САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Виктория ВАСИНА

Первому русскому цирку – 135 лет

В декабре этого года Санкт-Петербургскому цирку на Фонтанке исполнилось 135 лет.  По случаю юбилея была разработана новая международная программа под названием «Арена собирает друзей». В проекте участвуют лучшие номера со всего циркового света.

В декабре этого года Санкт-Петербургскому цирку на Фонтанке исполнилось 135 лет. По случаю юбилея была разработана новая международная программа под названием «Арена собирает друзей». В проекте участвуют лучшие номера со всего циркового света.

В России интерес к цирковому искусству возник и начал стремительно развиваться в начале XVIII века – сказалась европеизация страны, начатая Петром I. В это время в провинции работают передвижные балаганы, в том числе крепостные, а в Санкт-Петербурге и Москве строятся первые деревянные цирковые здания.
Среди балаганных артистов встречались настоящие таланты. На гуляньях начали свой творческий путь братья Дуровы, братья Никитины, ведущие свою родословную из крепостных, и многие другие. Аким, Петр и Дмитрий Никитины начали свой путь артистов, давая представления на улице: ходили с шарманкой и петрушечной ширмой по саратовским дворам.
Балаган – это народное театральное зрелище комического характера. В XIX веке балаганом стали называть временное строение, предназначенное для театральных или цирковых представлений, для выступлений бродячих ярмарочных актеров. Отсюда и сами зрелища получили название «балаган». Именно скоморохи и балаган дали начало искусству эстрады, цирка, кукольному театру.
Стационарные цирки в России были деревянные и не отличались особенными удобствами, а первый каменный цирк возник в Санкт-Петербурге на Фонтанке.
Сейчас Большой Санкт-Петербургский государственный цирк – один из старейших цирков России. Своих первых зрителей он принял 26 декабря 1877 года. Инициатором постройки выступил итальянский наездник и дрессировщик Гаэтано Чинизелли, глава большой цирковой семьи, составивший себе громкое имя в Европе.
Здание нового цирка было признано одним из красивейших в Европе. Здесь было использовано и принципиально новое решение конструкции купола – без единой внутренней опоры, ставшее впоследствии классическим для развития циркового строительства. Здание отличалось совершенством пропорций и затейливо декорированным фасадом – огромные арочные окна со скульптурами муз, фронтоны с конскими головами, карниз с великолепной аллегорической скульптурной группой театральных масок. Интерьер выглядел не менее богато: позолота, хрустальные люстры, зеркала, бархат, великолепная роспись внутреннего холщового купольного плафона на цирковые темы.
Цирк Чинизелли вмещал 5000 зрителей, из них 1200 мест были сидячими. Зрительный зал был четко ранжирован: второй ярус с дешевыми местами и галерея, предназначенная для «стоячих» зрителей, имели отдельный вход с улицы, а внутри – перекрыты барьерами – таким образом, разные социальные группы зрителей не пересекались. Практически сразу после открытия цирк Чинизелли по престижу стал сопоставим с императорскими театрами, а посещение цирка сразу вошло в моду среди всех слоев населения Петербурга – от аристократии до самых демократичных кругов.
Гаэтано Чинизелли был чрезвычайно талантливым менеджером, тщательно формировавшим репертуар цирковых представлений и успешно выводившим свой цирк в число самых популярных зрелищных предприятий Санкт-Петербурга.
Так, в 1892 здесь впервые в России была показана водная феерия «Четыре стихии»: манеж был преображен в огромный бассейн, в котором плавали олени, лошади со всадниками и слоны, а вода била фонтанами в нескольких местах арены. Была серьезно продумана постоянная рекламная кампания – например, в цирковых программках печатались не только анонсы будущих премьер и гастролей, но и расписание вечерних пароходов, курсирующих от пристани у цирка до Калинкина моста. Помимо представлений в цирке устраивались разнообразные праздники: например, на ежегодные встречи собирались бывшие лицеисты. Для гвардейских офицеров субботняя поездка в цирк Чинизелли быстро стала традицией; большими поклонниками циркового искусства вообще и цирка Чинизелли в частности были Д. Григорович, А. Блок, Ф. Шаляпин и, конечно, А. Куприн, в творчестве которого цирковые мотивы звучат пронзительно и грустно. Чинизелли, а позже – его дети, возглавлявшие цирк, сумели превратить его в настоящий центр культурной жизни столицы.
С 1919 года здание цирка, перешедшего в ведение государства, претерпело множество переделок, которые привели к ряду архитектурных и эстетических утрат, а в результате капитальной реконструкции в 1959-1962 годах декор лицевого и боковых фасадов был уничтожен. Вполне вероятно, что Чинизелли теперь с трудом бы узнал свое детище.
Однако цирк на Фонтанке по-прежнему собирает в своих стенах зрителей самых разных возрастов и социальных слоев.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. В Кремле прокомментировали угрозы удара по Крымскому мосту
  2. В Крыму вынесли строгий приговор агенту СБУ
  3. В Москве прошла репетиция воздушной части Парада Победы
  4. США ввели санкции против российских IT-компаний
  5. Беларусь расследует преступления чиновников Литвы против беженцев
  6. Матвиенко призвала создать трибунал для расследования преступлений Киева
  7. В Польше предложили создать европейскую «тяжелую бригаду» войск
  8. Глава ЛНР Пасечник назвал общую деталь между трагедиями в «Крокусе» и Одессе
  9. В Москве возле жилого дома нашли предмет, похожий на мину «Лепесток»
  10. ЦБ выпустил памятные 10-рублевые монеты, посвященные городам трудовой доблести
  11. Российский триколор станет обязательным для автомобильных номеров
  12. Захарова заявила о скором освобождении Одессы
  13. Стали известны имена организаторов трагедии в одесском Доме профсоюзов в 2014 году
  14. Беспилотники ВСУ сбиты в небе над Смоленской областью
  15. Володин назвал борьбу с нацизмом одной из целей спецоперации на Украине

Парламентское Собрание

Слуцкий: Киев и Запад несут прямую ответственность за трагедию в Одессе

В 2014 году в местном Доме профсоюзов были зверски убиты 48 человек

Политика

Владимир Путин - об опоре на героев СВО: Они служат стране, не щадя себя

Люди, показавшие себя на передовой, незаменимы в любой сфере, включая органы власти.

МНЕНИЯ

Немецкому Leopard опустили… хвост

Валерий Чумаков

Немцы обижаются тому, как в России «оскорбляют» их военную промышленность

Кто бандеровцев снабжает, домик у того сгорает

Олег Зинченко

Левые активисты Германии спалили летний домик главы оборонного концерна Rheinmetall Армина Паппергера.

Киевская хунта Перяславской Раде не рада

Олег Зинченко

И сносит монумент, который символизировал зарождение украинской государственности

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также