САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Автор Борис Орехов

Бронебойная поэзия и проза

Западные телеканалы очень любят время от времени составлять топ-рейтинги лучшей боевой техники всех времен и народов

Среди танков иностранные эксперты даже сегодня, спустя семьдесят лет после Второй мировой войны, чаще всего ставят на первую строчку легендарный Т-34. За кормой стремительной «тридцатьчетверки» в этом соревновании остается весь бронебойный хай-тек нашего времени – «леопарды», «абрамсы, «леклерки», «челенджеры». Такова, повторим, оценка западных экспертов. 

Про родное Отечество и говорить нечего, но есть нюансы… На самых первых серийных «тридцатьчетверках», выпущенных в 1939-1940 годах, броня шлифовалась и полировалась практически до зеркального блеска, и только затем на нее накладывался слой защитной краски. Примерно до такого же парадно-девственного блеска в советское время была отшлифована и биография самого Т-34. Иные мемуары, увидевшие свет в семидесятых годах прошлого века, когда вовсю свирепствовала цензура, выжигая каленым железом малейшую идеологическую ересь, читаются сегодня, как былинные сказания. Могучий и неуязвимый Т-34, словно Илья Муромец, колошматит направо-налево немецкие «тигры» и «пантеры» – башни по полю так и летают. 

В советский период образ Т-34 оброс массой легенд и напыщенных мифов, далеких от фронтовой реальности. И только рассекреченные в последние годы материалы, а также честные, без цензурной прополки воспоминания ветеранов-танкистов позволили объективно, без пафосной шелухи взглянуть на историю лучшего танка Второй мировой. Начать хотя бы с того, что Т-34 был во многих отношениях машиной революционной, с целым набором неизбежных в таких случаях «детских болезней», доставлявших танкистам немало хлопот, в том числе на поле боя. Например, ходовая часть и двигатель зачастую не выдерживали многокилометровых маршей и выходили из строя. Вот откуда взялись печально знаменитые фотографии лета 1941 года с целыми вереницами брошенных на обочинах дорог «тридцатьчетверок». 

Еще один изъян касался оптики, на Т-34 первых лет войны откровенно допотопной. Вместо стеклянных зеркал – пластины из полированной стали. Качество изображения и так никудышное, а во время дождя или тумана стальные пластины быстро запотевали и танк становился практически слепым. Но самой большой проблемой долгое время оставалась трансмиссия, прежде всего крайне неудачная конструкция коробки передач. Чтобы врубить рычаг переключения скоростей, механику-водителю приходилось помогать себе коленкой. В бою, когда обстановка менялась каждую секунду, о быстром переключении передач нечего было и думать.

Танкисты поступали просто: перед атакой «втыкали» вторую передачу, снимали с двигателя ограничитель оборотов, а скорость изменяли простым сбросом газа. Такая солдатская хитрость уменьшала и без того небольшой ресурс двигателя, но тогда редкий танк доживал до выработки его мотором даже половины гарантийного ресурса. В 1942 году добавилась еще одна беда – из башен танков, шедших на передовую, исчезли вентиляторы. Эвакуированные в тыл предприятия еще не успели наладить их выпуск. И машины поступали в действующие части с пустыми вентиляторными колпаками. И в бою танкисты нередко теряли сознание, надышавшись пороховыми газами. Тем не менее даже в таких поистине адских условиях наши экипажи сражались со стальными армадами вермахта, хотя знали заранее, что шансов уцелеть у них немного. 

Согласно статистике, в первые два года войны «тридцатьчетверка» в среднем успевала сходить в три-четыре атаки. Ее либо подбивали – и она отправлялась в ремонт, либо сгорала на поле боя вместе с экипажем. «Коротка и неказиста жизнь советского танкиста», – с горькой иронией шутили бойцы. Кстати, в 1942 году американцы, которые в спешном порядке разворачивали собственную танковую промышленность, попросили прислать им на ознакомление образцы советских машин, прежде всего Т-34. Американцы оценивали все, в том числе комфорт для экипажа. После чего сделали вывод: воевать на таком танке могут только русские. Поворотным моментом в судьбе Т-34 стала Курская битва. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. 

«Против «тигров» и «пантер» шансов у нас, считай, не было, – вспоминал ветеран 3-й гвардейской танковой армии Михаил Крюков. – Немецкие танкисты с их отличной оптикой промахивались очень редко. Вторым снарядом – никогда. Немцы знали о своем превосходстве и воевали очень уверенно, даже нагло. А мы, как зайцы, бегали от «тигров», искали возможность, как бы подобраться поближе да влепить болванку ему в борт. Тяжело было!..» 

Битву под Курском Красная армия выиграла. Но потери среди танков ужаснули советское руководство. Командующего 5-й гвардейской танковой армией Павла Ротмистрова собирались даже отдать под суд. И тогда Ротмистров написал письмо Георгию Жукову, в котором изложил свой взгляд на общее и далеко не блестящее состояние танковых войск, о котором все знали, но опасались говорить в открытую. О том, что советские танки к лету 1943 года окончательно утратили свое превосходство над танками противника. О том, что за годы войны промышленность не дала ничего нового, а имевшие место недочеты на танках первого выпуска полностью не устранены. В своем письме Ротмистров просил Жукова «сломать консерватизм и зазнайство конструкторов и производственников и со всей остротой поставить вопрос о массовом выпуске новых танков, превосходящих немецкие машины». 

Ротмистрова не тронули. А в сентябре 1943 года в Кремле состоялось совещание, на котором уже Сталин (видимо, Жуков передал ему письмо Ротмистрова) потребовал от конструкторов в кратчайший срок провести работы по модернизации Т-34. И уже через четыре (!!!) месяца, 23 января 1944 года, на вооружение был принят «продвинутый» вариант машины. Прежним оставалось только название. По сути, это был совершенно иной танк. С усовершенствованным двигателем и трансмиссией. С новой, более просторной башней. А главное – с новой 85-мм пушкой, с километра прошибавшей лоб «тигра». И теперь наши танкисты уже не боялись вступать в открытые поединки с немецким «зверем», от которого еще недавно они «бегали, как зайцы». В армейских реляциях новый вариант машины получил название Т-34-85. Именно он и стал тем самым легендарным «Танком Победы», штурмовавшим Берлин, а после Победы вознесенным на пьедесталы в половине стран Европы. Непревзойденным шедевром конструкторской мысли, на десятилетия определившим развитие мирового танкостроения. «Т-34 – это наше все, как Пушкин в поэзии». Не помню, кто это сказал, но сказано в общем-то правильно. Поэтично…

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Депутаты обсудят сотрудничество в культуре, науке и образовании в Союзном государстве
  2. Семинар о развитии транспортной системы Союзного государства пройдет в Парламентском Собрании
  3. На ПМЭФ-2025 проходит сессия «Союзное государство: На рубеже эпох»
  4. Владимир Путин: Уровень воды в Каспийском море продолжает снижаться, и более 80 процентов воды поступает из Волги, приток которой также сокращается
  5. Владимир Путин заявил, что у него есть контакты с Марко Рубио и Джэй Ди Вэнсом
  6. Владимир Путин: Необходимо развивать контакты между молодыми людьми России и Узбекистана
  7. Владимир Путин: Россия предлагала своим иранским партнёрам сотрудничество в области противовоздушной обороны, но иранская сторона не проявила большого интереса к этому предложению
  8. Владимир Путин: Россия готова к переговорам, но они должны быть с легитимными властями
  9. Владимир Путин: Что бы НАТО не делало, это создает определенные риски, но мы можем справиться с любыми угрозами, которые возникнут
  10. Владимир Путин: Россия и Казахстан активно работают в области космоса
  11. Владимир Путин: Россия будет способствовать интеграции Индонезии в БРИКС и получению дивидендов от совместной работы
  12. Владимир Путин: Решение конфликта Ирана и Израиля должно как учитывать интересы иранской стороны, так и гарантировать безопасность еврейского государства
  13. Владимир Путин отметил растущий интерес к изучению китайского языка в России
  14. Владимир Путин: Россия будет создавать условия для того, чтобы предприниматели из Вьетнама чувствовали себя уверенно
  15. Владимир Путин посетил Санкт-Петербургскую консерваторию

Парламентское Собрание

Союзный бюджет: По доходам и расход

О ходе исполнения бюджета Союзного государства за 2024 год и о планах на бюджет этого года депутатам Парламентского Собрания Союза России и Беларуси рассказал Госсекретарь Союзного государства Сергей Глазьев

Политика

Вячеслав Володин и Игорь Сергеенко: Мы живем по правде, а не по двойным стандартам

В Бресте прошла 68-й Сессия Парламентского Собрания Союза Беларуси и России

МНЕНИЯ

Повесть о настоящих французах

Кристина Воробьёва

85 лет назад мир узнал, кто такой Шарль де Голль

Макрон, убейся об стену!

Олег Зинченко

Президент Франции грозит России беспрецедентными санкциями.

Уроки персидского

Анатолий Заусайлов

Что значит для России конфликт на Ближнем Востоке

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также