалости оно обрушивается на вас, и от ужаса у вас стынет кровь в жилах. Персонажи булгаковского «Бега» легко перешагивают в современный мир, в котором столько же «разочарований, разрушенных иллюзий, тупиков и безостановочного бега, похожего на бред, на кошмар, на страшный сон», о чем писал критик Ю. Юзовский совсем в другом времени. Весь зрительный зал задействован в спектакле вахтанговского «Бега». 

В первом ряду «сидят» фигуры с мешками на головах, которых «повесят» по приказу Хлудова, а зритель будет слушать свист веревочной петли, которой прямо со сцены зацепят «мешок». Признаюсь, более страшного спектакля не видела в своей жизни (разве что про казнь декабристов в ТЮЗе). Конечно, в спектакле есть островки тишины, где на смену документалистике, психодраме и фантасмагории приходят сны. И в снах этих девушка в белом проплывает в фантастическом танце по авансцене. Все жанры перемешаны в «Беге», это отмечал еще Вениамин Каверин, подчеркивая, сколь многое в пьесе Булгакова «почти выпадает из реальных представлений об окружающем мире». Но именно сны и то, что выпадает из реального мира, особенно важны для Юрия Бутусова. 

«Несмотря на трагические события, пьеса «Бег» очень лирическая, это история любви, история человеческих душ», – говорит режиссер. Художественный руководитель Римас Туминас уже назвал спектакль победой, сказав, что в Вахтанговском театре два Юрия – Любимов и Бутусов, которым удалось сделать из булгаковских текстов театральные шедевры.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. МИД Армении направил Беларуси ноту протеста
  2. Лавров: Путин терпеливый, имеющие уши — услышат
  3. Захарова заявила, что офис Зеленского довел Украину «до крайней точки»
  4. Шеф Пентагона заявил, что Путин «не вправе» ставить Украине условия о мире
  5. Столтенберг заявил, что не считает предложение РФ по Украине мирным
  6. Следственный комитет возбудил уголовное дело по ДТП в Благовещенске
  7. Вячеслав Володин возложил цветы к памятнику Станиславу Говорухину на Новодевичьем кладбище
  8. В Киеве отказались от нового мирного предложения России
  9. Шойгу заявил, что на Россию идет серьезная информационная атака
  10. Лавров: Москва не собирается ни за кем бегать
  11. Путин призвал зафиксировать статус новых регионов РФ в международных договорах
  12. Путин заявил, что перед началом СВО провел переговоры с Байденом
  13. Путин: Россия хоть завтра готова сесть за стол переговоров по Украине
  14. Путин рассказал, что пятого марта 2022 в Москве один из зарубежных лидеров предложил свои посреднические усилия по Украине
  15. Путин: Президентский срок избранного главы Украины истек

Парламентское Собрание

Игорь Сергеенко: Отношения с Россией – приоритет номер один

Председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь рассказал «СВ» о задачах нового созыва Парламента, воспитании патриотизма и возвращении релокантов.

МНЕНИЯ

Театр абсурда

Анатолий Заусайлов

Так называемый «мирный» саммит в Швейцарии – классический пример того, что оболочка вокруг него оказалась интереснее и «вкуснее» начинки.

«Хромые утки» требуют у России денег

Михаил Васильев

В Италию на саммит «Большой семерки» слетелись политические лузеры

Призрачный «Мираж»

Павел Родионов

Французы заявили о намерении поставлять Украине истребители

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также