САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

Поколение NEXT снимает о любви

Гран-при XXVI «Кинотавра» получил фильм Анны Меликян «Про любовь»

То, что «Кинотавр» четко придерживается курса – «Кино молодых», на этом фестивале было особенно заметно. Имен мэтров в конкурсе не было вообще – он лишь открылся фильмом Станислава Говорухина «Конец прекрасной эпохи» (вольная экранизация «Компромисса» Довлатова). Ровно половина конкурсных лент – 7 из 14 – были дебютные, в первый день фестиваля состоялся «круглый стол» «Кино молодых: новые песни о главном», и наконец, по традиции, в первой половине фестиваля с большим успехом прошел еще один фестиваль – «Кинотавр. Короткий метр». 

В нем заявляют о себе в основном начинающие кинематографисты – студенты ВГИКа, Высших курсов режиссеров и сценаристов и других киношкол. Президент «Кинотавра» Александр Роднянский так и говорит в своих выступлениях: «Главное для нас – конкурс «Короткого метра». И даже обещает вокруг этого конкурса, который весьма прозорливо, в соответствии с мировой тенденцией, был открыт 11 лет назад, выстраивать другие программы.

У организаторов фестиваля есть все основания для таких заявлений, потому что за это время из участников «Короткого метра» выросла целая плеяда режиссеров, ставших призерами большого «Кинотавра» и других фестивалей. В этом году впервые на конкурс было подано более 300 заявок, сразу на сотню перекрывших цифры прежних времен. Из них выбрали 22 ленты, и куратор программы Ирина Любарская сожалела о том, что за бортом остались еще как минимум 10 картин, которые «могли бы иначе расставить акценты». Победил в «Коротком метре» Кирилл Плетнев с фильмом «Настя», снятым по реальным событиям недавнего прошлого. (Кто не помнит, как сотрудница банка украла деньги ради любовника?..) 

Плетнев победил и на питчинге – со своим новым проектом «X Factor»: путь в большое кино открыт. Не секрет, что не так давно «Кинотавр» можно было называть лабораторией для приверженцев авторского кино, причем под этой маркой в конкурсе появлялось немало заумных, затянутых, невнятно снятых лент, да попросту скучных, после которых зрителям оставалось только пожать плечами. По словам Роднянского, нынешний фестиваль – «не уютная резервация авторского кинематографа, а территория, где авторское и зрительское кино сходятся вместе, где взаимодействуют мейнстрим и радикальные эксперименты. 

И задача фестиваля – собрать самое достойное из сделанного за год и предложить вниманию профессионалов и прессы, а через них – зрителю». Эта тенденция все ярче заявляет о себе, поскольку в последние годы большинство конкурсных лент появляются в прокате (вспомним успех фильма «Географ глобус пропил»). Что касается конкурса этого года, его не назовешь особенно сильным. Кроме фильмов известных на Западе режиссеров – «Ангелы революции» Алексея Федорченко (приз за лучшую режиссуру, «Белый слон» Гильдии киноведов и кинокритиков), окунающего нас во времена 30-х, когда революционеры от авангарда пытались примирить со своим искусством хантов и ненцев, «Спасение» Ивана Вырыпаева (приз за лучшую женскую роль Полине Гришиной), где Тибет помогает монахине-католичке из Польши открыть мир для себя и миры в себе, «Страна ОЗ» Василия Сигарева (лучшие сценаристы Василий Сигарев и Андрей Ильенков, «Белый слон» Гильдии киноведов и кинокритиков), в которых есть над чем подумать, подобных работ не обнаружите. Хотя интересных заявок от дебютантов много – это и «Чайки» Эллы Манжеевой из Калмыкии (лучший дебют), и «14+» Андрея Зайцева (спецдиплом жюри), и «Тряпичный союз» Михаила Местецкого (лучшая мужская роль четверке актеров – Василий Буткевич, Александр Паль, Павел Чинарев, Иван Янковский). 

В центре внимания авторов – открытие мира во всех его ипостасях, взгляд, как правило, через призму любви. Любопытен дебют «Пионеры-герои» Натальи Кудряшовой (диплом Гильдии киноведов и кинокритиков) – каждый вспомнит тот день, когда ему повязали красный галстук. Судили конкурс – под началом Алексея Учителя – опытные кинематографисты, среди которых были оператор Юрий Клименко, актеры Андрей Смоляков и Олеся Судзиловская, критик Петр Шепотинник. Лидером, по их версии, оказался фильм «Про любовь» Анны Меликян, творческий рост которой происходил на глазах у всех. Она и в этом году участвует в «Коротком метре» – с картиной «Такое настроение, адажио Баха и несколько фрагментов из жизни девушки Лены». Анна – неоднократный призер фестиваля и той самой «лаборатории» отдала должное. 

Но картину «Про любовь», призналась она со сцены, снимала исключительно «для зрителей», не думая об экспериментах. И фильм получился таким зажигательным, как мелодии народных молдавских скрипачей: он зовет в пляс, радует и призывает радоваться жизни, а главное, внятно говорит о том, как многолика любовь. И как важно не ошибиться и не пройти мимо, решив, что перед вами совсем не ее лик… Анна сняла созвездие в своей ленте – от Литвиновой, Машкова и Ефремова до Цыганова, Колокольникова, Снигирь и Шалаевой. И, говорит, не разочаровалась, хотя Бакур Бакурадзе на своем мастер-классе немало времени уделил «актерским маскам». На фестивале не удались экранизации – ни «Находка» (по повести Владимира Тендрякова), ни «Синдром Петрушки» (по роману Дины Рубиной), хотя разумных доводов на тему – как снимать классику – на «круглом столе» «Главные тексты русской литературы. Проблемы экранизации» прозвучало достаточно. На спецпоказе показали скандальную «Родину» Петра Буслова. Серьезный вопрос задан на «Кинотавре» – что же считать любовью к Родине?.. Из вечных. Кто же найдет ответ?..

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Путин подписал соглашение с Беларусью о взаимном исполнении судебных решений
  2. Дмитрий Песков: Происходящее в Грузии напоминает украинский майдан 2014 года
  3. Путин отложил проведение Игр дружбы «до особого решения»
  4. «РИА Новости»: террористы захватили Алеппо при поддержке США и Украины
  5. Лукашенко предложил новому министру культуры навести порядок или умереть
  6. Владимир Путин и Масуд Пезешкиан обсудили ситуацию в Сирии
  7. Александр Лукашенко пообещал сохранить госконтроль за алкосферой
  8. Владимир Джабаров: Байден, помиловав своего сына, закончился как политик
  9. Новая глава дипломатии ЕС Каллас заявила об усилении влияния Владимира Путина в мире
  10. ВВП Беларуси с 2000 года увеличился в 2,3 раза
  11. В Дагестане предотвратили серию терактов
  12. В СК назвали причину гибели четырех детей в Красноярском крае
  13. Депутаты хотят запретить россиянам курить на ходу
  14. Александр Лукашенко сделал ряд важных кадровых назначений
  15. Названа возможная дата прямой линии с Путиным

Парламентское Собрание

В Минске союзные парламентарии обсудили гармоничные тарифы мобильной связи и единое медиапространство

Животрепещущий вопрос, решение которого вышло на финишную прямую, - отмена роуминга на территории Союзного государства и приведение тарифов мобильных операторов к единому показателю.

Политика

Владимир Путин представил ракетное «меню» для Киева и его начальников: "Орешник" лишь начало

Лидерам стран-участниц Организации Договора о коллективной безопасности российский президент рассказал о продемонстрированном Россией супероружии.

МНЕНИЯ

Байден помиловал Байдена. А что, так можно было?!

Михаил Васильев

Освобождение собственного отпрыска американским президентом от ответственности – циничный пример семейственности

Подрезанные «Крылья»

Павел Родионов

В российском футболе, кажется, назревает крупный скандал.

Что стало с "ЮжМашем" после удара «Орешника»? "Его больше нет"

Валерий Чумаков

Неприступный завод, построенный ещё во времена СССР и рассчитанный на прямое ядерное попадание, надолго выведен из строя всего лишь одним «Орешником».

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также