САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Мнения

Павел Родионов: Огнедышащий "Грач"

Легендарному штурмовику - полвека

И еще один юбилей. На сей раз крылатый. Да к тому же с белорусской родословной, считай. Пятьдесят лет назад совершил свой первый полет легендарный, без всяких натяжек, штурмовик Су-25. В народе он известен еще, как «Грач». Такое прозвище дали ему летуны-острословы. Был еще «Гребешок» - обилие подвесок на крыльях, на которых крепятся ракеты и бомбы, действительно напоминает зубчики расчески, особенно, когда смотришь на летящий штурмовик с земли. Но парикмахерское прозвище не прижилось. А вот «Грач» стал для самолета, практически, именем собственным.

Полвека в небе! И летает до сих пор – боевых забот выше крыши. Пашет во всю на фронте СВО, лупит с воздуха противника. Прорыв ВСУ в Курскую область в августе прошлого года во многом удалось остановить благодаря ударам штурмовиков, работавших по врагу практически круглосуточно.

Почему у него белорусская родословная? Да очень просто. Великий конструктор Павел Сухой, долгие годы возглавлявший знаменитое на весь мир КБ, уроженец села Глубокое в Витебской области. Непосредственно созданием штурмовика руководил другой белорус, зам. Сухого – Олег Самойлович, уроженец Калуги, человек удивительной судьбы. Всю Великую Отечественную провоевал командиром танка Т-34, а после Победы посвятил свою жизнь авиации.

Кстати, Су-25 появился на свет, по сути, тайком. Группа Самойловича работала над ним, как принято говорить, в инициативном порядке. Даже Павел Сухой был ни сном, ни духом. Ему показали уже готовый чертеж будущей машины, со всеми расчетами. Штурмовиками суховцы никогда до этого не занимались. Создавали истребители-перехватчики и тактические бомбардировщики. Су-25 стал пробой штурмового пера. И первый блин не вышел комом. Оценив все преимущества новинки Сухой сразу дал «добро». 

На вооружение советских ВВС, вопреки всем правилам, самолет приняли уже после того, как он показал себя в Афганистане. Проверку боем, ему зачли сразу как заводские и государственные испытания. Случай в истории отечественной авиации – уникальный. Как и сам штурмовик. В Афгане летчики на нем творили вещи фантастические, особенно, в горах. Представьте – узкое ущелье, стиснутое с одной и другой стороны высокой каменной грядой. Су-25 в крутом пике снижался вдоль одной горы, и отработав по цели, задирал нос почти вертикально и на форсаже взбирался круто ввысь вдоль горы напротив. Повторить подобный маневр даже сейчас не может ни один другой самолет. Летчики до того наловчились, что умудрялись, не используя даже прицел, на глазок загонять обычные чугунные бомбы точно в пещеры, где скрывались душманы, как бильярдный шар в лузу. 

Надежность «Грача» - вне конкуренции. Свою потрясающую живучесть он демонтировал и на СВО – машины возвращались на аэродромы с одним работающим двигателем, второй был раскурочен попаданием ЗРК. Или с полностью снесенным стабилизатором. Дырки в фюзеляже от осколков или крупнокалиберных пуль уже банальная мелочевка.

К привычным боевым обязанностям «Грача» недавно добавилась еще одна – носителя тактического ядерного оружия. Речь о российских зарядах ТЯО, размещенных в Беларуси. В том числе, бомбах. В случае агрессии НАТО, ответный удар с воздуха нанесут белорусские Су-25. Машины из строевых частей ВВС РБ еще год назад прошли необходимую модернизацию на заводах, а летчики соответствующее обучение в России. И заступили на боевое дежурство. Вот такой он легендарный «Грач». Полвека уже воздухе. И уходить на заслуженный отдых совершено не собирается. Да и не отпустит никто. В своем классе он у нас такой единственный и неповторимый. Заменить его некем. Да и ратных дел еще хватает, выше крыши.

 

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. В Союзном государстве утвердят новые меры поддержки кооперационных и инвестиционных проектов
  2. В Минске завершилось заседание Группы высокого уровня Совета министров Союзного государства
  3. Беларусь и Россия определили ключевые направления реализации Договора о Союзном государстве до 2029 года
  4. Союзное государство сосредоточится на промышленной политике и модернизации инфраструктуры
  5. В Минске обсудили расширение сотрудничества и новые стандарты для товаров Союзного государства
  6. Владимир Путин прибыл в Индию с государственным визитом: насыщенная программа и встречи с Моди
  7. В Праяградже прошёл ритуал благословения Путина и Моди перед визитом российского лидера
  8. Начался прием вопросов для прямой линии с президентом Владимиром Путиным
  9. В ближайшее время может быть создан Комитет по стандартизации Союзного государства
  10. Владимир Путин: Россия не стремится к возвращению в G8
  11. Владимир Путин: Россия освободит Донбасс и Новороссию любым способом
  12. Владимир Путин: Поиск решения по Украине требует сложной и кропотливой работы
  13. Владимир Путин напомнил о волеизъявлении жителей ДНР и ЛНР на референдуме
  14. Владимир Путин: Свыше 90% торговых операций между Россией и Индией проходят в национальных валютах
  15. В Кремле объявили дату прямой линии и пресс-конференции с Владимиром Путиным

Парламентское Собрание

Европейцы едут в Россию

 За лучшей жизнью для себя и своих детей

Политика

Малек ДУДАКОВ: Вашингтон продавлен Минском

Если у белорусской дипломатии на западном направлении все развивается успешно, то у «просроченного» президента дела очень плохи

МНЕНИЯ

В «райских кущах» жизнь не сахар

Кристина Воробьёва

«Европейский выбор» способен разрушить даже мощнейшую сверхдержаву. Прецеденты уже были

Вертикальный задел

Андрей Удальцов

Нужен ли нам самолет с ВВП пятого поколения

Каллас на глиняных мозгах

Александр Снегирёв

Гений европолитики Кая Каллас в очередной раз поразила всех своей непроходимой глупостью

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также