САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

Народная артистка РСФСР Алла Демидова: Предположить не могла, что Высоцкий станет легендой

В интервью «СВ» актриса рассказала, как правильно читать поэзию XX века, могут ли современные авторы, как «шестидесятники», собирать стадионы, и о том, что никогда не поймет коллег, предавших режиссера Юрия Любимова.

В «Поэме без героя» актриса играет Анну Ахматову, которая видит в магическом шаре лица покинувших ее друзей и близких. Фото: gogolcenter.com.


Осенью прошлого года блистательная актриса отметила юбилей. И неожиданно для всех дебютировала на экспериментальной сцене «Гоголь-центра» (бывшего Московского драматического театра имени Гоголя) - с моноспектаклем «Ахматова. Поэма без героя».

«ЧТО НАПИСАЛА, ТО НАПИСАЛА»


- Вы не впервые обращаетесь к поэме Анны Ахматовой.

- Много раз исполняла со сцены «Поэму без героя», но это было просто чтение стихов. Худрук «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников был первым, кто поставил спектакль. Также в постановке звучат ахматовский «Реквием» и фрагменты из ее «Северных элегий».

- Не хотелось упростить, сделать более понятной современному зрителю?

- Пришла к выводу, что не нужно этого делать. Сама Ахматова в предисловии пишет: «Что написала, то написала. Никаких третьих, седьмых и двадцать девятых смыслов поэма не содержит. Ни изменять ее, ни объяснять не буду». Серебренников задачи вскрывать какие-то внутренние пласты тоже не ставил.

- Поэты-«шестидесятники» собирали многотысячные стадионы, как думаете, сейчас такое возможно?

- На мои поэтические вечера в московском Зале имени Чайковского приходят три тысячи человек. В Большом зале филармонии в Петербурге - пять тысяч. Всегда аншлаг. Причем эти концерты устраиваю чаще раза в месяц. И не я одна: Вениамин Смехов, Александр Филиппенко и много-много других актеров. Значит, потребность в поэзии у общества есть. Да и молодых авторов сегодня предостаточно.

«В ТЕАТРЕ НА ТАГАНКЕ МЫ ВСЕ БЫЛИ ОДНОГОДКАМИ»


- Тридцать лет творческой жизни связаны у вас с легендарной «Таганкой». В чем особенность этого театра?

- Мы все были одногодками, поэтому не существовало иерархии возрастов и званий. Начинали вровень. Даже предположить не могла, что Высоцкий станет легендой. Наравне со всеми Володя играл в массовках и эпизодах. Всегда хорошо пел. Однажды после спектакля устроил нам настоящий концерт. Только тогда почувствовала, что он другой, не такой, как большинство.

Володя был неповторимым, особенно в последние годы. Обладал удивительной энергией. К сожалению, в полной мере оценила, что значил для меня Высоцкий-партнер, только когда его не стало.

- Почему актеры «Таганки» прохладно восприняли ваши с Высоцким режиссерские эксперименты?

- Никогда не знаешь, что ждет впереди. В конце 70-х пришло время камерных спектаклей - на одного-двух исполнителей, в которых можно исследовать человеческие отношения. Поскольку с Высоцким сложился сценический тандем, решили попробовать себя и в режиссуре.

Сначала была идея поставить композицию по письмам и дневникам Толстого и его жены Софьи Андреевны. Не сложилось.

Потом специально для нас Виталий Вульф перевел пьесу Теннесси Уильямса «Крик» - историю сложных взаимоотношений брата и сестры. И вот мы поставили первый акт, устроили прогон. Повесили в театре объявление: «В три часа приходите в зал». Не пришел никто, кроме художника спектакля Давида Боровского и его приятеля. Все подумали: «Ну, боже мой, сколько раз еще будут эти прогоны, зачем нам сейчас это смотреть?» Вскоре театр отправился на гастроли в Польшу, а через полтора месяца после возвращения Высоцкий умер...

«НАСТОЯЩИЙ УЧИТЕЛЬ»


- Легендарного создателя «Таганки» Юрия Любимова вы называете своим Учителем.

- Юрий Петрович - режиссер-новатор. Один из немногих в истории нашей сцены, кому удалось соединить условный театр с реализмом русской психологической школы. Критики писали, что театр на Таганке «ставил диагноз болезням общества», формировал мнение, воспитывал вкус зрителей.

Театр менялся вместе с Любимовым, и - да, для меня он всегда был Учителем. Если, например, с режиссером Теодоросом Терзопулосом могу общаться по-товарищески, то с Юрием Петровичем у нас были отношения родителя и ребенка. Когда в 1992 году произошел раздел театра и часть труппы ушла, у меня не было сомнений, на чью сторону встать. Никогда не смогу понять коллег, предавших своего Учителя.

- В этом году Любимову исполнилось бы сто лет. Будете участвовать в торжествах?

- К юбилею Юрия Петровича с режиссером Анатолием Васильевым ставим моноспектакль «Старик и море» по Хемингуэю. Но деталей раскрывать не буду. Увидите все сами - премьеру планируем на конец июля в Театре Вахтангова. 

- В Беларусь на гастроли не собираетесь?

- Часто зовут, но пока не позволяет график. Раньше приезжали в Минск со спектаклями, в перестроечное время - с поэтическим вечерами. Город запомнился чистотой и доброжелательными людьми. Чувствуется, что здесь думают о человеке.

За тем, что происходит в Беларуси, всегда слежу. И, что скрывать, было очень лестно на свой юбилей получить поздравление от президента Александра Лукашенко.

ФРАНЦУЗСКИЕ АКТРИСЫ МЕНЯ НЕ ПРИНЯЛИ


- Несколько громких проектов с вашим участием так и не состоялись. Почему, например, не увидел свет спектакль «Записки сумасшедшего» по Гоголю, который собирался ставить знаменитый американский сценограф Роберт Уилсон?

- Проект был интересный, но Боб работает сразу над десятью постановками. Не хотелось быть «одной из». Да и репетировать нужно было в его театральном центре под Нью-Йорком - честно сказать, испугалась, да потом еще заболела. Сейчас сожалею, что не случилось. Недавно читала интервью Боба, где его спросили и про меня. Ответил, что тоже часто вспоминает о нашем несостоявшемся проекте, но кто знает: может, все еще впереди.

 - Как возникла идея у француза Антуана Витеза поставить с вами «Федру» Расина в знаменитом «Комеди Франсез»?

- Витез на тот момент был директором этого театра. Однажды увидел цветаевскую «Федру» с моим участием в Театре на Таганке. Предложил сыграть в его версии античной трагедии - на русском языке. Хотя я все равно брала уроки французского: Антуан сам оплатил мне занятия в спецшколе для иностранцев.

В начале сезона решил представить меня труппе «Комеди Франсез». Пришли все актеры и - ни одной актрисы. Режиссер сразу все понял: «Они не дадут нам поставить спектакль - будем играть в театре «Одеон». Начали репетировать, но постановке так и не суждено было осуществиться. Витез скончался от сердечного приступа. До сих пор храню у себя макеты и эскизы костюмов.

Народная артистка РСФСР Алла Демидова: Предположить не могла, что Высоцкий станет легендой

Идею сыграть принца датского Высоцкому подала именно Алла Демидова. В роли королевы Гертруды в спектакле "Гамлет", 1971 год. Фото: Михаил Строков/ТАСС.

ДЛЯ ТАРКОВСКОГО МАЛЕНЬКИХ РОЛЕЙ НЕ СУЩЕСТВОВАЛО


- Всегда говорили, что в искусстве вас интересует сильная личность. Но в «Настройщике» Киры Муратовой сыграли смешную старушенцию.

- Мне сразу понравился сценарий - детективная история про разные поколения. Играть пожилую даму взялась, потому что она похожа на мою любимую чеховскую героиню - Раневскую в спектакле Анатолия Эфроса. Анна Сергеевна - из тех недотеп, которых вечно обманывают, очень обаятельная и трогательная.

- Вы успели поработать и с Андреем Тарковским - в «Зеркале» у вас небольшая роль подруги матери главного героя.

- С Андреем была хорошо знакома и до съемок. Для него маленьких ролей не существовало. Все фильмы автобиографичны. Правда, моя героиня внешне совсем не похожа на своего прототипа - подругу матери Тарковского. Андрей показывал фотографию: Лиза была высокой, статной, полной женщиной, с гладко зачесанными волосами. Я же худощава, не очень высока, с короткой модной стрижкой.

Моя речь-«скороговорка» во время проб показалась Тарковскому настолько убедительной, что портретное сходство большой роли уже не играло. Хотя помню, как дотошно режиссер искал костюм для моей героини: «Примерь эту кофточку, этот шарфик, посмотри эту камею».

Кстати, в одной из сцен мы говорим о Достоевском. А на дворе, по сюжету, тридцатые годы - времена, когда имя писателя было запрещено. За малейшее упоминание высылали далеко и надолго.

Однажды у нас с Андреем состоялся разговор о том, где бы хотели покоиться после смерти. Тарковский тогда сказал, что мечтает лежать один, на открытом месте, где-нибудь под Тарусой… Годы спустя на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже искала его могилу. В руках была корзина с белыми цветами. Пока шла, оставляла по цветку на могилах Бунина, Добужинского, Бенуа, Сомова, Мережковского, Зайцева. И подумала, что Андрей лежит не в такой уж плохой компании.

ДОСЬЕ «СВ»

Алла Демидова родилась 29 сентября 1936 года в Москве. Окончила экономический факультет МГУ, затем Щукинское училище. С 1964 года - в труппе Театра на Таганке, где проработала тридцать лет. Играла ведущие роли в постановках Юрия Любимова, Анатолия Эфроса, Романа Виктюка, Анатолия Васильева.

В кино дебютировала в 1957 году - второстепенной ролью в «Ленинградской симфонии» Захара Аграненко. Зрителям запомнилась благодаря картинам «Стюардесса» (Ольга Ивановна), «Служили два товарища» (комиссар), «Щит и меч» (Ангелика Бюхер), «Стакан воды» (Герцогиня Мальборо).

Народная артистка РСФСР.

Автор девяти книг.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Путин провел переговоры с Мишустиным до общей встречи с правительством
  2. Лукашенко планирует присутствовать на параде Победы 9 мая в Москве
  3. МИД РФ предупредил Лондон о последствиях применения Украиной британского оружия
  4. Путин: Работа в интересах России не прекращается
  5. Глава Еврокомиссии призвала Пекин надавить на Россию, чтобы урегулировать конфликт на Украине
  6. Постпреды стран СНГ возложили цветы в парке Победы в Минске
  7. Путин: Нам предстоит запускать новые национальные проекты, новые федеральные программы
  8. Путин: В 2022 году началась в прямом смысле слова экономическая агрессия против России
  9. Путин: Ничего у наших противников не получилось
  10. Городской совет Парижа принял решение о переименовании моста Пон-Аваль в мост Красной Армии
  11. Госдума запретила иноагентам участвовать в выборах в качестве кандидатов
  12. Минобороны: Силами Черноморского флота в районе Крымского полуострова уничтожено пять безэкипажных катеров ВСУ
  13. Слуцкий: Игнорирование «красных линий» будет дорого стоить Вашингтону
  14. Польша отказалась от участия в инаугурации президента РФ
  15. Вячеслав Володин: открытый реестр злостных неплательщиков алиментов позволит взыскать денежные средства в пользу ребенка

Парламентское Собрание

Гайдукевич о Шмидте: В ЕС нет никакой демократии и свободы

Томаш Шмидт подвергался преследованиям и был вынужден покинуть страну из-за несогласия с политикой и действиями правительства Польши

МНЕНИЯ

Гори, гори ясно

Сергей Андреев

В Германии дотла сгорел один из заводов оборонной компании Diehl, которая поставляла Украине ракеты

Запад развернул артиллерию угроз против мировой безопасности

Леонид Слуцкий

На фоне освобождения российскими войсками пядь за пядью исконно русских земель от бандеровцев и неонацистов, в Париже, Лондоне, Вашингтоне, в прибалтийских столицах нарастает паника и русофобская истерия

Время расплаты

Анатолий Заусайлов

Западные кредиторы требуют от Незалежной возврата долгов

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также