САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Впереди планеты всей

25 июля исполнилось четверть века со дня первого выхода в открытый космос женщины-космонавта. 25 лет назад за борт орбитальной космической станции «Салют-7» шагнула Светлана Савицкая, почти на три месяца опередив американку Кэтрин Салливэн, совершившую выход в космос 11 октября. Накануне юбилея Светлана Евгеньевна, член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по безопасности, обороне и борьбе с преступностью, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по обороне, дважды Герой Советского Союза, заслуженный мастер спорта, ответила на вопросы «СВ».

25 июля исполнилось четверть века со дня первого выхода в открытый космос женщины-космонавта. 25 лет назад за борт орбитальной космической станции «Салют-7» шагнула Светлана Савицкая, почти на три месяца опередив американку Кэтрин Салливэн, совершившую выход в космос 11 октября. Накануне юбилея Светлана Евгеньевна, член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по безопасности, обороне и борьбе с преступностью, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по обороне, дважды Герой Советского Союза, заслуженный мастер спорта, ответила на вопросы «СВ». – Светлана Евгеньевна, расскажите, пожалуйста, о своем выходе в открытый космос.
– Он состоялся в 1984 году, во время моего второго полета, длившегося с 17 по 29 июля. В составе экипажа, в котором я работала бортинженером КК «Союз Т-12», были Владимир Джанибеков и Игорь Волк. Полет длился 11 суток 19 часов 14 минут 36 секунд. За пределами орбитальной станции я находилась 3 часа 34 минуты. До этого женщины в открытый космос не выходили.
Чтобы стало понятно, насколько это было важно для нашей страны, напомню, что в то время в мире были две космические державы: СССР и США. Первенство было за нами. После своего первого полета в космос в 1982 году я пришла к выводу, что в программу предполетной подготовки следующего экипажа можно и нужно включить выход в открытый космос женщины. Но руководство тогда со мной не согласилось, мотивируя тем, что это тяжелая работа: 25 лет назад ее выполняли далеко не все мужчины.
В конце 1983 года нам стало известно, что Соединенные Штаты планируют выход в открытый космос женщины-астронавта. Допустить, чтобы американцы нас обошли, было нельзя. Поэтому кроме серии экспериментов в моей программе появилось еще одно задание. Сегодня выход в открытый космос включают в программу подготовки практически всех космонавтов, поскольку появилось много задач, решить которые можно только там, а мне секреты нахождения и работы вне стен станции пришлось познавать самостоятельно.
Космический пилотируемый полет – всегда испытательный, на орбите проходит доработка и совершенствование техники и корабля, копится опыт управления ими, выживания в замкнутом пространстве в условиях невесомости. Выполняются разнообразные фундаментальные и прикладные научные задачи – из области астрофизики, биологии в интересах народного хозяйства, здравоохранения, ВПК, решать которые можно только в невесомости. С Володей Джанибековым в открытом космосе мы, например, испытывали уникальный универсальный режущий инструмент, к слову, созданный в Институте электросварки им. Е.О. Патона, что на Украине. Сегодня подобных задач нет, но в любой момент их могут поставить.
Последнее время и мы, и американцы из полета в полет работаем над получением уникальных сплавов для изготовления полупроводников самого широкого применения, сверхчистых веществ и вакцин, необходимых здравоохранению, генной инженерии и так далее. Получить вещество такой чистоты на земле нельзя. В процессе работы космонавты используют различные приборы, материалы, ведут астрофизические, астрономические наблюдения. Ситуация в космосе меняется ежесекундно, в каждое мгновение можно получить новую научную информацию.
– Видимо, изменилась и система жизнеобеспечения?
– Безусловно. За 25 лет экипажи летали не на одну станцию. В каждом полете работают испытатели, их рекомендации и помогают совершенствовать условия жизни и работы космонавтов на орбите, их меню, режимы дня и отдыха. Накопленные в длительных полетах знания о том, как прожить в невесомости полгода или год, обеспечить нормальный температурный режим, чем космонавта лечить, какие костюмы ему носить, профилактические меры применять, каким составом дышать, что пить – это бесценный опыт, которого ни у кого, кроме нас, не было.
Системы жизнеобеспечения, применяемые сегодня на МКС, в основном наши. Ничего подобного в США не сделали до сих пор. В 1992-1993 годах они должны были запустить орбитальную станцию Freedom, но работу свернули – не смогли сделать систему жизнеобеспечения для длительных полетов.
МКС, эксплуатируемая совместно, построена фактически на нашей технике, на основе наших космических разработок и сегментов. Американские тоже есть, но в гораздо меньшем количестве.
В космосе они зависели и будут зависеть от нас. Помнится, в США долго не могли придумать, как астронавтам писать шариковыми ручками в условиях невесомости. Много денег потратили на исследования. У наших космонавтов подобных проблем не было: мы писали карандашами. Наш народ был и будет силен тем, что всегда найдет простое решение нерешаемых задач. Это особенность смекалистого, догадливого русского ума.
– Сейчас заговорили о полетах на Марс, промышленном освоении полезных ископаемых Луны. Это возможно?
– Наука и техника, как говорится, преград не знают. Все зависит от финансовых возможностей: чем больше денег вложишь, тем дальше улетишь и больше задач решишь. Марс, учитывая его расположение, длительность полета, возможности прилета, – первая планета, на которую люди полетят. Сначала, правда, необходимо создать технику, способную туда долететь, «припарковаться» и вернуться на Землю, обеспечить жизнедеятельность человека. Сегодня ученые над этим почти не работают. Предполагаю, что в ближайшие десять лет человек на Марс не полетит.
Лунная программа есть. Но американцы ее заморозили. Они подумывали добывать на Луне гелий в промышленных масштабах и в качестве топлива продавать землянам. Проблема в том, что его надо доставить поближе к предполагаемым потребителям – в торгово-промышленном объеме и на специальном корабле. В условиях кризиса работать над подобными проектами невозможно. Поэтому, думаю, космос еще долго будет полигоном для изучения и отработки новой техники, получения сверхчистых материалов, научных экспериментов. А что касается промышленного использования лунных баз или создания поселений – это задел на будущее, причем не на ближайшее будущее.

Беседовала
Наталья ДОЛГУШИНА

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. В Алтайском ГАУ установили первый в России симулятор трактора BELARUS 3522
  2. В Минтруда объяснили, как белорусы получают пенсии в России, а россияне — в Беларуси
  3. Делегация Минской области начала рабочий визит в Татарстан
  4. Александр Лукашенко о стиле политики Дональда Трампа и переговорах с США: Не надо париться
  5. Сеня по фамилии Енот: Полосатому «пассажиру» из США оформили белорусский паспорт
  6. Дмитрий Песков: ситуация вокруг Гренландии развивается вне логики международного права
  7. Александр Лукашенко о переговорах с Путиным в Москве после заседания ВГС: Будут целые сутки
  8. Александр Лукашенко опроверг слухи, что Путин «не пустил» его на Совет мира по Газе
  9. Сергей Глазьев: Граждане Союзного государства ощущают себя дома и в Беларуси, и в России
  10. Владимир Путин: Валовый региональный продукт в регионах России в среднем прибавил около 1%
  11. Александр Лукашенко передал французской делегации послание от Владимира Путина
  12. Путин и Токаев в телефонном разговоре подтвердили курс на углубление союзничества России и Казахстана
  13. Белорусский холдинг построит крупный логистический хаб стройматериалов под Москвой
  14. Масленичная неделя началась: впереди семь дней блинов и гуляний
  15. Александр Лукашенко: Беларусь намерена участвовать в Совете мира на президентском уровне

Парламентское Собрание

Валерий ГАЙДУКЕВИЧ: Афганский опыт нельзя забывать

Белорусский генерал-лейтенант уверен, что военные конфликты прошлого могут научить многому современных воинов

Политика

Пока Зеленский лжет про российские потери, ВС РФ наступают по всем направлениям

Что делать, когда нет реальных успехов на фронте? Можно их выдумать или имитировать

МНЕНИЯ

Чужой праздник

Анатолий Заусайлов

Пошла уже вторая неделя Зимней Олимпиады, а настроение, согласитесь, совсем не то. Пустота какая-то на душе

Надо ли праздновать День святого Валентина?

Михаил Панюков

Такая постановка вопроса неправильная в принципе

Такую "Сушку" не разгрызть

Андрей Удальцов

Авиапром, назло всеми санкциям и надеждам наших «друзей» задушить его чуть ли не на корню, продолжает уверено радовать

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также