03 Апреля 2019 года / Текст:  Кристина ХИЛЬКО / К номеру: 14  (837)

Пока выясняем отношения, конкуренты занимают рынки

Как повысить эффективность союзных программ и от соперничества прийти к кооперации? В этом разбирались на заседании Комиссии ПС по экономической политике

Пока выясняем отношения, конкуренты занимают рынки

Союзные депутаты признали, что производство «БелАЗа» - лучший пример белорусско-российской промышленной кооперации: большая часть комплектующих изделий приходит на завод от российских партнеров. Фото: пресс-служба Парламентского Собрания.

НЕ ВСТАВЛЯЙТЕ ПАЛКИ В КОЛЕСА

В фокусе внимания - создание конкурентоспособной совместной продукции, взаимный экспорт и продвижение на мировые рынки. За круглым столом парламентарии говорили о необходимости объединить совместные ресурсы, а не дробить их созданием конкурирующих производств.

- Единое научно-технологическое пространство - ключевой приоритет развития Союзного государства, - отмечает Сергей Калашников, председатель Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике. - Следует более эффективно анализировать научно-технологические и инновационные программы и проекты. Работать на опережение и создавать продукты, которые станут конкурентоспособными на мировом уровне.

Больше восьми тысяч предприятий двух государств уже связаны производственной кооперацией. В Беларуси - около трех тысяч организаций с российским уставным капиталом. А в России зарегистрировано порядка полсотни совместных производств. Формула простая - объединение усилий российского и белорусского потенциала дает гораздо больший эффект, чем работа врозь. Особенно хорошо это видно в машиностроении. Но шероховатости все же остаются.

- На «Брянсксельмаше» и Череповецком литейно-механическом заводе созданы совместные сборочные производства. Там не работают по принципу отвертки, просто «прикручивая колеса», налажен высокотехнологичный процесс. Но эти предприятия не могут получить должные меры господдержки от российской стороны, - заострил внимание Павел Утюпин, глава Минпрома Беларуси.

Потребность российского рынка в сельхозтехнике с каждым годом растет. Одних тракторов нужно сорок тысяч. В прошлом году закупили 26 тысяч, львиная доля - белорусского производства.

- Вызовов у нас более чем достаточно - экономических и технологических. Давайте будем эффективнее работать и объединять усилия, а не вставлять друг другу палки в колеса, - взял слово депутат Дмитрий Заблоцкий. - Техника должна соответствовать запросам потребителей, с мерами господдержки, чтобы покупали наши товары, а не технику конкурентов. Пока будем выяснять отношения, за рубежом выпустят более качественные товары и заполнят наш рынок.

РАЗОРВАТЬ ЗАМКНУТЫЙ КРУГ

Мешают реализации важнейших союзных программ и бюрократические загвоздки. Один из самых острых вопросов - отсутствие четкого регламента союзной собственности. Из-за чего практически «подвисает» внедрение результатов программ в производственную практику.

В этом же ряду - определение владельца интеллектуальной собственности. Белорусы владеют тем, что создано в Беларуси, россияне - созданным в России. Получается, что «законного» владельца, который мог бы выйти с союзным продуктом на рынки третьих стран, будто бы и нет.

- Многие программы обещают стать технологическим прорывом в микроэлектронике, помочь вывести на новый уровень некоторые отрасли космической промышленности. Но пока документы ходят по кругу между кабинетами чиновников, о какой актуальности научных разработок можно говорить? - спрашивает Валерий Заичко, заместитель директора департамента навигационных космических систем (ГЛОНАСС) госкорпорации «Роскосмос».

- Разбазаривание времени! - высказал недовольство Сергей Калашников. - Нужно выходить из тупиковой ситуации. Бюджет Союзного государства тратится на современные разработки, которые могут использовать и российские, и белорусские предприятия, но результата нет.

С коллегой согласился Владислав Щепов, заместитель председателя комиссии:

- Главный вопрос - увеличить оборот высокотехнологичной продукции внутри Союзного государства, Евразийского экономического союза, а также развитие наших экспортных возможностей. План действий? Создавать совместные производства, выстраивать кооперационные цепочки, развивать сотрудничество между научными организациями, вузами наших стран. Приоритетные сферы - микроэлектроника, робототехника, био- и нанотехнологии.

МНЕНИЕ

Сергей Рахманов, председатель Комиссии ПС по вопросам внешней политики:

 Пока выясняем отношения, конкуренты занимают рынки

Фото: БЕЛТА

- Нам нужно объединять и укреплять экспертное сообщество. Создавать общую аналитическую структуру или специальную группу, которая будет работать на постоянной основе. Но в нее должны входить не бюрократы, а эксперты.

Беларуси и России следует объединить свои усилия в сфере высоких технологий, чтобы выстоять в глобальной гонке и не уступить другим странам. Все понимают, что нужно вместе развивать высокотехнологичную производственную базу, но многие наши проекты из-за бюрократических проволочек до сих пор остаются на бумаге. Получаем образцы техники, приборов, но из-за отсутствия союзного законодательства об интеллектуальной собственности все останавливается на пилотном этапе.

БЕЛАЗ ЖМЕТ НА ГАЗ

После «кабинетной» работы депутаты поехали в «поля». Первая остановка - завод БелАЗ. Гостей пустили в самое сердце производства, в сборочные цеха. Характерный запах металла и машинной смазки, колеса в два человеческих роста, детали кузовов и кабин произвели неизгладимое впечатление.

В цехах шутят: здесь настоящее «Лего», из множества деталей собирают гигантских покорителей карьеров.

В собранном виде жодинские богатыри впечатляют еще больше.

Еще один сюрприз - поездка на самом большом в мире карьерном самосвале грузоподъемностью 450 тонн.

- Один многотонник размером с дом - удивительное зрелище, - переводит дух Сергей Калашников после «гонки» по испытательному треку. - А поездку на палубе огромной машины просто не передать словами. Впечатлений на год вперед.

БелАЗ работает в тесной кооперации с партнерами: у белорусских великанов полно российских запчастей.

- Главный рынок для нас - РФ. К соседям направляется около 60 процентов продукции, - цифры приводит Олег Степук, главный инженер, первый заместитель генерального директора БЕЛАЗа, - В прошлом году наш завод праздновал 70-летие. Мы не только чтим традиции, но и следуем мировым тенденциям. Вскоре запускаем серийное производство уникального самосвала-беспилотника. Первые ноу-хау уже отправили в Сибирскую угольно-энергетическую компанию и на Абаканский разрез в Хакасию.

В этом году в Россию поступят еще пять беспилотных самосвалов.

Махина с легкостью гоняет по карьерам, набирает в ковш грунт, высыпает его, и - внимание - все это без водителя в кабине. Роботизированным самосвалом управляют в комфортном офисе, сидя за компьютером. Высокую точность движений «беспилотника» обеспечивает система GPS-ГЛОНАСС. Она позволяет работать в любых погодных условиях и экстремальных зонах.

Под занавес дня депутаты отправились на комплекс «Озерицкий-Агро». На правах хозяйки экскурсию провела директор компании, член Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике Нина Железнова. Гости оценили современный животноводческий комплекс и попробовали сыры, творожки, йогурты из местного молока.

Комментарии


Другие статьи раздела

Союзное государство

Роман с продолжением

Наградили лауреатов премии СГ в области литературы и искусства

Звездный маршрут

Экспедиции в невесомость начинаются на Земле

Наши ценности под угрозой. А какие они?

Экс-госсекретарь СГ (с 2011 по 2021 год), сенатор от Курской области, заместитель председателя Комиссии ПС по энергетике и транспорту Григорий Рапота открывает дискуссию о национальной идее

Запчастный случай

В актуальной для миллионов автомобилистов теме единого ОСАГО в Союзном государстве наметился решающий поворот, и она вот-вот выйдет на финишную прямую

Штрафной удар

Водители не смогут уехать от наказания: Россия и Беларусь договорились о взаимном признании штрафов за нарушения ПДД

Читайте также

Союзное государство

Роман с продолжением

Наградили лауреатов премии СГ в области литературы и искусства

Трибуна депутата

Таланты требуют огранки

Пришел, придумал, воплотил - такого подхода придерживаются воспитанники Национального детского технопарка

Экономика: интеграция

Сложение и деление

Как объединить энергетические сферы наших стран и правильно распределить полномочия?

Туризм

Пять белорусских храмов-крепостей

Церкви и костелы, которые больше похожи на древние укрепления, в Синеокой встречаются часто. Архитектурное наследие Средневековья сегодня впечатляет туристов, а когда-то спасало жизни в веренице нескончаемых войн

Культура

Реально «Странный мир» Диснея

Самый экологичный и толерантный анимационный фильм провалился в прокате

Политика

Александр Лукашенко - на саммите ОДКБ: Нельзя допустить, чтобы нас поссорили

От единства будет зависеть будущее и наших стран, и судьба организации



Общество

Бабушка милосердия

71-летняя уроженка Новоазовска отправилась в зону СВО

Общество

Весы с магнитом

Юлия Новицкая – о взвешивании в невесомости

Интервью

Александр Шельдяев: Белорусы – люди душевные

Вице-премьер правительства Башкортостана, министр промышленности, энергетики и инноваций рассказал «СВ» об импортозамещении, сохранении человеческого капитала и зеленой экономике

Общество

Цур, я в домике!

Уфа в следующем году примет юбилейный, Десятый форум регионов Беларуси и России. Но уже сейчас Башкирия готова делиться своими инновациями с братским народом

Общество

Черная дыра

В Незалежной на себе почувствовали, каково быть жителем Донбасса

Общество

Дипломат от бога

Не стало министра иностранных дел РБ Владимира Макея

Общество

Смена караула

Обновленному составу Молодежной палаты при ПС предстоит хорошенько потрудиться

Трибуна депутата

Таланты требуют огранки

Пришел, придумал, воплотил - такого подхода придерживаются воспитанники Национального детского технопарка

Трибуна депутата

Одним фронтом

В непростые времена творчество должно объединять, а не быть причиной раздора