САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

НОВОСТИ

Умер Алексей Рапота — инициатор создания Ржевского мемориала

Ветерану Великой Отечественной войны было 98 лет

Алексей Никифорович Рапота мечтал дожить до того момента, когда у нас в стране появится памятник простому советскому солдату. Не генералу, не маршалу, а именно рядовому победы.

Боевой летчик, он много лет писал об этом во все инстанции, но наверху ему отвечали: идите на Поклонную гору, там есть такой образ. Но он, фронтовик, не привык сдаваться. И памятник солдату стал делом его жизни. Этой идеей Алексей Никифорович зацепил и своего сына.

- Я знал, что отец воевал на Калининском фронте, знал его историю, вспоминал Григорий Рапота, госсекретарь Союзного государства.- Он был летчиком, но знал, что творилось там, на земле, об этом даже страшно было подумать. У него слезы на глазах стояли, когда рассказывал: это был кромешный ад. После освобождения Ржева, он побывал там: сплошные руины. Однажды мы сидели на кухне с ним, и отец задался вопросом : почему в Советском Союзе нет памятника солдату, равному по эмоциональному воздействию, по масштабу, монументу в Трептов- парке, Алеше в Пловдиве или в Вене Советскому солдату.

Так началась история Ржевского мемориала.

На Калининском фронте выпускник Ташкентского летного училища старший сержант Алексей Рапота совершил свой первый боевой вылет. Ночной бомбардировщик Р-5, на котором он летал штурманом, должен был наносить удары по танкам противника: причем и днем, и ночью. Кабина у самолета открытая, зимой воевать было непросто. Сильная облачность, да ещё мороз. Зима 1942 года выдалась холодной.

- Перемерзали порядком. На лице - кожаная маска, но глаза и губы все равно открыты, поэтому вокруг них кожа отморожена. Иногда сама маска примерзала к лицу. Прилетаешь, чуть отдохнешь, согреешься и новый вылет, - вспоминал ветеран.

Всего их, вылетов, только подо Ржевом у Алексея Рапоты было около 300, иногда по 4-5 за ночь.

- Помню первый. Подготовились, вывел самолет на цель, а немцы не стреляют. «Может, мы ошиблись?»- интересуется пилот. «Нет, точно вышли на цель», - отвечаю. «Тогда сбрасываем бомбы». А у немцев была тактика. Они сначала, когда самолет на подходе, не стреляют, боятся себя выдать. Но как только бомбы начинают свистеть, они открывают шквальный огонь. В кабине светло стало – от разрывов снарядов и света прожекторов. Не знаю, как тогда ушли. С потерей высоты, но ушли живыми. Но самый сложный - второй вылет. Потому, что уже знаешь, на что идешь. Ох, как не хотелось лететь. Передать это сейчас сложно.

А еще в ночных бомбардировщиках не было парашютов, они там просто не помещались. Вот так и воевали. За полгода полк потерял половину летного состава.

- Не считались: можешь - не можешь. Надо было воевать,- вспоминал Алексей Рапота.

Войну он закончил в мае 1945-го капитаном. Среди наград - три ордена Красной Звезды, орден Красного Знамени. Остался в армии, дослужился до звания генерал-майора. А еще писал картины и стихи. И мечтал о памятнике солдату. Когда его идею, наконец, подхватили на самом верху, и был объявлен конкурс, следил за ним. Видел все предложенные на него варианты. И, тот, что победил в итоге- с журавлями, уносящими бойца ввысь, ему понравился. И место, подо Ржевом, он одобрил. И дожил-таки до открытия мемориала. Но на церемонию в июне съездить Алексей Никифорович, увы, не смог. 98-летнему ветерану не позволило здоровье. А макет памятника стоял у него в квартире - на самом видном месте, рядом со снимком, где он вместе с женой Татьяной, с которой прожил 70 лет и один месяц. А познакомился с ней тоже во время боев подо Ржевом. Написал письмо незнакомой девушке из Московского пединститута. Она ответила. Завязалась переписка: поженились он 3 января 1943-го. Двое сыновей, внуки, правнуки…

Алексей Никифорович Рапота умер 20 октября 2020 года. Так что стоящий подо Ржевом бронзовый монумент – это памятнику и ему, солдату Великой Отечественной.


Политика

Владимир Путин: Китай, и Россия – это важные составляющие современной цивилизации

Стенограмма ответов Президента России на вопросы журналистов

МНЕНИЯ

Футбол строго режима

Павел Родионов

Украинцы буду играть под усиленным конвоем

Для кого мы транслируем спортивные праздники наших врагов?

Олег Зинченко

России запретили выход на международный лёд, а мы трусливо показываем Чемпионат мира по хоккею

Битва, которую нельзя проиграть

Татьяна Вахромеева

Россия вместе с Китаем борются за общие интересы

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также