Марина КАПУРО: Голос - бонус свыше
Известная исполнительница рассказала «Союзному вече», что ей помогает в работе, почему не видно на телевидении и нравятся ли ее песни котам
ИГРАЛИ В АРТИСТОВ
- Когда появилась группа «Яблоко», я помню впечатление: поет как дышит. Сами-то когда осознали, что у вас талант?
- Не могу сказать, что в один момент осознала. Вообще об этом не думала. Мне просто легко все давалось. Не понимала, почему у других так не получается. Мне их было даже как-то жалко!
Помню, в школе учительница по пению меня выделила: давай ты на школьном конкурсе выступишь. А тогда же Робертино Лоретти был на слуху, и я спела песню «Санта Лючия», русскую версию: «В лунном сиянии море блистает». Я уже занималась во Дворце пионеров, и голос лучше зазвучал.
- Еще из детства: учились в английской школе, полюбили «Битлз», а сейчас эти песни поете?
- Мне кажется, иначе и невозможно. Тогда была оттепель, большой интерес к зарубежной музыке. Мы с сестрой в пятом классе перешли в другую школу, английскую. У всех идеальный английский, все девочки - красавицы. А мы с сестрой маленькие, рано в школу пошли, последними на физкультуре стояли. Но я знала, что пусть другие лучше говорят по-английски, зато я спою по-английски лучше всех! В каждом классе стояло пианино, и дома у нас от бабушки остался старинный инструмент. Мы с сестрой все на слух подбирали, поражали воображение наших одноклассников.
- Мальчики оценили?
- Они нас очень уважали. Мы подбирали и «Битлз», «Yesterday», другие мелодии. «Марина, сыграй «В мире животных»!» И мы играем.
В этой школе были лингафонные кабинеты с наушниками. Думаю, отсюда у меня любовь к звукозаписи. Когда мы на «Мелодии» записываемся, я себя чувствую в своей тарелке. Это английская школа дала мне любовь к филигранному отношению к записи. Самодисциплина мощная.
- Как интересно все складывалось - точно, судьба.
- Мы с сестрой и наши подруги все время играли в артистов, сценки какие-то придумывали. У нас были и куклы такие, на руки надеваются, кукольный театр. И была такая игра, будто у нас берут интервью.
КОШМАРНЫЙ СОН ВОКАЛИСТА
- У вас вышло несколько альбомов только за последние два-три года: и рок, и этно, и кантри, такое разнообразие жанров!
- «Казачьи песни», «SOS» (песни группы «АББА» на русском языке), альбом «If The Beatles Were The Girls», «Тальяночка» на стихи Сергея Есенина.
Как я - вокалист - должна в этом разбираться? В музыке важна наслышанность, как начитанность в книгах и насмотренность в кино. Я учусь на этой музыке, поэтому включаю каверы в свой репертуар. Что касается «Тальяночки», она в стиле кантри, всю музыку написал мой муж (Юрий Берендюков, музыкант и продюсер. - Ред.) И сейчас мы выпустили альбом «Тальяночка» к 130-летию со дня рождения Сергея Есенина, поэта, которого любит вся Россия и не только.
- Как успеваете?
- Это все Юра! Он - энергия, подогревает меня. А мне все интересно. Я не представляю, что было бы, если бы в мою жизнь не пришла музыка. А она пришла, кажется, сразу после моего рождения!
- Здорово, что все получилось! Недавно очередной концерт в «Колизее» прошел, полный зал. Голос роскошный. Странно, что по телевизору вас редко показывают.
- Мы же живем в Петербурге, в Москве своих артистов хватает. У нас налажена работа, радиостанции ставят новые песни, журналисты берут интервью (улыбается). Мы все это очень ценим. Это наша среда. Как-то меня пригласили в «Ты - суперстар». Но мы решили, что это не для меня, у меня и так все хорошо. А я бы и там неплохо смотрелась, в своем красном платье! Я азартный человек.
Зато когда-то меня пригласили в Беларусь на «Славянский базар», коллеги очень добрые слова говорили - группа «Верасы», Марина и Владимир Девятовы, многие: «Ой, Мариночка, наконец-то», «Мы так любим твой голос».
Я не против куда-то поехать, если пригласят. В мае с группой «Яблоко 2.0» выступим на крупнейшем в стране фестивале «Битлз» в Тольятти.
- Шаг на сцену - как шаг в бездну?
- Знаете, что такое уйти со сцены под стук собственных каблуков? Кто-то так плохо выступил и ушел под три хлопка. Это страшный сон для вокалиста.
- У вас же такого не бывало!
- Не, бывало, потому что у меня профессиональная подготовка. Мы же все это преодолевали еще с детства. И волнение. Я очень уважаю всех музыкантов. Я, вокалист, на переднем плане, за мной - музыканты, и они точно так же волнуются. Мы все оттачиваем, репетируем, чтобы на сцене все от зубов отскакивало. Если у тебя просто амбиции, а предъявить нечего, толку-то? С кондачка, тяп-ляп не получится. Важна и дисциплина. Например, в больном состоянии не нагружать голос, иначе начнется гипотония связок. Так потеряла свой божественный голос Уитни Хьюстон. Она еще и употребляла, а это на менталитет сильно действует.
Поэтому мы, музыканты, хоть и не монашеский образ жизни ведем, но должна быть какая-то аскеза. Мой голос же мне не принадлежит.
- А кому?
- Это как бонус свыше. Я не должна его растрачивать попусту, иначе он исчезнет, как шагреневая кожа.
ВНИМАТЕЛЬНЫЕ СЛУШАТЕЛИ: УШКИ НА МАКУШКЕ
У хвостатых все песни на слуху.

- Я понимаю, что вы с мужем вместе - сила.
- Да, все эти годы мы вместе. Я всегда любила петь в коллективе. И когда мы вдвоем, тоже получается такой мини-ансамбль, дуэт. У него гитара, у меня гитара. И мы знаем, что мы можем любую песню исполнить, «покатать». Для нас это как прочитать книгу. У нас благодарные слушатели - это сын Леша и наши питомцы.
- И какая реакция у котов?
- Они впадают в медитацию, не подвывают! (Смеется.) У них уже все песни на слуху, новый материал с любопытством впитывают. Кот Куся даже под кровать залезает, переживает, настолько его за сердце берет. Наверно, думает, это мы такие гениальные, такую музыку выдаем. Я говорю: «Куся, это «Битлз».
А собака вообще сидит с таким видом: вот он, рай. На репетицию придет, на кровати удобно устроится и слушает.
- Сколько же у вас зверей?
- Три кота - Катя, Куся и их мама Машка, она уже была с котятами, двух раздали, двух себе оставили. И пес Йорик, типа лаечки, черный с белыми лапками, на волчонка похож. Голодал, бедствовал, бедненький, на Петровском стадионе. Мы увидели, как его ловят, чтобы усыпить, ну и взяли к себе.
ЗВЕЗДА СО ЗВЕЗДОЙ: ПОКЛОН УЧИТЕЛЮ
Про Маккартни и группу «АББА».
- Что за история, когда вы Маккартни встретили? Автограф взяли?
- Это случилось в 2003 году, когда Пол впервые приехал в Петербург. Увидела его в гостинице «Европа», где мы сейчас с вами беседуем. Он входит. С одной стороны - охранница в военной форме, с другой - Хизер, вторая жена Пола. Тогда они еще были вместе. Она его очень ревновала. А мы с Юрой под аркой напротив входа в отель. Пол смотрит на меня. Я сложила руки вместе и склонилась как перед Учителем, а он всегда им для меня и был. Он мне по-русски: «Привет!»
И пошел к лифтам.
В следующем, 2004 году мы побывали на его фантастическом концерте на Дворцовой площади Петербурга! И что интересно. На площади продавались разные футболки с изображением Пола. На одной из них Маккартни был в точно такой же позе со сложенными руками, как и я год назад, когда встретила его в «Европейской». Что это?
- И еще рассказывают, что вас перепутали с солисткой группы «АББА».
- Это случилось в Англии, в Брайтоне, на фестивале «ABBAfest-2004», посвященном 30-летию победы группы «АББА» на «Евровидении» в 1974 году. Меня туда пригласил организатор фестиваля, знаменитый британский музыкант и композитор Дэвид Кортни. Впоследствии мы с ним записали и выпустили в Англии большой альбом «Matinee» с его песнями. А тогда, в заключительный день фестиваля, я выступала на закрытии с песнями группы «AББА». Среди гостей присутствовал личный модельер группы Уве Сэндстрем. Он привез на фестиваль подлинные костюмы шведской четверки. Журналисты мне потом говорили, что, когда я запела, Уве, а он был в стороне от сцены и не видел меня, спросил: «Что, Агнетта приехала?» Но ему сказали: «Нет, это певица из России!»
Мы познакомились и стали дружить. И он сшил мне несколько костюмов для моего большого шоу «АББАмания» по образцу нарядов Фриды и Агнетты.



MAX