САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Экономика

Автор Дмитрий Воробьев

Маршрут перестроен

В Москве подписали соглашение о перевалке белорусских нефтегрузов в российских гаванях. Ответ на санкции Вильнюса и Риги подготовили в кратчайшие сроки

ТРИ ГОДА. ДАЛЕЕ БЕССРОЧНО

Свершилось. Нефтепродукты, произведенные в Синеокой, меняют прописку.

- Мы подписали историческое соглашение. Оно будет действовать три года, но имеет, по сути, неограниченное действие, потому что предусматривает пролонгацию, - отметил министр транспорта РФ Виталий Савельев.

В документе прописаны объемы перевалки в 9,8 миллиона тонн до 2023 года. Из белорусских Барбаров в ленинградские Автово и Лужскую будут возить белорусский мазут, газойль, бензин. Из Новополоцка - масло и газойль. В этом году планируется поставить 1,4 миллиона тонн мазута и 1,2 миллиона тонн бензина.

До порта в Усть-Луге нефтепродукты доедут по железной дороге. Подвижной состав - российский. Кстати, с 2016 года РЖД предоставляет сябрам 50-процентную скидку на доставку в порты северо-запада.

- Мы шли во всем навстречу друг другу. Могу сказать, что цена для белорусских поставщиков нефтепродуктов ниже, чем в прибалтийских портах. Россия пошла на существенные скидки, - уточнил Виталий Савельев.

Контракты между странами заключены по схеме take-or-pay. То есть, если в порт поступит товара меньше, чем было согласовано, то заплатить все равно придется за весь объем. На период действия соглашения тарифы повышаться больше, чем на размер инфляции не будут.

- Я рад, что нам удалось договориться. В дальнейшей перспективе мы готовы обсуждать с нашими коллегами вопросы перевалки калийных удобрений, лесных грузов, машиностроительного комплекса, но нужно это проработать детально с точки зрения мощностей, портовой инфраструктуры, - строит планы на будущее министр транспорта и коммуникаций РБ Алексей Авраменко.

Маршрут перестроен

ПОТЕРЯЛИ - ПЛАЧУТ

Литовские власти отреагировали вполне ожидаемо. Министр транспорта Марюс Скуодис уже заявил, что Минск в экспортном переезде руководствовался только политическими соображениями:

- Соглашение не несет выгоды Беларуси, Литве и России.

Вильнюсу уж точно - потери бюджета оценивают в три миллиарда долларов. Ни местная железная дорога, ни порт на февраль не получали заказов от Беларуси. А ведь раньше оттуда поставляли треть, или 14 миллионов тонн различных грузов.

Сдавая, грубо говоря, в аренду морские порты, Латвия и Литва зарабатывали десять миллиардов долларов. К слову, Россия еще шесть лет назад начала отказываться от перевалки нефтепродуктов в Прибалтике. Если в 2015 году там отправляли девять миллионов тонн, то через год - уже пять. В 2019-м Россия еще на двенадцать процентов снизила присутствие своих нефтегрузов в Латвии, Литве и Эстонии.

Что в РФ, что в РБ меры связаны с санкциями. Президент Беларуси Александр Лукашенко предрек, что запреты выйдут Прибалтике боком:

- Вот мы и посмотрим, как они будут жить. Тридцать процентов литовского бюджета формировали наши грузопотоки.

МНЕНИЯ

Сергей МИТИН, председатель Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике:

- Мощности порта в Усть-Луге фантастические - больше ста миллионов тонн в год. Решения такого рода только укрепляют эффективность экономик России и Беларуси. Совершенно очевидно, что мы должны ориентироваться на рынки друг друга. Сейчас идет увеличение портовых мощностей на Черном море, Дальнем Востоке, и это дает возможность нам рассчитывать на белорусские грузы, а белорусам - на российскую инфраструктуру.

Традиционно экономика республики ориентирована на наш рынок - мы это видим по поставкам техники, молочной, мясной продукции и многого другого. Я могу только приветствовать желание белорусской стороны построить совместный с Россией морской порт.

Олег ГАЙДУКЕВИЧ, член Комиссии Парламентского Собрания по вопросам внешней политики:

- Соглашение показывает, кто в современном мире является суверенным государством, а кто нет. Наши прибалтийские коллеги постоянно переживают за суверенитет Беларуси, но когда дело коснулось санкций, которые невыгодны Латвии и Литве, руководители республик не смогли принять верных решений, и ударили сами по себе. Им же выгодно даже покупать нашу электроэнергию с БелАЭС, хотя бы цены на свет для населения стали бы нормальными. Но они не могут этого сделать, поскольку дано указание из Брюсселя и США. Если говорить об экономической выгоде или невыгоде для Беларуси, то она считается не только суммами контрактов. Здесь все тесно связано с надежностью партнеров, а с учетом нынешнего противостояния и незаконных санкций в отношении республики мы не можем исключить, что в какой-то момент наши грузы не арестуют. Где гарантия? Нет ее! Пример: ситуация вокруг санатория «Беларусь» в Литве, счета арестованы, работа остановлена, выкинули на улицу людей и незаконным образом забрали белорусский актив. То же самое может произойти и с грузами.

При этом Беларусь - честный партнер, работающий по международному праву, мы не разрываем уже существующие контракты, мы не заключаем новые. Еще один момент - мы не должны молчать и нужно отвечать на санкции. Я убежден, что принятое решение о перевалке грузов в России направлено на усиление экономического суверенитета. Тем более санкции будут расти, Европе выгодно списать свои проблемы на внешний фактор, противостояние. В конечном итоге их же порты и останутся ни с чем, раз мы говорим конкретно на эту тему. Да, можем и с Россией спорить в каких-то моментах, но никогда друг друга не предадим.

Маршрут перестроен

ПЛАНЫ

ОКАЖУТ УСЛУГИ В УСТЬ-ЛУГЕ?

Россия и Беларусь ведут речь о совместном морском терминале.

- Россия - главный партнер Беларуси в топливно-энергетической сфере. Между нами продолжается активный диалог о создании единых энергетических рынков. Обсуждается участие белорусской стороны в строительстве нового морского порта для перевалки нефтепродуктов на Балтике. Открывается возможность для дальнейшего роста грузооборота России и повышается привлекательность российской инфраструктуры, - уверен вице-премьер Александр Новак.

Президенты Владимир Путин и Александр Лукашенко еще в сентябре обсуждали эту тему. Белорусский лидер готов вложить в проект кредитные деньги, оставшиеся от строительства БелАЭС. Рассматриваются два варианта Усть-Луга и Калининград.

- Я предложил Владимиру Путину финансовое решение: все, что сэкономим на атомной станции, вложим в порт, в строительство терминала. Он загорелся этим вопросом, - говорил Александр Лукашенко.

ФОТО: Усть-Луга.рф

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Украинским банкам и ломбардам запретили принимать беспилотники и тепловизоры
  2. В Латвии арестовали мужчину за возложение цветов к демонтированному советскому памятнику
  3. Евлаш: ВСУ планируют применять F-16 вместе со старой авиацией
  4. Минобороны: Российские военные уничтожили очередной американский танк Abrams
  5. В Финляндии предложили «запретить или ограничить доступ России к Калининграду»
  6. В Петербурге планируют построить аналог МЦК
  7. Швеция отвергла идею Китая о расследовании ЧП на «Северных потоках»
  8. «Белпочта» предложила белорусам бесплатно отправить ветеранам открытки ко Дню Победы
  9. Захарова: Киев открыто готовится к новой атаке на Крымский мост
  10. Путин и Рахмон провели телефонный разговор
  11. В России планируют ввести штрафы до 2 млн рублей за незаконную продажу сим-карт мигрантам
  12. Лукашенко высоко оценил готовность белорусской ПВО
  13. Подписано соглашение о сотрудничестве между Обнинском и Гомелем
  14. Комитет Госдумы одобрил поправки, согласно которым иноагенты не могут участвовать в выборах
  15. На Украине начнут призывать больных ВИЧ и раком

Политика

Блинкену в Китае преподали очередной урок

Госсекретарь США Энтони Блинкен посетил Поднебесную

МНЕНИЯ

Время расплаты

Анатолий Заусайлов

Западные кредиторы требуют от Незалежной возврата долгов

Украинский генерал признал, что им не победить

Михаил Васильев

Замначальника ГУР отказался от идеи «возвращения к границам 1991 года»

Салют будто маленькое конфетти

Юлия Новицкая

Близится великий праздник для всех россиян (и не только для них) - День Победы

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также