САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Взгляд из Москвы

Автор Ив Гайдаш

Молодец в кафтане, девка в сарафане

В русском национальном костюме есть что-то волшебное и завораживающее. А носить одежду с элементами национальных мотивов сегодня не только ярко, но и модно

Девушка в павлопосадском платоке выполненном в исконно русском стиле. Фото: Ахмадуллин Дмитрий/ kpmedia.ru

В ПРОШЛЫЕ ВЕКА


По отделке костюма можно было судить к какому сословию принадлежит человек и откуда он родом. Русичи считались народом-земледельцем, это и повлияло на образ национального костюма, его крой, орнамент и отделку. Русский национальный костюм стал складываться с XII веке. Его носили все сословия вплоть до XVIII века, пока Петр I не выпустил указ, запрещающий знати носить национальную одежду.

Русский костюм отличался многослойностью и богатством отделки. Украшали одежду вышивкой серебряными и золотыми нитками, бисером и даже драгоценными камнями. Крой использовали прямой или расклешенный. Талию не подчеркивали, а цвета в основном были яркими.

Молодец в кафтане, девка в сарафане

Русский музей, коллекция народного искусства. Справа: женский праздничный костюм. Рязанская губерния, Касимовский уезд. Вторая половина ХIХ в. Слева: женский праздничный костюм. Нижегородская губерния. Середина XIX в. Фото: wikimedia.org

СМАЛЧИВАЙ, НЕВЕСТКА, САРАФАН КУПЛЮ

Женская одежда отличалась в зависимости от региона. Северные женщины носили сарафан поверх рубахи и кокошник, а у южанок был комплект, состоящий из рубахи, длинной юбки-поневы (понева вероятно в значении обнять) и кички – головного убора с рогами.

Сарафан подвязывали на талии поясом. Потерять пояс считалось позором для девушки. Отсюда и появилось выражение: «Без креста, без пояса», значит быть бессовестным. Пояс считался оберегом, на нем вышивались орнаменты и слова из молитв. Девушки использовали свои пояса в гаданиях на замужество или в заговорах от болезней.

Молодец в кафтане, девка в сарафане

Русский музей, коллекция народного искусства. Женский свадебный костюм: рубаха, понёва, нагрудное украшение, пояс. Воронежская губерния, Бирюченский уезд. 1870-е - 1880-е гг. Фото: wikimedia.org

Фартук же носили в повседневной жизни. Рубаху шили из льна или хлопка, реже из шелка. Подол, рукава и ворот украшали вышивкой, тесьмой, аппликациями и различными узорными вставками. Иногда орнамент украшал всю нагрудную часть рубахи.

Молодец в кафтане, девка в сарафане

Девичий праздничный костюм: рубаха, сарафан, коротена (нагрудная одежда), повязка, ожерелок. Архангельская губерния, мезенский уезд. Конец 19-начало 20 в.в. Всероссийский музей декоративно прикладного и народного искусства. Фото: wikimedia.org

РУССКАЯ РУБАХА БЕЗ ЦВЕТНЫХ ЛАСТОВОК НЕ ЖИВЕТ

Основным элементом мужского национального костюма была холстовая рубаха «косоворотка» длиной либо до колен, либо до середины бедра. Свое название она получила из-за разреза по вороту, который делали как правило с левой стороны. Праздничные рубахи украшались по вороту, подолу и рукавам тесьмой или вышивкой. Узоры состояли из растительных или геометрических орнаментов. Свадебную рубаку украшала будущая жена. Красная вышивка невесты носила сакральный смысл и считалась оберегом семейного счастья. На свадьбе именно мужским поясом соединяли руки молодых.

В теплое время года в качестве головного убора использовалась вяленая серая шапка «грешевик» или плетенная из соломы шляпа с широкими полями. На свадьбу головные уборы украшались разноцветными лентами и большим цветком. Зимой носили меховые шапки - малахаи.

Верхней одеждой были тулупы, шубы и полушубки, длинные приталенные кафтаны, зипуны, свиты. Ту или иную вещь надевали в зависимости от погоды поверх рубахи и подпоясывали широким меховым кушаком.

Молодец в кафтане, девка в сарафане

Холстовая рубаха «косоворотка». Фото: wikimedia.org

ОРНАМЕНТ

История возникновения вышивки крестиком уходит вглубь веков. Когда не было ни письменности и ни христианских молитв. В ту далекую эпоху женщины вышитым крестиком обращались к языческим богам с просьбой защитить их и их близких от горя и напастей.

Славяне вышивали в основном красными нитками по белому полю. Охранным узором вышивался ворот, манжеты, подол, разрез горловины.

Молодец в кафтане, девка в сарафане


ФОЛЬКЛОР ОТ КУТЮР

Хотя сегодня никто уже не ходят по улицам в национальных костюмах, но фольклорные мотивы остаются неиссякаемым источником вдохновения для современных дизайнеров. Принято считать, что Ив Сен-Лоран первым стал активно использовать славянские мотивы в своих коллекциях. В 1976 году кутюрье представил миру свою коллекцию «Русские сезоны», навеянную гастролями русского балета в Европе. Еще раньше, в начале 20 века, французский дизайнер одежды Поль Пуаре сразу после первого «Русского сезона» Дягилева в Париже, создал коллекцию, в которой звучат мотивы русских орнаментов.

Молодец в кафтане, девка в сарафане

Знаменитая коллекция французского кутюрье «Русские сезоны». Кадр из фильма «Сен-Лоран. Стиль - это я»

Ну и современные реалии: модный дизайнер Денис Симачев уже не раз «разукрашивал» хохломой российскую модную богему. Коллекция осени 2013 года от бренда Valentino также была пронизана знакомыми сине-белыми узорами. Женская одежда и обувь с национальными элементами присутствует в коллекциях Алены Ахмадуллиной, Анны и Алексея Бородулиных, Вячеслава Зайцева.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА


ЗАГАДОЧНАЯ РУССКАЯ ДУША

Раиса Кирсанова, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания:

Как говорил известный этнограф и переводчик П.Г. Богатырев, собирать костюм начинают тогда, когда он исчезает. В России собирание началось в конце 18 столетия, и под Россией в данном случае я подразумеваю все славянские народы, входившие в состав Российской империи, а также тюркоязычных представителей кавказского региона, молдаван, народов крайнего севера и всех других этносов, проживавших в единых государственных границах.

Костюм может быть очень точным и выразительным способом национальной самоидентификации.

Традиция всегда будет питать творчество дизайнеров. Орнамент, цвет и конструкция, олицетворяющие тип красоты данного народа постоянно и повсеместно привлекают художников.

Как сочетать современную одежду с национальными мотивами? Есть единственное правило - уважение к наследию предков, вкус и чувство цвета. По определению А. Бенуа, традиционный костюм - это праздник, а к празднику следует приучать с детства.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Оксана Лут и Юрий Горлов обсудили развитие сотрудничества России и Беларуси в сельском хозяйстве
  2. Денис Старовойтов выиграл бронзу в многоборье у юниоров на Кубке сильнейших в Москве
  3. В Крыму прошел фестиваль белорусской культуры «Год друзей»
  4. Минск может создать космическое агентство при наличии группировки спутников, как США с НАСА
  5. В парке «Патриот» стартовала военно-патриотическая игра «Наследники Победы»
  6. Премьеры Беларуси и России подтвердили готовность укреплять стратегическое партнерство
  7. В Новосибирске впервые пройдет выставка Серова
  8. Владимир Путин: В России действует стратегия по борьбе с наркоугрозой до 2030 года
  9. Вячеслав Володин: Многодетные семьи — настоящее и будущее нашей страны, необходимо создавать все условия для их поддержки
  10. Путь из Беларуси в Афганистан через территорию России вызывает интерес у всех, кто им пользуется
  11. Александр Бастрыкин: Расследование дела о геноциде является долгом России и Беларуси
  12. Депутаты из стран-союзников обсудят сотрудничество в области трудовых отношений
  13. В Постоянном Комитете Союзного государства обсудили актуальные вопросы
  14. Начался обратный отсчет до старта Славянского базара в Витебске
  15. В Санкт-Петербурге открылось пространство «Белорусская деревня»

Парламентское Собрание

Посланники МИРа

Любить наше наследие и избавляться от стереотипов, что чужое интереснее и привлекательнее – призывают союзные депутаты

Политика

Александр Лукашенко: Продолжаем историю непокоренного народа

Память о его подвиге - вопрос национального достоинства

МНЕНИЯ

На земле, в небесах и на море

Андрей Удальцов

Пентагон превратил Украину в полигон для испытаний оружия

Осторожно, злой оппозиционер!

Кристина Воробьёва

Освобождённый Сергей Тихановский попросил денег для «мощного удара по лукашизму»

Киевский клоп - гиерофоб

Олег Зинченко

* И этого придурка ещё кто-то воспринимает всерьёз

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также