Космос зовет и объединяет

В Москве проходит 40-я научная ассамблея Международного комитета по космическим исследованиям COSPAR-2014.  Более двух тысяч ученых из десятков стран мира приехали, чтобы обсудить свежие результаты космических исследований и поделиться планами на будущее

Комитет COSPAR был создан в 1958 году в целях международного сотрудничества ученых и исследователей космоса, его ассамблея собирается раз в два года. Нынешняя ассамблея стартовала 2 августа в МГУ им. Ломоносова. Она включает в себя тысячи докладов и около двухсот регулярных научных сессий.

– Это самое важное событие в мире и России. На них собираются молодые ученые, которые ищут свое место в науке, и не очень молодые ученые, которые могут найти интересную ученую молодежь, – говорит президент РАН Владимир Фортов.

Руководитель Роскосмоса Олег Остапенко рассказал о главных российских проектах в сфере исследования космоса, в частности о космическом телескопе «Радиоастрон», о подготовке полетов астрофизических обсерваторий «Спектр-УФ», «Спектр-М» («Миллиметрон») и «ГАММА-400», об экспедиции «Интергелио-Зонд», о лунных проектах «Луна-Глоб» и «Луна-Ресурс», а также о совместном с Европейским космическим агентством проекте изучения Марса – «ЭкзоМарс». Проект предусматривает комплексное изучение Марса с орбиты его искусственного спутника, а также с борта марсохода и долговременной посадочной станции.
На 2015 год с нового космодрома «Восточный» намечен запуск спутника «Ломоносов», созданного учеными МГУ, – по сути, целой космической лаборатории для изучения экстремальных явлений во Вселенной, отметил ректор МГУ Виктор Садовничий. Белорусские ученые принимают активное участие в создании оптических и электронных устройств, связанных с данным проектом.

Сегодня российская сеть телескопов-роботов «Мастер» занимает первое место в мире по открытиям ярких космических объектов, добавил Садовничий.

«За последние два года «Мастер» открыл более 500 вспыхивающих объектов», – сказал он. Обнаружены также астероиды, опасно приближающиеся к Земле. Кроме того, телескопы-роботы «Мастер» могут за несколько десятков секунд повернуться в любую точку неба по сигналу с космических обсерваторий. Наряду с МГУ в проекте участвуют Благовещенский, Иркутский, Уральский университеты, а также Университет Канарских островов (Испания) и Национальный университет провинции Сан-Хуан (Аргентина).

Основными направлениями межпланетных исследований для России на ближайшее десятилетие станут Луна, Марс и повторение миссии «Фобос-Грунт», говорит директор Института космических исследований РАН Лев Зеленый. «Луна и Марс – приоритеты на 2016-2025 годы», – сказал он. В рамках этих проектов Россия и Беларусь создадут новую посадочную платформу для исследований Марса.

В 2019 году к Луне отправится первый за многие годы российский лунный аппарат «Луна-Глоб». На 2020 год, по предварительному плану, намечен запуск космической обсерватории, которая будет работать в ультрафиолетовом диапазоне «Сектор УФ». На 2021 и 2023 годы планируется запуск к Луне орбитального и посадочного модулей проекта «Луна-Ресурс».

– Примерная стоимость одного проекта по созданию автоматической лунной станции составляет 10 миллиардов рублей, проект делается пять-шесть лет. Пилотируемый полет на Луну будет стоить в 10 раз дороже, – говорит заведующий отделом ядерной планетологии Института космических исследований (ИКИ) РАН Игорь Митрофанов.

В свою очередь в Институте медико-биологических проблем рассчитывают в ближайшие годы продолжить эксперименты по моделированию пилотируемого полета на Марс. В рамках проведения биологических экспериментов в 2019 году планируется запуск биоспутника. Вслед за ним в районе 2022 года на орбиту будет запущен следующий аппарат.

Кроме того, научная программа предусматривает отправку в космос в 2021 и 2025 годах космических аппаратов «Возврат-МКА».

В рамках ассамблеи проходит «молодежная школа», в которой принимают участие более ста студентов и аспирантов. Половина из них выступает со стендовыми докладами.

Кроме того, в программе – специальный лекторий для школьных учителей физики, который поможет российским учителям использовать информацию о космосе в школе и создать мотивацию к учебе у детей.

1. Украинским банкам и ломбардам запретили принимать беспилотники и тепловизоры