САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Кристина Хилько

«Оркестр, как рентген, видит дирижера насквозь»

Андрей Иванов полгода назад возглавил Ростовский музыкальный театр. А еще он - соруководитель Молодежного белорусско-российского симфонического оркестра Союзного государства. Маэстро рассказал «СВ», как работать «на двух стульях», чему научил Валерий Гергиев в Мариинке и поделился формулой успеха

Молодежный белорусско-российский симфонический оркестр - трамплин для молодых музыкнтов в будущей карьере. Фото: mdk.by

ДОЛОЙ РУТИНУ

- Быстро нашли общий язык с новым коллективом?

- Конечно. Первый раз с донскими оркестрантами выступали в 2014 году в Барселоне. Дирижер, который должен был «командовать парадом», не смог приехать, и пригласили меня. История знакомства началась с концертной программы «Штраус-гала» и волшебного балета «Лебединое озеро». С первой репетиции почувствовал отдачу, мощную энергетику: работать с ребятами было одно удовольствие. Творческий эксперимент решили не заканчивать. Удивляли ростовскую публику разными по стилю и жанрам концертными программами, активно гастролировали. За четыре года объездили пол-Европы! Впереди много планов и задумок.

- Как вы попали на стажировку в Мариинский театр? Ведь многие об этом могут только мечтать.

- Безумно хотелось посмотреть изнутри на работу дирижера с мировым именем Валерия Гергиева. В 2011 году взял от руководства минского Большого театра оперы и балета «рекомендательное» письмо и уехал в Санкт-Петербург. Застать маэстро было непросто, но фортуна мне улыбнулась. Валерий Абисалович приехал в театр на сдачу спектакля «Ариадна на Наксосе». В огромном зрительном зале он был совершенно один. Подбежал к нему, но меня остановил резкий взмах руки, мол, стой, не мешай. Пришлось присесть и терпеливо ждать. Через полчаса мы все же поговорили, а через полгода я приехал в Мариинку на стажировку. Репетиции, концерты, записи с участием Гергиева отличались яркой эмоциональностью, неповторимым прочтением партитуры. Бесценный опыт. Там вживую услышал выступления Анны Нетребко, Чечилии Бартоли, Ферруччо Фурланетто, Максима Венгерова, Дениса Мацуева и многих других великих артистов. Великолепное время.

- Поделитесь формулой успеха, как завоевать слушателей?

- Важно не превращать работу в рутину. Находить свежие решения, необычные прочтения в произведениях, которые оркестр исполнял сотни раз. Это трудно, но безумно интересно. В большом творческом коллективе без честности и открытости - никуда. Оркестр, как рентген, видит дирижера насквозь. Не стоит забывать, что творчество - коллективный процесс. Требовать от музыкантов открытости, доверия, сосредоточенности, а самому этих принципов не придерживаться - путь в никуда. Мы вместе радуемся победам и за промахи отвечаем вместе. А формула успеха простая: любить свою работу, много трудиться, учиться на своих ошибках и никогда не опускать руки.

РЕПЕТИЦИИ В РЕЖИМЕ НОН-СТОП

- Параллельно вы работаете с юными музыкантами в Молодежном белорусско-российском симфоническом оркестре Союзного государства. Как все успеваете?

- За несколько месяцев до начала гастролей мы с российским дирижером Вячеславом Валеевым договариваемся о программе. Музыканты оттачивают свое мастерство и репетируют самостоятельно в Минске и Москве. Перед гастролями белорусская и российская части оркестра воссоединяются. Работаем в режиме нон-стоп, ведь за пару дней два коллектива должны стать единым целым. Законченности и целостности достигаем после первых репетиций. Как? Молодые дарования все схватывают на лету и всегда показывают достойный уровень подготовки.

- В этом году союзный оркестр празднует десятилетний юбилей. Отмечать будете?

- Проект прошел испытание временем. В оркестр попадают лучшие музыканты ведущих учебных заведений: Центральной музыкальной школы при Московской консерватории, Республиканского колледжа при Белорусской академии музыки, Московской консерватории имени Чайковского, Белорусской академии музыки. Многие из них - лауреаты и дипломанты престижных конкурсов. Юные таланты побывали на гастролях в Италии, Чехии, Англии, Германии, Литве. Репертуар у нас обширный: от шедевров мировой классической музыки: Мендельсона, Рахманинова, Чайковского, до своего, национального - сочинений белорусских композиторов Дмитрия Смольского, Евгения Глебова, Владимира Солтана. В прошлом году появились новые произведения: сюита из балета Вячеслава Кузнецова «Витовт», «Шесть хореографических новелл» Евгения Глебова, а также знаменитая «Ленинградская симфония» Дмитрия Шостаковича.

Работать с молодежью очень классно. Такой драйв! Состав каждый год обновляется. Заканчивая учебу, музыканты уходят из коллектива, на их место приходят другие. Неизменным остается одно - высокий статус молодежного оркестра, который стал за десять лет брендом, визитной карточкой Союзного государства.

«Оркестр, как рентген, видит дирижера насквозь»
Фото из личного архива Андрея Иванова

НАЧАЛО ПУТИ


Хоровик-затейник

- Откуда у вас такая тяга к музыке?

- Я родился в Минске. Наш дом на Комсомольской улице был рядом с музыкальным колледжем. С детства, бегая по двору, наслаждался звуками, которые долетали во двор из-за забора. Вопрос, куда поступать, не стоял даже. Вслед за братом отнес документы в музыкальный колледж на специальность «хоровик-дирижер».

Помню, в четвертом классе меня поразила игра на трубе Андрея Ковалинского. Но от занятий на духовом инструменте отговорили преподаватели. После окончания музыкального колледжа подавал документы в Санкт-Петербургскую консерваторию. Не хватило баллов. Но, как говорят: нет худа без добра. Вернулся в Минск, где встретил замечательных педагогов Ларису Андреевну Шиманович (хоровое дирижирование) и Петра Викторовича Вандиловского (оперно-симфоническое дирижирование). Их советы и поддержка разожгли искру творчества в яркое пламя.

- Вспомните первый дирижерский опыт.

- Концерт барочной музыки в Большом театре оперы и балета Беларуси. Многие отнеслись к этой идее скептически - мол, музыка специфическая, донести до слушателей все тонкости и нюансы не каждому под силу, тем более начинающему дирижеру. Но я взялся за дело с горящими глазами, с огромным желанием доказать всем и прежде всего себе, что справлюсь. В то время театр был на реконструкции. Концерт провели в Доме офицеров. На сцену выходили молодые солисты Анастасия Москвина, Оксана Волкова, Илья Сильчуков, Татьяна Гаврилова, Эдуард Мартынюк. Сегодня это цвет белорусской оперы. Конечно, волновался. Но и оркестр, и солисты приняли меня тепло, поддержали. В Большом театре Беларуси за десять лет работы прошел школу жизни: стажер, ассистент, дирижер.


СПРАВКА «СВ»

Андрей Иванов родился в Минске в 1981 году. Выпускник Белорусской государственной академии музыки. В 2004 году получил специальность «хоровое дирижирование», а в 2008-м - «оперно-симфоническое дирижирование». Дирижировал в Национальном академическом Большом театре оперы и балета Беларуси, был художественным руководителем и дирижером симфонического оркестра Белорусской государственной академии музыки. Любимые композиторы - Бах, Чайковский, Мусоргский. Побывал на гастролях в Казахстане, Азербайджане, Польше, Эстонии, Латвии, Испании, Италии, Дании, Норвегии, Швеции, Франции.



ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Над территорией РФ силы ПВО за ночь сбили одиннадцать беспилотников
  2. Владимир Путин поздравил сотрудников органов следствия России с профессиональным праздником
  3. Александр Лукашенко выразил соболезнования президенту Эфиопии в связи с жертвами оползня
  4. Владимир Путин по видеосвязи открыл училище ВМФ, дорогу и социальные объекты на Донбассе и в Новороссии
  5. Песков: в Кремле не знают, что стоит за заявлениями Кулебы, надеются получить разъяснения в ближайшее время
  6. Дмитрий Басков: Надеюсь, что с помощью Blockchain Sports Ecosystem и мы очень многих мальчишек приведем в спорт
  7. Подозреваемый в подрыве автомобиля в Москве задержан в турецком Бодруме
  8. На Кубани выявили продавцов фальшивых лекарств, из-за которых погибли дети
  9. Директор ФСБ Бортников: Подорвавший автомобиль на севере Москвы сбежал в Турцию
  10. России грозит дефицит больших арбузов
  11. Картаполов: закон не запрещает использование электронных гаджетов участникам СВО, а регулирует порядок их применения
  12. Владимир Путин: Необходимо полностью интегрировать задачи восстановления и развития регионов Донбасса и Новороссии в систему обновлённых национальных проектов
  13. Лукашенко: Ты господином меня не величай
  14. Госдума приняла в первом чтении законопроект о регулировании майнинговой деятельности
  15. В России не осталось семей, которым не хватает денег на еду

Парламентское Собрание

Большая часть союзного бюджета уходит на социальные проекты

От Бреста до Владивостока у каждого должны быть равные возможности для развития, труда и творчества.

МНЕНИЯ

Горизонтальные связи

Татьяна Вахромеева

Россия укрепляет свои позиции на международной арене, пока некоторые кричат об ее псевдоизоляции.

Станция ярче Юпитера

Юлия Новицкая

На прошлой неделе над Москвой можно было наблюдать вечерние пролеты МКС - в южной стороне неба с запада на восток.

Никому не нужный Джо

Анатолий Заусайлов

В американской гонке за место в Белом доме, что ни неделя, то новый сюжет.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также