Андрей Удальцов: Сам себе ледокол
Россия готова совершить грандиозный прорыв в подводном судостроении
А именно - первой в мире создать подводный атомный танкер-газовоз. Да не один, а целую серию из, минимум, пяти-семи штук. Проекту уже дали «добро» на самом верху. «Мы с руководителем «Газпрома» обратились к президенту, он нас поддержал. Сейчас «Газпром» принял решение эту работу начать, с чем я вас и поздравляю», - заявил на днях руководитель Курчатовского института Михаил Ковальчук.
Кораблик, по оценкам проектировщиков, получится ну, очень внушительных габаритов. Только представьте: из-под воды вдруг всплывает исполин длиной – внимание! – 360 метров (три футбольных поля) и шириной 70. Любая подводная лодка, даже стратегический ракетоносец, по сравнению с ним просто карлик. Плотва на фоне щуки. Самый огромные за всю истории подплава корабли были, кстати, также созданы в нашей стране – ядерные стратеги проекта 941 «Акула». Для их швартовки пришлось строить даже специальную базу на Севере. Хотя, по сравнению с будущим газовозом это так себе -плавающая мелочишка, длинной каких-то 170 метров. На двести метров меньше.
Будущего исполина оснастят тремя ядерными реакторами типа «РИТМ-200». Основную часть пути судно будет двигаться на глубинах от 100 до 150 метров со скоростью до 17 узлов. В том числе, подо льдом. Флотилия таких кораблей станет своеобразным подвижным газопроводом в районах северного ледовитого океана. И никаких подводных веток тянуть не понадобиться. Допустим на условном месторождении, да хоть том на той же Приразломной, где добыча голубого топлива идет под водой, такой газовоз подходит к ней, заполняется под завязку и дальше приходит в нужную точку и, также не всплывая, отдает свое содержимое. И развернувшись отправляется за новой порцией.
Для прохождения по Северному морскому пути ему не понадобятся никакие ледоколы. Ледовые поля он легко преодолеет под водой.
И на закуску еще пара цифр для сравнения – грузовместимость, как говорят моряки, только одного такого подводного исполина составит где-то 170‒180 тыс. куб. м. Столько же примерно сжиженного газа берут на борт супер-танкеры, которые уже работают на Северном морском пути. Но для их проводки, особенно в ледостав нужно ледоколы. А подводный танкер сам себе хозяин. Нырнул под лед и шурует заранее намеченным маршрутом.
Еще лет десять-двадцать назад такие проекты казались фантастикой. Сказкой. Но России не привыкать сказку делать былью.



MAX