САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Мнения

Андрей Удальцов: Сбежали, прикарманив государственные деньги

Как харьковские танкостроители во время войны «спасались» от эвакуации с заводом на Урал

Возможно кто-то забыл, а кто-то и вовсе не знает, о том, что легендарный танк Т-34, танк Победы, был создан в Харькове. На местном тракторном заводе – ХОТЗ. В те годы, как была обычная практика, когда заводы-гиганты наряду с военной техникой, выпускали и гражданскую. 

Т-34 по оценкам многих экспертов, в том числе, западных, считается лучшим танком ХХ века. Правда в самой история его появления и производства до сих пор остаются кое-какие если не белые, то серые пятна. Главным конструктором машины официально считается Михаил Кошкин. И это справедливо. Хотя он был скорее не конструктором, а как сказали бы сейчас топ-менеджером.  Не чета, конечно, нынешним, которые ничего прорывного пока практически не создали, да и не могут создать, зато ловко рулят финансовыми потоками. А Кошкин делал дело, ради которого положил всю жизнь. Без его чудовищной просто настойчивости, Т-34 мог вообще не появится, оставшись в чертежах, и деревянных макетах. 

С Кошкиным, который не дожил до войны, – ясно.  Но кто был тот гений-конструктор, который придумал наклонный угол корпуса, благодаря чему, фактическая толщина брони увеличилась едва ли не вдвое. А фашистские снаряды особенно в первые месяцы войны отскакивали от  «тридцатьчетверки», как мячик от стенки. По мнению многих экспертов, этим кудесником, был военинженер Адольф Дик.  Многие, пожалуй, и не слышали его имени. Что не удивительно. Он – немец. Потомок прусских переселенцев, обосновавшихся на Украине еще со времена Екатерины II. В 1937 году он угодил под каток ежовских репрессий. По знаменитой 58-й статье за контрреволюцию получил десять лет, который отмотал от звонка до звонка. После чего был сослан в Бийск. Потому даже в поздние годы, когда говорили о «тридцатчетверке» имя Дика практически не всплывало. Немец, политзек, плюс и еще и Адольф. Да с таким набором в советское время - понятно, да.

Выпуск Т-34 – история не менее любопытная. Создать-то в Харькове его создали, но едва началась Великая Отечественная война ХТЗ, как и тысячи предприятий, оказавшихся под угрозой захвата или уничтожения, были эвакуированы на Восток страны, за Урал. Новым местом дислокации ХТЗ стал Нижний Тагил. 

А теперь самое интересное. «Некоторые рабочие, обязанные приказом по заводу, выехать на другое место работы, получив подъемные и другие выплаты, присвоив государственные средства, не выехав по месту нового назначения, дезертировали с трудового фронта», - черным по белому говорится в приказе по Наркомату танковой промышленности от 25 сентября 1941 года. Всего из Харькова в Нижний Тагил должны были эвакуироваться 12 410 рабочих и инженеров. По факту, однако, за Урал уехали, по оценкам историков, всего 5224 человека. 

Куда же делись остальные? Вопрос, как говорится, интересный. При отступлении наших частей из Харькова осенью 1941 года все корпуса завода сохранили нетронутыми, вывезли только самое ценное оборудование, что смогли погрузить на железнодорожные платформы. Тем не менее, во время оккупации завод продолжал работать. Там ремонтировали, в том числе, захваченные или подбитые немцами танки Т-34, которые довольно активно использовались в вермахте. И судя, по всему, ремонтировали их те же самые люди, кто их строили изначально.  

По отчету комиссии Танкопрома, побывавшей на заводе уже после освобождения города, немцы «укомплектовали цеха бывшими кадрами завода в количестве примерно трех-четырех тысяч человек». Судя по всему, как раз из тех, кто «дезертировал, присвоив государственные деньги, при эвакуации». Выводы? А их не будет. Решайте сами, что к чему. Кстати, никакого наказания эти «штрейкбрехеры» не понесли. После освобождения Харькова завод, разрушенный убегавшими фрицами, было необходимо в кратчайшие сроки восстановить и возобновить выпуск танков уже для Красной Армии. Каждый квалифицированный кадр был на весь золота.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. В Союзном государстве утвердят новые меры поддержки кооперационных и инвестиционных проектов
  2. В Минске завершилось заседание Группы высокого уровня Совета министров Союзного государства
  3. Беларусь и Россия определили ключевые направления реализации Договора о Союзном государстве до 2029 года
  4. Союзное государство сосредоточится на промышленной политике и модернизации инфраструктуры
  5. В Минске обсудили расширение сотрудничества и новые стандарты для товаров Союзного государства
  6. Владимир Путин прибыл в Индию с государственным визитом: насыщенная программа и встречи с Моди
  7. В Праяградже прошёл ритуал благословения Путина и Моди перед визитом российского лидера
  8. Начался прием вопросов для прямой линии с президентом Владимиром Путиным
  9. В ближайшее время может быть создан Комитет по стандартизации Союзного государства
  10. Владимир Путин: Россия не стремится к возвращению в G8
  11. Владимир Путин: Россия освободит Донбасс и Новороссию любым способом
  12. Владимир Путин: Поиск решения по Украине требует сложной и кропотливой работы
  13. Владимир Путин напомнил о волеизъявлении жителей ДНР и ЛНР на референдуме
  14. Владимир Путин: Свыше 90% торговых операций между Россией и Индией проходят в национальных валютах
  15. В Кремле объявили дату прямой линии и пресс-конференции с Владимиром Путиным

Парламентское Собрание

Европейцы едут в Россию

 За лучшей жизнью для себя и своих детей

Политика

Малек ДУДАКОВ: Вашингтон продавлен Минском

Если у белорусской дипломатии на западном направлении все развивается успешно, то у «просроченного» президента дела очень плохи

МНЕНИЯ

В «райских кущах» жизнь не сахар

Кристина Воробьёва

«Европейский выбор» способен разрушить даже мощнейшую сверхдержаву. Прецеденты уже были

Вертикальный задел

Андрей Удальцов

Нужен ли нам самолет с ВВП пятого поколения

Каллас на глиняных мозгах

Александр Снегирёв

Гений европолитики Кая Каллас в очередной раз поразила всех своей непроходимой глупостью

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также