САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Борис Орехов

Группа «Блестящие»

Все шестнадцать скульптур фонтана «Дружба народов» на ВДНХ снова занимают свои места после реставрации. Первыми это сделали две сестрички «Россия» и «Беларусь»

Фото: Предоставлено Юлией Логиновой

ЧЕТВЕРТЬ КИЛО НА КАЖДУЮ

- С ходу хочу внести очень важное уточнение, - историк-москвовед Павел Нефедов произнес эту фразу с такой загадочно-патетической интонацией, что я сразу хищно насторожился: сейчас грянет «бомба». - Так вот, - продолжал он с расстановкой. - Реставрация фигур фонтана уже не первая, как сейчас почему-то говорят. Фигуры обновляли прямо перед московской Олимпиадой в 1980 году. Правда, тогда даже не снимали их с постаментов. Полностью обновили на них позолоченное покрытие и подправили кое-какие детали декора.

Каждая четырехметровая дама символизирует одну из республик СССР и весит больше двух тонн. На фонтане они с момента его открытия - 1 августа 1954 года. Почему их шестнадцать, а не пятнадцать? Все просто: до 1956 года в составе Союза была еще одна республика - Карело-Финская, затем включенная в состав РСФСР.

Время безжалостно. Не щадит даже настоящих железных леди. За 64 года девушки поизносились и требовали ремонта. С насиженного места их сняли в прошлом октябре и отвезли на реставрацию.

Мастера работали, как ювелиры. Кропотливо воссоздавали каждую мелочь. Полностью удалили остатки старой позолоты, тщательно заделали все трещины. Некоторые утраченные фрагменты пришлось создавать с нуля по старым фотографиям.

- Больше всего хлопот доставили мелкие детали, которые даже не всегда можно заметить издалека: цветочки, листья, бутоны. Воссоздали их методом прямого копирования. Сняли формы с сохранившихся элементов и отлили точно такие же, - рассказывает реставратор Ольга Пронина.

Самый ответственный этап - золочение. Говорят, что изначально по замыслу скульпторов фигуры должны были быть бетонными с цветной смальтой. Но когда эскиз показали Сталину, тот недовольно буркнул: «Что, у нас на дев наших и золота не найдется?» И тогда скульптуры отлили в бронзе и покрыли сусальным золотом.

Реставраторы использовали тончайшие листы сусального золота. В общей сложности на все фигуры его ушло больше четырех килограммов. Засияли, как новенькие. По словам мастера, качественно выполненная позолота может держаться десятилетиями. А значит, следующий ремонт скульптурам потребуется очень нескоро.

ПРЕТЕНДЕНТОК ВЫБИРАЛИ НА КОНКУРСЕ

На фонтане три славянские республики стоят вместе. Россия, Беларусь и Украина. Практически кровные сестры, как же им друг без дружки? Все вроде логично, но только на первый взгляд. На самом деле национальные, братские сантименты здесь совершенно ни при чем. Определяющую роль сыграла банальная бюрократия. Все фигуры на фонтане расположены строго в той последовательности, в какой республики перечислялись в тогдашней Конституции СССР.

История создания наших двух дев полна туманных загадок. Начиная с самого элементарного вопроса - кто их создал? Техническая документация по фонтану сохранилась, а вот вся творческая, как раз по скульптурам, словно сгинула. Но историки тем не менее не теряют надежды когда-нибудь докопаться до истины. В буквальном смысле.

- За все годы существования, - рассказал корреспонденту «СВ» архивариус ВДНХ Борис Бочарников, - в наших хранилищах накопились тонны, именно тонны, я не шучу, самых разных бумаг. По мере возможностей разбираем их и, надеюсь, когда-нибудь, откроем точное имя создателя. Пока есть лишь предположения.

 

Группа «Блестящие»

Реставраторы работали, как ювелиры. Восстанавливали мельчайшие элементы декора. На золочение статуй ушло несколько килограммов червонного золота. Фото: Михаил ФРОЛОВ/kpmedia.ru

Большинство историков все же склоняются к тому, что изваял этих красавиц известный в то время скульптор Алексей Тенета. Уроженец деревни Шепиорно Варшавской губернии, из семьи лесника, он еще до революции перебрался с родителями в Москву. Самое известное его произведение - монумент «Борцам за власть Советов на Дальнем Востоке» во Владивостоке.

Еще одна загадка: кто из девушек позировал скульптору? Фигуры создавались строго по принципу национальной идентичности. Никакого грима. Для «Грузии» позировала грузинка, для «Узбекистана» - узбечка. Но кто? Имена, фамилии, пароли, адреса? Полная тишина. Доводилось слышать версию, что в каждой республике проводился даже специальный отбор вроде конкурса красоты. Однако и на это счет в архивах глухо. Скорее всего, ваятель сам выискивал прототипы для будущих скульптур среди студенток московских творческих вузов, где учились и россиянки, и белоруски, и далее по списку.

КРАСОТА В ДЕТАЛЯХ

МИЛУЮ УЗНАЮ ПО ОДЕЖКЕ

Каждая мелочь, вплоть до шнурков на ботиночках, точно соответствует национальным костюмам. Можно даже определить родословную скульптур.

АЛЕСЯ ИЗ ПОЛЕСЬЯ

- В скульптуре «Беларусь» автор изобразил типичную для того времени жительницу Полесья, - считает ведущий научный сотрудник Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге Олег Лысенко. - Перед нами девушка из Гомельской или Брестской области, судя по орнаменту на одежде. В целом это типичный костюм советской белоруски, причем замужней. Об этом говорит платок на голове. Семейные женщины никогда не показывались на люди с непокрытой головой. Одним из самых распространенных вариантов была намитка, которая напоминала повязку-рушник. Такие платки, как на скульптуре, стали носить уже после сталинской модернизации. Рубаха у нее также не традиционного, народного, а уже нового типа, широкая с укороченными рукавами, как раз полесская. В Беларуси их стали носить в 20 - 30-е годы XX века.

Поверх рубахи надета жилетка-кабат. Ее богато украшали, если она предназначалась для праздника. В будни надевали вариант попроще. Так, спускаемся ниже - юбка. Судя по форме складок, на скульптуре шерстяной андарак. А сверху - передник или фартук, по цвету и рисунку он, как правило, гармонировал с рубахой. В левой руке девушка держит только что собранную охапку льна с необрезанными головками. Полесье - это юг. А лен характерен для северной и северо-восточной Беларуси, особенно Витебщины, где еще до революции построили крупнейшую фабрику. Понятно, что автор стремился в таких деталях создать собирательный образ всей республики. В правой руке - яблоко на золотой ветке. Прямо Ева Полесья! Знаменитая белорусская антоновка - это чудо, конечно. Царское яблоко. В сентябре, когда этот сорт вызревает, каждый плод светится и аж лопается от сока, когда его кусаешь. Сказка…

С РОДИНЫ ЛОМОНОСОВА

- Фигура «Россия» имеет явно сказочный образ, - рассказывает кандидат филологических наук, научный сотрудник отдела этнографии русского народа музея Елена Мадлевская. - В кинематографе того времени именно так изображали наших женщин. И в то же время видна явная стилизация. Национальный колорит ее образу придают прежде всего сарафан и прическа. Рубаха встречается у многих других народов. А вот сарафан - исконно наш. Здесь еще он подпоясан традиционным пояском. Она замужем. Об этом говорит прическа. Коса, обернутая вокруг головы, - способ укладки волос именно для русских женщин. У незамужних девушек она спускалась по спине. Кстати, у белорусок их могло быть и по две. У русских всегда только одна. Не знаю, сознательно или нет, но скульптор допустил одну принципиальную ошибку. Не хватает головного убора, того же платка. Для жен - элемент обязательный. Здесь его нет, видимо, в пользу прически. Сноп, который она держит, вообще символ русской культуры. Жали рожь именно женщины. Из каких она краев? Скорее всего, из северных областей - Вологодской, Новгородской, Архангельской. На эту мысль наводят ее сапожки. Южная Русь - более лапотная. А северяне кожаную обувь носили в деревнях не только по праздникам. Плюс на сарафане кружево золотошвейное. Типичное как раз для северной России. Правильные черты лица, а лоб широкий, как у Ломоносова. Михайло Васильевич родом был архангельский. Северорусский. Возможно, что прототипом скульптуры стала землячка великого ученого. И совершенно очевидно, что костюм, в котором девушка позировала, сшили из покупных тканей, а не из традиционной домотканины. Крой не тот. Это сразу ясно.

 

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. В Союзном государстве утвердят новые меры поддержки кооперационных и инвестиционных проектов
  2. В Минске завершилось заседание Группы высокого уровня Совета министров Союзного государства
  3. Беларусь и Россия определили ключевые направления реализации Договора о Союзном государстве до 2029 года
  4. Союзное государство сосредоточится на промышленной политике и модернизации инфраструктуры
  5. В Минске обсудили расширение сотрудничества и новые стандарты для товаров Союзного государства
  6. Владимир Путин прибыл в Индию с государственным визитом: насыщенная программа и встречи с Моди
  7. В Праяградже прошёл ритуал благословения Путина и Моди перед визитом российского лидера
  8. Начался прием вопросов для прямой линии с президентом Владимиром Путиным
  9. В ближайшее время может быть создан Комитет по стандартизации Союзного государства
  10. Владимир Путин: Россия не стремится к возвращению в G8
  11. Владимир Путин: Россия освободит Донбасс и Новороссию любым способом
  12. Владимир Путин: Поиск решения по Украине требует сложной и кропотливой работы
  13. Владимир Путин напомнил о волеизъявлении жителей ДНР и ЛНР на референдуме
  14. Владимир Путин: Свыше 90% торговых операций между Россией и Индией проходят в национальных валютах
  15. В Кремле объявили дату прямой линии и пресс-конференции с Владимиром Путиным

Парламентское Собрание

Европейцы едут в Россию

 За лучшей жизнью для себя и своих детей

Политика

Малек ДУДАКОВ: Вашингтон продавлен Минском

Если у белорусской дипломатии на западном направлении все развивается успешно, то у «просроченного» президента дела очень плохи

МНЕНИЯ

В «райских кущах» жизнь не сахар

Кристина Воробьёва

«Европейский выбор» способен разрушить даже мощнейшую сверхдержаву. Прецеденты уже были

Вертикальный задел

Андрей Удальцов

Нужен ли нам самолет с ВВП пятого поколения

Каллас на глиняных мозгах

Александр Снегирёв

Гений европолитики Кая Каллас в очередной раз поразила всех своей непроходимой глупостью

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также