САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Олег Румянцев: В 1997 году реального прорыва не получилось

Проект Сообщества Беларуси и России, который в 1996 году фактически взял старт на первой сессии ПС в Смоленске, в 1997 году дорабатывали с помощью нового Союзного Договора. Об этом рассказал известный российский конституционалист.

ФОТО: Владимир РОДИОНОВ/РИА Новости

В 1996 - 1998 годах Олег Румянцев работал заместителем Ответственного секретаря Парламентского Собрания. На свой юбилей государственный и общественный деятель, ученый собрал в стенах Финансовой академии при Правительстве РФ круглый стол по конституционным реформам. Поздравили Олега Румянцева с 60-летием президент Владимир Путин, премьер Михаил Мишустин, вручили поздравительный адрес от Госдумы. Редакция «СВ» присоединилась к поздравлениям и поговорила с очевидцем о том, как создавалась правовая база Союзного государства.

СООБЩЕСТВО ПРЕДСТАВЛЯЛОСЬ НЕУСТОЙЧИВЫМ

- Можете рассказать, как и почему задумали наш Союз? Как появилась такая форма Союзного государства?

- Активно мыслить как сложить прочное постсоветское объединение начали задолго до первой сессии в Смоленске, есть что вспомнить. В 1993-м году президент Ельцин прекратил нашу деятельность народных депутатов Верховного совета РСФСР (Олег Румянцев был избран народным депутатом России и членом Верховного Совета РСФСР в 1990 году – Ред.) После этого была принята Конституция РФ и избрана Госдума первого созыва. Я не смог избраться депутатом в составе объединения «Гражданский Союз» во главе с Аркадием Вольским, но был приглашен работать в аппарате нижней палаты парламента.

Геннадий Селезнев, с которым у нас были хорошие отношения еще с тех времен, когда он занимал пост главного редактора «Комсомольской правды», тогда стал вице-спикером. Во втором созыве мы продолжили работу, Геннадий Николаевич стал председателем ГосДумы.

Начался 1996 год, и к тому времени возникла дружественная двойка наших стран, был подписан договор о Сообществе Беларуси и России. Селезнев возглавил Парламентское собрание. Мы не раз встречались, говорили на тему как будет создать более действенную конструкцию нового Союза. Поэтому спикер и сделал мне предложение быть представителем ГД в руководстве аппарата Парламентского Собрания.

Сообщество Беларуси и России тогда мне представлялось крайне неустойчивым образованием. Необходимо было заняться вопросами интеграции более плотно, я об этом сказал и председателю, и его заму Сергею Бабурину.

У Бабурина интеграционное право - одна из основных сфер его политических научных интересов. А у меня за плечами был опыт Ответственного секретаря Конституционной комиссии России, руководителя рабочей группы по подготовке проекта Основного закона. Соратникам предложения о наделении будущего Союза наднациональными полномочиями показались интересными.

Геннадий Селезнев предложил мне заняться вопросом договора объединения стран. Мы вместе обсуждали как преобразовать Сообщества в Союз Беларуси и России. Так и сложилась наша команда с ним во главе.

Проект сделали довольно быстро. Текст обсуждали с депутатами, они наполняли поправками, реальным содержанием. Особенно плотными и даже жаркими были дебаты перед принятием проекта в ПС в феврале–марте 1997 года. Договор о Союзе Беларуси и России подписали 2 апреля 1997 года.

- Можно сказать, что Селезнев идейно продвигал ваш общий проект договора?

- Безусловно. Как председатель ПС был активным сторонником и всячески содействовал нашей работе. Но если он, к его чести, нашу борьбу поддерживал, то в администрации Президента Бориса Ельцина дело шло непросто. Например, в острых спорах с замглавой АП Эмилем Паиным или с некоторыми представителями МИД РФ. Я собирался обсудить проблему со своим недавним руководителем Ельциным, он возглавлял Конституционную комиссию в 1990-1993 годах. Но увидел в день подписания Договора 1997 года его неважное состояние. Стало понятно, что он не мог сам блокировать наши предложения, а причины дефицита политической воли к интеграции скрыты где-то глубоко.

УНИКАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

- Что в итоге приняли, а что отмели?

- Приходилось с боями отстаивать многие положения Союза. Многие наши предложения не прошли. Так предлагали, что ПС, позже - Парламент Союза, должны иметь ключевое полномочие принимать законодательные и иные правовые акты обязательные в исполнении органами Союза, органами государственной власти государств - участников Союза, юридическими и физическими лицами. К огромному сожалению это положение не прошло.

Оппоненты ссылались на 15-ю статью Конституции РФ. По формальным доводам несоответствия положениям о суверенитете продавили ослабление изначальной концепции проекта договора.

В итоге получилось закрепить лишь то, что нормативно правовые акты Парламентского собрания имеют статус законодательной рекомендации Союза. Но оставили важное, что к полномочиям Союза относятся развитие собственной правовой системы и союзное гражданство. Вот два принципиальных момента, два пункта, которые тогда закрепили в договоре. И еще удалось закложить перспективу последовательного продвижения добровольного объединения государств-участников.

Но во многом эта норма-цель так и осталась перспективным пожеланием - нет механизма его реализации. А если бы мы тогда сделали более серьезные шаги - то давно имели бы полноценное Союзное государство.

Не получилось реального прорыва в 1997 году. Оценивая с высоты лет, вижу еще одну причину. Если бы было три участника Союза или больше - возникла бы гораздо более устойчивая система. Но политической воли привлечь Украину, Казахстан, Армению или даже Сербию, - и такие идеи высказывались, - тогда не проявили.

- Мы все-таки что-то сохранили в Договоре о Союзном государстве, Таможенный союз заработал по опыту наших отношений. Мы когда-то вернемся к той повестке или к какой-то другой повестке, как будем развиваться дальше?

- Тогда, в 1996 году, мы были первыми на фоне недавно случившейся дезинтеграции, ни у кого такого опыта не было. Теперь нам нужно о собственных наработках вспомнить, и применить к имеющейся практической базе интеграции. Евразийский Экономический Союз может их учитывать, если будет политическая воля расширить сферу предметов общего ведения. Это основная ценность нашей работы с Беларусью. Так что та работа прошла не зря, это можно уверенно сказать.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. «Ростех» отправит оптические приборы в Беларусь для защиты границы
  2. Владимир Путин: Важнейшая задача – улучшение качества жизни, развитие городов, здравоохранения и образования
  3. Вячеслав Володин: Важно не количество, а качество принимаемых законов
  4. Владимир Путин обсудил с президентом ОАЭ ситуацию на Ближнем Востоке
  5. Вячеслав Володин: Госдума приняла 131 закон для защиты прав участников СВО
  6. Денис Мантуров: Россия не отказывается от иностранных инвестиций, но они должны быть «умными»
  7. Спецпосланник США планирует в ближайшие дни встретиться с Александром Лукашенко
  8. Посольство России в Венгрии восстановило мемориал 807 погибшим советским воинам
  9. Ленинградская область и Беларусь укрепили сотрудничество на заседании совместной комиссии
  10. Свои инновации на DIGITAL EXPO-2025 представили компании Беларуси и России
  11. Сотрудники ММЗ встретились с бизнес-сообществом Санкт-Петербурга
  12. БИСИ выпустил путеводитель по промтуризму Союзного государства
  13. В Постоянном комитете Союзного государства обсуждают обеспечение равных прав граждан
  14. Схему Московского метро на ПМЭФ представили на четырех языках
  15. Схему нелегального ввоза коммерческой партии товаров раскрыли таможенники в Бресте

Парламентское Собрание

Союзный бюджет: По доходам и расход

О ходе исполнения бюджета Союзного государства за 2024 год и о планах на бюджет этого года депутатам Парламентского Собрания Союза России и Беларуси рассказал Госсекретарь Союзного государства Сергей Глазьев

Политика

Вячеслав Володин и Игорь Сергеенко: Мы живем по правде, а не по двойным стандартам

В Бресте прошла 68-й Сессия Парламентского Собрания Союза Беларуси и России

МНЕНИЯ

Повесть о настоящих французах

Кристина Воробьёва

85 лет назад мир узнал, кто такой Шарль де Голль

Макрон, убейся об стену!

Олег Зинченко

Президент Франции грозит России беспрецедентными санкциями.

Уроки персидского

Анатолий Заусайлов

Что значит для России конфликт на Ближнем Востоке

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также