Будем дружить садами. Детскими!
В Челябинской области хотят организовать побратимство между малышами двух стран

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ БРОНЯ
1 июля – Международный день защиты детей. И на переднем крае в этом благородном деле, конечно же, педагоги. Именно они вкладывают в головы ребят необходимые навыки и знания, которые помогают избежать многих ошибок в жизни. Это ли не самая важная броня для человека?
В России на сегодняшний день 620 тысяч воспитателей детсадов и больше 1,2 миллиона школьных учителей. Существует традиция – к профессиональным праздникам брать интервью с «генералами» от отрасли. Но иной раз общение с обычными тружениками, на которых, собственно, и держится страна, получается гораздо более информативным и показательным.
Накануне 1 июня мы решили побеседовать с педагогом высшей категории, у которого 28-летний стаж и универсальный опыт. Татьяна Вуккерт работала и учителем (в том числе в интернате для глухих и слабослышащих), и воспитателем. А еще, проживая в городе Миасс Челябинской области, что примерно в полутора тысячах километров от Минска, Татьяна Вуккерт налаживает связи своего детского учреждения с белорусским детским садиком.
ЗАЩИТА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- 28 лет – стаж очень приличный. Сильно ли изменился за это время подход к воспитанию детей?
- Грандиозное отличие между временами – как было тогда, и как сейчас. Я начинала работать в 90-е годы. По стране шатались толпы попрошаек, бродили беспризорные дети. Такого сейчас нет. К детям стали относиться более ответственно, трепетно – не как раньше.
- А материальная база?
- Я была молодая, мне казалось, что доски и мела вполне достаточно для того, чтобы дать детям знания. И тетрадки в клеточку, и учебники были. Не замечала какой-то особой нужды.
Сейчас, конечно, финансирование выросло. Но знаете что? Нагрузка на учеников больше, а знаний, к сожалению, не прибавляется. По разным причинам. Личные гаджеты - показатель благосостояния, совсем не мотивируют глубоко изучать предмет. Зачем, если всегда есть под рукой устройство, где можно подсмотреть? Так что от личных качеств педагога многое зависит.
- Чего сейчас не хватает по сравнению с прошлым?
- Раньше больше уважали профессию учителя. В обществе в отношении к педагогам стало меньше толерантности и больше требований. Некоторые воспринимают сотрудников школы не как наставников, а как обслуживающий персонал. Отсюда все эти дикие случаи агрессии родителей и даже учеников.
- Что нужно сделать, чтобы это изменить?
- Если мы говорим о защите детей, то необходимо гарантировать защиту и учителям. И не только физическую, но и психологическую. Государство должно поддерживать их своим авторитетом. Вседозволенность по отношению к преподавателю недопустима. Необходимы эффективные рычаги воздействия на детей и родителей, которые ведут себя неадекватно. Чтобы была возможность цивилизовано решать любые конфликты. Разумеется, и в том случае, если педагог неправ.

СПОРТИВНЫЕ ПАТРИОТЫ
- Сейчас вы воспитательница детсада. Каков он – детский садик XXI века? Говорят, у вас даже бассейн есть.
- Есть, хотя сейчас он на ремонте. Имеются у нас и интерактивные доски, с помощью которых мы можем интересно доносить материал до детей. Тридцать лет назад такое, конечно, невозможно было представить.
Но и здесь разница в подходе по сравнению с прошлыми временами. Раньше, когда родители приводили детей, они прежде всего спрашивали, чему их будут учить. Теперь же мам с папами больше интересуют вопросы удобства – насколько их отпрыскам будет комфортно в детском саду.
Хорошая примета времени – очень много спортивных детей. Все в пять лет идут на гимнастику, футбол, хоккей. Ну, и кружки всякие – по рисованию, актерскому искусству и так далее. И это очень радует.
- За тридцать лет изменилось многое. В СССР считали: даже самые маленькие должны знать, что «Ленин всегда живой». Потом говорили – идеология детям вообще не нужна. И вот теперь опять большое значение придают патриотическому воспитанию.
- Считаю, это правильно. Историю своего народа надо знать. Представлять, как выглядят государственные символы – герб, флаг. Только давать эту информацию детям нужно без давления, чтобы не случилось отторжения.
ИГРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ
- В этом году мы участвовали в муниципальном конкурсе – «Города-герои», - рассказала Татьяна Валерьевна. - Дошкольники собирали из Лего композиции, посвященные 80-летию Победы. Мы с ребятами выбрали город-герой Брест и его главную святыню - Брестскую крепость. Получилась такая панорама времени. Сначала мирная жизнь: наши человечки ездили на велосипеде, играли в мяч. А потом война – разрушенная стена, перевернутые танки, разбитые самолеты. Жюри наша работа понравилась, мы победили в одной из номинаций.
- Но дети точно понимали, о чем речь?
- Конечно! Для этого мы вместе с ними читали рассказы о брестской эпопее, смотрели отрывки из военных фильмов. Теперь дети знают, что первый удар приняла на себя Беларусь. И как она героически оборонялась. Сейчас я пытаюсь реализовать еще один тематический проект.
- Какой же?
- Возникла идея – организовать дружбу между детскими садами Беларуси и России. Конкретных договоренностей пока нет, все только на начальной стадии. А суть очень простая – чтобы дети общались между собой с помощью видеосвязи, а потом, может, и лично. Так же появится возможность делится с педагогами опытом, какими-то наработками, материалами. В любом случае должно быть интересно. Если у нас с Беларусью есть города-побратимы, почему бы не сделать побратимами и детские сады? Если белорусы с русскими будут дружить с такого возраста, то двум странам это пойдет только на пользу.
СМЕКАЛКА: ТЕАТР ТЕНЕЙ В БОМБОУБЕЖИЩЕ
Тихий подвиг воспитателей в годы Великой Отечественной трудно переоценить
Даже если грохочет война, детей все-равно надо сберегать, развлекать, воспитывать. После вторжения фашистов в СССР проблема стала очень острой. Взрослые либо сражались на фронте, либо работали до изнеможения. И кто-то должен был следить за их младшими членами семьи.
В начале зимы 1941 года в Москве стало ясно, что оставлять детей в зданиях детских садов опасно – город подвергался атакам с воздуха. Дошкольные учреждения перевели в бомбоубежища. Но там было темно, и детишки постоянно плакали. В хронике тех дней есть упоминание об обыкновенной нянечке Прасковье Федоровне из детсада N12. Она на последние деньги купила свечи. Но не только развеяла тьму, но и научила малышей играть в театр теней. После этого они перестали бояться и плакать.
МУЖЕСТВО: УРОКИ В БУХЕНВАЛЬДЕ
Защитник Брестской крепости преподавал детям в концлагере
Уроженец Смоленщины Николай Кюнг известен как один из организаторов успешного восстания в Бухенвальде. Бывший директор школы храбро сражался в Брестской крепости, сумел с боями вырваться оттуда, получив штыковое и пулевое ранение. Третья рана его настигла под Бобруйском, а после четвертой, осенью 1941 года, офицер попал в плен.
Но даже оказавшись в концлагере, не забыл свой педагогический долг. 1 сентября он начал преподавать детям по памяти все, чему научился в пединституте. Они так и слушали его, сидя на нарах, в полосатой арестантской одежде. А при входе дежурили взрослые арестанты, чтобы фашисты об этом не прознали. И так было вплоть до легендарного восстания и освобождения из Бухенвальда в 1945 году.
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- Telegram
- Viber