САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Карен ШАХНАЗАРОВ: РазмышлениЯ о России

Надо понимать, что мы действительно самостоятельная цивилизация. Не то чтобы лучше или хуже – другие Карен Георгиевич Шахназаров – один из ведущих мастеров Российского кинематографа – родился 8 июля 1952 года в Краснодаре. В 1975 году окончил режиссерский факультет ВГИКа. Первый громкий успех ему принес фильм «Мы из джаза» (1983), получивший множество призов и наград на российских и зарубежных кинофестивалях.

Надо понимать, что мы действительно самостоятельная цивилизация. Не то чтобы лучше или хуже – другие

Карен Георгиевич Шахназаров – один из ведущих мастеров
Российского кинематографа – родился 8 июля 1952 года
в Краснодаре. В 1975 году окончил режиссерский факультет ВГИКа.
Первый громкий успех ему принес фильм «Мы из джаза» (1983),
получивший множество призов и наград на российских и зарубежных
кинофестивалях. Большинство его фильмов вошли в Золотой фонд
отечественного кино, собрали массу призов на различных
международных киносмотрах: «Зимний вечер в Гаграх» (1985),
«Курьер» (1986), «Город Зеро» (1988), «Цареубийца» (1991),
«Американская дочь» (1995), «День полнолуния» (1998),
«Яды, или Всемирная история отравлений» (2001)…
Карен Шахназаров – народный артист РФ,
дважды лауреат Государственной премии.
С 1998 года – генеральный директор киноконцерна «Мосфильм».
Председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию культуры.

– Проблема России в том, что она все время пытается себя позиционировать как часть европейской цивилизации. Но когда мы говорим о европейской цивилизации, мы имеем в виду цивилизацию романо-германскую, к которой мы не имеем никакого отношения. Россия – она не часть европейской цивилизации! И совершенно не нужно от этого страдать. У нас внутренняя страсть доказать Европе – «мы тоже с вами». А у них это вызывает только раздражение.
Кстати, и китайская, и индийская цивилизации совершенно не страдают от того, что они – отдельная, другая цивилизация. А мы почему-то страдаем. Есть у нас такая особенность в России.

«Россия – она не часть европейской цивилизации!
Мы – европейцы, но другие европейцы»

– Это появилось, скорее всего, лет 200-300 назад. Надо понимать, что мы действительно самостоятельная цивилизация. Кстати, нас таковыми и считали. Знаменитый английский историк и философ Тойнби (Тойнби Арнольд Джозеф. 1889-1975 гг. – Прим. ред.) называл нас «русской православной цивилизацией». Совершенно не надо пытаться себя с европейцами совместить. Мы – другие. Не то чтобы лучше или хуже – другие. В этом нет ни вины, ни беды. Если с этим чувством живешь, то и проблемы никакой нет. Кстати, я думаю, что все наши самые выдающиеся представители с этим чувством и жили. Потому они и были приняты во всем мире. Пушкин, например. Он совершенно не страдал, что он не европеец. Ни он, ни Толстой. А если начинаются по этому поводу страдания, то возникают комплексы. У нас многие все время хотят быть на кого-то похожими, все время себя соразмеряют – а что там скажут?.. А мы тут, а они там…
Проблема в том, что мы – европейцы, но другие европейцы. Европа тоже разная. Вот мы – другая Европа. Так сложилось.
Отсюда, я думаю, очень многие наши проблемы – возникают комплексы. Эти комплексы в какой-то степени порождают и такой кинематограф. Потому что кинематограф последних 20 лет – он весь из комплексов. А вот если взять советский кинематограф, он был без комплексов, поэтому и остался таким ярким. И сейчас он принят, и его любят – и у нас, и в той же Европе. В этих фильмах была внутренняя цельность. А в российских картинах ты все время чувствуешь, что они с каким-то комплексом. Все время внутренняя трагедия от непонимания, что он такое есть.
И я бы так вот охарактеризовал всю современную российскую культуру. Она вся развивается с этим комплексом неполноценности – и в этом ее ущербность.
Вот от этого надо избавляться. Это нам надо изжить во всем – в культуре, в политике, в себе. Если это уйдет, уверяю, все встанет на свои места. Я даже не говорю, что появится больше хороших картин – хорошие картины всегда редкость. Но появится феномен, появится самобытность, которая всегда и была.

«В советском кино было ощущение самодостаточности.
Возникает чувство, как будто его другая нация, что ли, создавала»

– Я в себе не ощущаю комплексов. Мне не нужно себя чувствовать ни итальянцем, ни немцем. Я чувствую себя тем, кто я есть, и абсолютно от этого не страдаю. У меня внутри от этого покой. И если у меня что-то получается, то именно оттого, что комплексов нет. Но я чувствую, что большинство моих соотечественников живут с этим комплексом и у них много проблем. Вот такая же проблема, я думаю, и с нашим кино.


– Если меня журналисты начинают расспрашивать, почему выбрал именно эту тему для нового фильма, я обычно отвечаю: мне было интересно. Вообще-то в этом есть лукавство. Если говорить по-честному, никогда не знаешь почему. Естественно, когда я ищу материал, мне надо, чтобы внутренне было важно снять именно эту картину. Иногда думаешь: вот сниму эту картину – и все. Можно уже никогда ничего не снимать. Но при этом я никогда сам себе не могу однозначно сказать, почему мне это было интересно…
Разумеется, в случае, когда речь идет о кино, которое ты делаешь не ради денег, не под заказ, а относишься к нему как к чему-то чрезвычайно важному. Тема, идея приходит к тебе иногда совершенно случайно. Фильм «Курьер», например, я снял совершенно случайно. Его должен был вообще-то Андрей Эшпай снимать. Я написал повесть «Курьер» и снимать по ней собственный фильм вовсе не собирался. Но что случилось, то случилось. Значит, по-другому и быть не могло… (фильм «Курьер» получил Государственную премию РФ им. Братьев Васильевых (1988), специальный приз жюри и приз ФИПРЕССИ на ХV МКФ в Москве (1987). – Прим. ред.).

«Наша жизнь никак необъяснима, если не предположить, что есть некая сила, которая ее все-таки регулирует»

– Или вот история с «Палатой №6»… В моем понимании она какая-то очень странная и, думаю, правильная. В том смысле, что 20 лет назад, когда я собирался снять этот фильм, так ничего и не сложилось. И вот сейчас я к нему вернулся. Мы перенесли действие в современность, придумали необычную форму. Но об этом я не буду рассказывать – зритель сам все увидит.
А история этой картины такая: в 1988 году итальянский продюсер предложила мне сделать фильм, где главную роль сыграл бы Марчелло Мастроянни. Во время разговора первым мне на ум пришел Чехов как самый известный на Западе писатель. Я и предложил: давайте сделаем «Палату №6» по повести Чехова. Саму повесть, честно говоря, я тогда не очень и помнил. Но продюсер заинтересовалась. Поехали в Италию. Познакомились с Мастроянни, много общались. Но дальше переговоров с итальянцами дело не пошло. Сценарий так и пролежал 20 лет. Я даже не думал, что когда-нибудь за него возьмусь. И вдруг спустя 20 лет идея снять «Палату» вернулась в мою жизнь, и как-то спонтанно все материализовалось.
Я вот сейчас думаю: правильно, что мы тогда ее так и не сняли. С другой стороны, если бы тогда я не начал работу над этой картиной, не прошел бы путь с «Палатой» – с поиском натуры, поездками в дома для умалишенных по всей России, я не сделал бы фильм «Цареубийца». Потому что «Цареубийца» «вырос» из «Палаты №6».
Тот огромный материал, который мы тогда накопили, – и диалоги героев, и ход фильма – пришел из «Палаты». (Фильм «Цареубийца» в 1991 году был официальным участником основного конкурса Каннского кинофестиваля. – Прим. ред.)
Я пришел к определенному выводу: наша жизнь никак необъяснима, если не предположить, что есть некая сила, которая ее все-таки регулирует. Одни называют эту силу Богом, другие иначе. Каждый по-своему называет.
Потому что многие вещи для нас совершенно непонятны – потом какие-то как будто становятся ясными, а что-то так и остается до конца непонятым. Но лучше на эту тему поменьше рассуждать.

– Власть меняет человека, и далеко не в лучшую сторону. Я представляю, какое это испытание – быть наверху. Даже на моем уровне, достаточно невысоком, вижу это. Профессия режиссера – тоже власть. В твоих руках – судьбы человеческие. Хочешь не хочешь, от тебя многие зависят. Можешь и навредить, и обидеть человека. И у меня бывало – обижал совершено незаслуженно.

«Если по-простому – власть портит.
Но другого выхода тоже нет»

– Думаю, мне удается сохранять дистанцию с самим собой. Если вижу, что неправильно веду себя, стараюсь взглянуть на себя со стороны и контролировать свои поступки, реакции. Хотя, признаюсь, бывают моменты, когда открываешь себя не с лучшей стороны. Мне не хочется, чтобы со мной это происходило. Потому что, я думаю, если слишком запустится процесс, то он уже необратим. Контроль теряешь, теряешь взгляд на себя со стороны.
Если по-простому – власть портит. Но другого выхода тоже нет. То есть, строго говоря, никто другого не придумал. Все равно власть нужна – в тех или иных руках. Другое дело, хочется, чтобы люди, которые обладают властью, понимали бы, что это очень большая ответственность. Должен присутствовать здравый смысл у наделенного властью человека. Надо пытаться контролировать себя. Но власть людей меняет, безусловно.

– Уже 11 лет я генеральный директор киноконцерна «Мосфильм». Тоже достаточно случайно все получилось. Не могу сказать, что я об этом мечтал или стремился занять эту должность. Более того, и думать не мог, что так все сложится.
В конце 90-х предыдущий директор «Мосфильма» ушел в отставку. Не было никакой борьбы за место – у нас тогда все решало правление, а я был членом правления. Провели выборы – и выбрали меня простым большинством голосов. Были у меня и сомнения, но в итоге я почему-то решился. Кстати, сейчас я бы не стал пытаться повторить этот путь – он был довольно сложный. Но все-таки ни о чем не жалею. Это был один из самых интересных опытов в моей жизни. Хотя ситуация была неоднозначной.
С одной стороны, получил мощнейшую студию в Европе в полное распоряжение, с другой – эта студия была в ужасном состоянии. Самым сложным оказался поиск средств на проведение реконструкции. «Мосфильм» имеет государственный статус, но деньги пришлось зарабатывать самим.
«Ну это приключение было очень интересное»

– Собрал хорошую команду. Фактически студия построена заново. Сегодня студия – по-настоящему рыночное предприятие, мы сделали ее первоклассной. По используемым у нас технологиям она не уступает никому в мире. Еще недавно на «Мосфильме» в год снималось около 100 фильмов, а даже в лучшие советские времена делалось примерно 80 картин. Сейчас, конечно, ситуация не столь радужная – идет жесткая конкурентная борьба. Студий много – и все стараются деньги заработать. К тому же в какой-то момент перестали снимать новые фильмы. Но сейчас наметилось оживление. А в принципе у «Мосфильма» большой запас прочности. Мы всегда зависели только от себя, не брали никаких кредитов, поэтому и в будущее можем смотреть с определенной уверенностью.

– Пожалуй, самая важная часть моей работы в Общественной палате связана с прошлым.
Палата дала большой импульс процессу борьбы с игорным бизнесом. Причем именно Комитет по культуре, когда его возглавлял Александр Калягин, занимался этой проблемой серьезно – и было очень сложно. Такое было давление!..
Многие уклонялись от участия, вообще не хотели на эту тему говорить. Но это – в прошлом. Закон принят, пусть и несовершенный. Есть результат, значит, и какая-то оправданность в деятельности Общественной палаты.
Мы и сейчас ведем какие-то акции, отправляем какие-то письма во властные структуры, но есть ощущение, что особого результата они не дают. Пытались бороться с «пиратством», столько было наших инициатив, а оно как было, так и есть. В общем, нужна политическая воля. У Палаты ведь нет конституционной силы.
Вообще, когда Палата образовалась, в самом начале она имела какое-то влияние. К нам прислушивались, на заседания приезжали и министры, и другие влиятельные лица. Но это все в прошлом. Так что особого удовлетворения от работы в Общественной палате я не получаю. Думаю, не я один.

– Все, что я делаю, делаю с удовольствием. Плаваю с удовольствием, много плаваю, причем именно в бассейне – не в море. Люблю читать, одержим этим. Но больше всего я люблю снимать кино. Люблю процесс съемок, а с другой стороны, у меня само «вступление в кино» стало вызывать страх. Потому что уже знаю, что предстоит испытать огромное физическое и эмоциональное напряжение – отдаешь всего себя. Приходится вставать в 5 утра, снимать и в мороз, и в дождь, сидеть в грязи. Да и психологически тяжело, постоянно думаешь: получится – не получится. Я не обсуждал это со своими коллегами, но, думаю, многие испытывают нечто подобное.
Ведь создание фильма – это какое-то строительство. Едешь по Москве, видишь – строят люди дом. И в дождь, и в мороз, их продувает на верхотуре, а они строят.
В кино то же самое.

«Я думаю, что если человек обладает творческой потенцией,
то ему никогда не удастся с собой договориться»

– То, что я человек амбициозный, по-моему, очевидно. Там, где что-то очевидно, имеет смысл самому признаться.
Когда после школы поехал во ВГИК поступать, уже тогда задачи ставил высокие. Может быть, тогда у меня было даже больше амбиций, что естественно для молодости. С другой стороны, в моей профессии невозможно без амбиций – сама профессия их предполагает. Слово может быть не очень удачное в этом случае. Но ведь когда человек хочет чего-то добиться, он ставит цели. Например, играет в футбол – он должен выиграть. Я когда играл, всегда хотел только выиграть. Если у человека нет целей и амбиций – то это его ошибка. Но бывает, что амбиции сжигают. Как у Бальзака в «Шагреневой коже»: чем больше желаний, тем стремительнее сжимается жизнь.
– В детстве у меня не было ощущения, что я так уж радикально чем-то отличаюсь от других. Было чувство достоинства, но никогда не было надменности. Я не чувствовал себя неким «избранным». В школе я был коммуникабельным, думаю, что был неплохим товарищем, но вот учился посредственно. У меня из-за этого сейчас проблемы с детьми, с их успехами в школе. Они ведь все про меня знают.
– Я никогда не задумывался над вопросом – удалось ли мне самому с собой обо всем договориться?.. Но если подумать – нет, конечно. Думаю, если человек обладает творческой потенцией, то ему никогда не удастся с собой договориться. Я вот недавно в поездку прихватил с собой «Дневники» Льва Толстого. Простите за пафосный пример, но там, в дневниках Льва Николаевича, нашел удивительно много важного для себя. Толстой незадолго до смерти был в абсолютном конфликте с самим собой. Это говорит о том, что он – потрясающе творческая личность! Весь в раздумьях. Я, конечно, ни в коем случае не пытаюсь себя сравнивать со Львом Николаевичем, но думаю, что если человек сам с собой договорился – то он уже все заканчивает и ни к чему не стремится.

P.S. В этом году во ВГИКе прошел набор студентов в мастерскую Карена Шахназарова.
В сентябре выходит в прокат его картина «Палата №6» по повести А.П. Чехова, которая получила Серебряного Георгия на Московском международном кинофестивале в июне этого года – за лучшую мужскую роль (актер Владимир Ильин, сыгравший доктора Рагина).
В специальной программе ММКФ зрителям был предложен «Список Шахназарова» – фильмы, которые кинорежиссер рекомендует обязательно посмотреть. В этом списке – «Иван Грозный» С. Эйзенштейна; «Дорога» и «Рим» Ф. Феллини; «Зеркало» А. Тарковского; «Июльский дождь» М. Хуциева; «Призрак свободы» и «Этот смутный объект желания» Л. Бунюэля; «Набережная туманов» М. Карне; «В джазе только девушки» В. Уайлдера. Интересно было узнать, каким будет «список Шахназарова»-читателя?
Эта просьба его явно озадачила. Признался: «Если продолжить список фильмов, я добавил бы к названным еще 10-15, не больше. А вот список книг, боюсь, получится довольно длинным. Книги рекомендовать трудно – каждый сам выбирает, что ему читать. Но в моем списке, конечно же, будут и Пушкин, и Лев Толстой. Его «Севастопольские рассказы» я считаю абсолютным шедевром. Кстати, Хемингуэй считал их едва ли не лучшим из всего написанного Львом Николаевичем. Порекомендую и Хемингуэя, и Стендаля, и обязательно Проспера Мериме. Его «Кармен» у меня всегда вызывает восхищение…»
В это время зазвонил телефон, в самом начале прервав этот «список книг от Шахназарова».
Звонок оказался «ложной тревогой» – кто-то просто ошибся номером. Но случайностей, как известно, не бывает. Пришлось принять это как очередное напоминание – свой выбор каждый делает сам: чем заниматься, к чему стремиться и даже что читать.

Эвелина ГУРЕЦКАЯ

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Путин: Мы постоянно ведем тонкую настройку институтов и механизмов Евразэс
  2. Лукашенко: Усилия России по укреплению партнерства важны как никогда
  3. Пашинян: ЕАЭС стал значимой для экономик стран-участниц площадкой тесного экономического взаимодействия
  4. Лукашенко призвал как можно скорее признать электронные цифровые подписи в рамках ЕАЭС
  5. Лукашенко обратил внимание на нерасторопность ЕАЭС в промкооперации
  6. Лукашенко выступает за устранение в ЕАЭС национального протекционизма при доступе к госзакупкам
  7. Лукашенко: Первые 10 лет в ЕАЭС пройдены успешно
  8. Путин: Евразийский союз показал свою эффективность в условиях санкций
  9. Заседание юбилейного саммита ЕАЭС в расширенном составе началось в Кремле
  10. Проспект Правды в Киеве переименовали в честь Европейского Союза
  11. ЕС предварительно согласовал использование активов России для помощи ВСУ
  12. Путин: За 10 лет совокупный ВВП стран ЕАЭС увеличился с 1,6 до 2,5 триллионов долларов
  13. Александр Лукашенко прибыл в Кремль
  14. В Мосгорсуде рассмотрена апелляционная жалоба экс-заместителя министра обороны РФ Тимура Иванова
  15. Интерфакс: Проведение МАКС в Жуковском отменено

Парламентское Собрание

Наталия Косихина: Мы все сплотились вокруг нашего президента

Парламентарий поздравила главу государства с инаугурацией

Политика

Юбилейное заседание Высшего Евразийского экономического совета прошло в Кремле

Главы государств-участников отметили, что ЕАЭС демонстрирует явные успехи

МНЕНИЯ

Чтобы неповадно было

Татьяна Вахромеева

Россия проведет учения по применению нестратегического ядерного оружия

Нас провоцируют на нокаутирующий удар

Олег Зинченко

Запад чуть ли не с первого дня СВО муссирует тему ядерных атак со стороны России

Гори, гори ясно

Сергей Андреев

В Германии дотла сгорел один из заводов оборонной компании Diehl, которая поставляла Украине ракеты

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также