ПМЮФ-2025: Беларусь и Россия преодолевают правовые барьеры
С 19 по 21 мая в Санкт-Петербурге проходил XIII Петербургский международный юридический форум, участие в котором принимали и эксперты из Беларуси. О своих впечатлениях от мероприятия рассказывает Заместитель Главы Администрации Президента Республики Беларусь, заслуженный юрист Республики Беларусь, доктор юридических наук Ольга Чуприс

— Ольга Ивановна, оправдались ли ваши ожидания от Форума?
— Петербургский международный юридический форум — это уникальная площадка для всего юридического сообщества. Его с нетерпением ждут не только в России, но и в Беларуси, о чем свидетельствует наша многочисленная делегация. Мы с энтузиазмом участвуем в дискуссиях, выступаем, обмениваемся опытом и записываем множество полезной информации. Форум проходит в теплой, дружеской атмосфере, что способствует продуктивному общению с коллегами.
Здесь мы обсуждаем актуальные вопросы права, делимся видением будущего, анализируем проблемы и противоречия в законодательстве, которые порой кажутся неразрешимыми. Однако именно на этой площадке удается найти ответы на многие вопросы, волновавшие нас в течение года. Общение с коллегами открывает новые перспективы, позволяет выйти за рамки привычного мышления и увидеть пути дальнейшего развития.
Форумы, подобные этому, имеют огромное значение для юридического сообщества, поскольку право неотделимо от государства. Здесь мы находим ответы на вопросы, как дальше развивать наши государства. Тематика форума в этом году была посвящена будущему, в частности, тому, как наши страны будут преодолевать вызовы и угрозы, с которыми мы столкнулись в недавнем прошлом и продолжаем сталкиваться в сложные времена.
— Насколько законодательства Беларуси и России соответствуют требованиям и потенциалу сотрудничества, заявленного в экономической и социальной сферах?
— Сотрудничество между нашими странами осуществляется на разных уровнях. На уровне Глав государств оно, как подчёркивают Президенты, практически идеально. На уровне Парламентов взаимодействие также очень тесное. Однако реализация решений, принятых президентами и парламентами, иногда сталкивается с определенными сложностями. Эти сложности связаны с различиями в подходах к экономическому развитию или решению социальных вопросов, которые у каждой страны имеют свою специфику.
Тем не менее, благодаря чёткой нацеленности президентов на практическую реализацию договоренностей, мы видим прогресс. Например, долгое время обсуждался вопрос отмены роуминга в Союзном государстве. В итоге Президенты поставили задачу ускорить процесс, и теперь роуминг практически не ощущается. Я сама с удовольствием пользуюсь телефоном, не чувствуя, что нахожусь за пределами своей страны. Это важный шаг для людей.
В 2019 году, во время парламентской встречи в Геленджике, мы обсуждали образовательные программы и проблемы в сфере здравоохранения. Сегодня мы видим, что эти вопросы постепенно решаются. Да, возможно, не так быстро, как хотелось бы, но прогресс есть: российские студенты поступают в белорусские вузы, а белорусские — в российские. Для этого создана необходимая правовая база, без которой такое сотрудничество было бы невозможно. Многое уже сделано, и процесс продолжается.
— На какой стадии находится разработка модельного законодательства в рамках Парламентского собрания? Каковы перспективы принятия документов для максимально эффективного взаимодействия государств?
— Разработка модельных законов — важное направление работы парламентариев Союзного государства. На данный момент разработано два модельных закона. Первый касается системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств Союзного государства — он уже принят. Второй – регулирует вопросы приграничного сотрудничества.
Однако я бы не переоценивала роль модельных законов в судьбе Союзного государства. Хотя они важны, ключевую роль играет сближение и интеграция законодательств наших стран. У нас и без того много общего, особенно учитывая общие советские правовые основы. Мы нередко заимствуем лучшие практики друг у друга, интегрируем их в свои системы. Это не копирование, а взаимное обогащение.
Модельные законы носят рекомендательный характер, но служат основой для разработки национального законодательства. Например, в рамках СНГ сейчас обсуждается модельный закон об использовании искусственного интеллекта — актуальная тема как для Беларуси, так и для форума. Возможно, парламентарии вернутся к этой теме, что упростит разработку национальных законов на основе модельного подхода.
— Как правовое сообщество Беларуси относится к использованию искусственного интеллекта в своей работе?
— Однозначного ответа на этот вопрос нет, поскольку искусственный интеллект (ИИ) не может заменить человеческий. Мы не возлагаем на ИИ надежды полностью подменить профессиональную экспертизу, но признаем, что он уже прочно вошел в нашу жизнь. Юристы могут помочь, создав нормативные акты, которые определят, как использовать ИИ. Главный вопрос — будем ли мы стимулировать его развитие или ограничивать? Если стимулировать, то в каких сферах? Если ограничивать, то где и как?
Пока чётких ответов на эти вопросы нет, но мы готовы сотрудничать с практиками. В сфере нормотворчества ИИ уже демонстрирует хороший потенциал. В Беларуси, например, дорабатывается автоматизированная информационная система нормотворчества, которая скоро будет запущена. Мы уже используем возможности ИИ для генерации текстов, и у нас есть специалисты, готовые работать в этом направлении. Технологии развиваются не первый год, и мы рассчитываем, что ИИ станет полезным инструментом, например, в нормотворческом процессе, помогая нам создавать более качественные правовые акты.
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВнокласснРСвЂВВРєРСвЂВВ
- Telegram
- Viber