САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

«Шальная» благодать в женских душах

За 217 лет существования мануфактуры ее изделия получили высокое признание в мире – от Большого государственного герба на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде (1896) и звания поставщика Императорского двора России, Гран-при Международной выставки в Париже (1937), Золотой медали Всемирной выставки в Брюсселе (1958), Призов Международных выставок в Дамаске (1961) и Лейпциге (1966) до Госпремии России имени И.Е. Репина (1981), Российской национальной премии – «Лучшая работа года в области дизайна «Виктория» (1997, 1999), Госпремии России в области литературы и искусства (2000), Премии Правительства России в области культуры (2010).

За 217 лет существования мануфактуры ее изделия получили высокое признание в мире – от Большого государственного герба на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде (1896) и звания поставщика Императорского двора России, Гран-при Международной выставки в Париже (1937), Золотой медали Всемирной выставки в Брюсселе (1958), Призов Международных выставок в Дамаске (1961) и Лейпциге (1966) до Госпремии России имени И.Е. Репина (1981), Российской национальной премии – «Лучшая работа года в области дизайна «Виктория» (1997, 1999), Госпремии России в области литературы и искусства (2000), Премии Правительства России в области культуры (2010).

Выставки шалей и платков «Истоки» с успехом прошли едва не в десятке белорусских городов, когда группа художников мануфактуры с коллекцией «Наследие» номинировалась на премию Союзного государства в области литературы и искусства за 2011-2012 годы. Художников чествовали в Центре народных ремесел «Двина» на «Славянском базаре в Витебске». Сейчас в Беларуси, в рамках совместного проекта «Букет для славянки», проходит выставка павловопосадских шалей «Цветы России», художники вновь номинированы на эту премию.
А начинался промысел с шелковых шалей, производить шерстяные платки с красочным набивным рисунком начали лишь с середины XIX века. И до 1917 года рисовальщиками были исключительно мужчины. Сегодня мужчина один – главный художник Виктор Зубрицкий.  
– Выставка «Цветы России» в Раубичах под Минском открылась в конце января, это спортивная деревня, где находятся филиал Художественного музея Республики Беларусь и Музей народного искусства, – рассказывает Зубрицкий. –  Насколько она популярна, можно судить по выступлениям белорусских участников «круглого стола» по проблемам премии Союзного государства, который недавно прошел в Москве. Выставка продлится до конца апреля, и белорусские женщины, скажу вам, потеряли голову, они же не просто смотрят на изделия, но и покупают их. «Цветы России» – это наша часть большого совместного проекта «Букет для славянки». А белорусы из нашей платочной ткани сошьют костюмы по традиционному народному крою, их часть проекта называется «Возвращение к истокам». На данном этапе идет процесс обмена идеями, наши художники и белорусские мастерицы подпитывают фантазию друг друга, и мы надеемся,  что к «Славянскому базару» у белорусов будет готово не менее 30 костюмов.
А сколько за эти годы было теплых встреч!  В Бобруйске на выставку пришла женщина, заглянула посмотреть, ее заинтересовало название – «Истоки». Причем никогда в жизни она не носила платки, ее головной убор – беретка. Зашла, говорит, и обомлела – и вышла с выставки с шалью. «Когда я накинула ее перед зеркалом, ощутила необыкновенную благодать в душе и уже не смогла расстаться с ней», – призналась она. Ради таких признаний стоит устраивать выставки.
Два года назад провели выставки во всех крупных городах Беларуси, о первой за год договаривались с Могилевом. А когда пошли восторженные отзывы о неописуемой красоте наших шалей – и в прессе, и в людской молве, – директоры выставочных залов стали нас передавать из рук в руки: Бобруйск, Гомель, Лида, Молодечно, Гродно. Особенно тесная дружба завязалась с Любанью – городом-побратимом Павловского Посада.
– Наши платки приезжают покупать даже из Европы и Америки, – продолжает Виктор Зубрицкий. – Одно время очень нравилась иранцам моя «Рябина». Там гирлянды листьев без единого цветка, а по ним разбросаны гроздья рябины. И дополнены «вертолетиками», которые осенью, знаете, гроздьями висят на деревьях, а потом, крутясь, падают на землю. Долго я ходил и смотрел на них – «вот бы в платок», и нашел наконец решение. Так пробивать пришлось с боем, сомневались, брать в печать или не брать, но рискнули.
Жизнь у платков, надо сказать, разная – год, 10 лет, а то и столетие. Например, «Подкова», которую еще до революции создал Нил Постигов, – ярчайший пример гармонии в сочетании орнамента и рисунка. И созданная в 30-х годах прошлого века «Молитва» Константина Аболихина хорошо покупается. «Белые розы» Лидии Шаховской, которая творила в 50-х годах XX века, до сих пор не выходят из тиража. Пережили своих создательниц «Времена года» Златы Ольшевской и платок «Майя» Екатерины Регуновой.
Вместе с нашим платком, я уже говорил, благодать покрывает и голову, и душу женщины, потому что это не чисто утилитарный предмет, но еще и произведение искусства. На одной из выставок я заметил женщину, которая стояла в отдалении и не приближалась к платкам. «Что ж вы там стоите, – сказал ей, – идите ближе». Она подходит и говорит: «Искуситель, я не ношу ваши платки…» «А что тогда стоять?» –  думаю про себя. А она продолжает: «…но страстно их люблю. У меня пять ваших изделий, вот стою – выбираю, как бы шестое купить». А дальше серьезно так говорит: «Знаете, в жизни не всегда бывает все хорошо, иногда такая хандра нападет, просто тоска, вот в такие моменты я прихожу домой, беру чашечку кофе или чая, закутываюсь в одну из ваших шалей, сажусь в кресло и, вы не поверите, рождаюсь заново. Вот что такое ваши платки и шали для людей!» После таких слов и думаешь: «А ты сам-то готов родиться заново? То есть создать что-то новое? Для чего вообще ты живешь на этой земле?» Ты испытываешь настоящее  вдохновение и готов творить дальше.  
Беседовала
Нина КАТАЕВА
Фото из архива Павловопосадской мануфактуры

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Путин: Мы постоянно ведем тонкую настройку институтов и механизмов Евразэс
  2. Лукашенко: Усилия России по укреплению партнерства важны как никогда
  3. Пашинян: ЕАЭС стал значимой для экономик стран-участниц площадкой тесного экономического взаимодействия
  4. Лукашенко призвал как можно скорее признать электронные цифровые подписи в рамках ЕАЭС
  5. Лукашенко обратил внимание на нерасторопность ЕАЭС в промкооперации
  6. Лукашенко выступает за устранение в ЕАЭС национального протекционизма при доступе к госзакупкам
  7. Лукашенко: Первые 10 лет в ЕАЭС пройдены успешно
  8. Путин: Евразийский союз показал свою эффективность в условиях санкций
  9. Заседание юбилейного саммита ЕАЭС в расширенном составе началось в Кремле
  10. Проспект Правды в Киеве переименовали в честь Европейского Союза
  11. ЕС предварительно согласовал использование активов России для помощи ВСУ
  12. Путин: За 10 лет совокупный ВВП стран ЕАЭС увеличился с 1,6 до 2,5 триллионов долларов
  13. Александр Лукашенко прибыл в Кремль
  14. В Мосгорсуде рассмотрена апелляционная жалоба экс-заместителя министра обороны РФ Тимура Иванова
  15. Интерфакс: Проведение МАКС в Жуковском отменено

Парламентское Собрание

Наталия Косихина: Мы все сплотились вокруг нашего президента

Парламентарий поздравила главу государства с инаугурацией

Политика

Юбилейное заседание Высшего Евразийского экономического совета прошло в Кремле

Главы государств-участников отметили, что ЕАЭС демонстрирует явные успехи

МНЕНИЯ

Чтобы неповадно было

Татьяна Вахромеева

Россия проведет учения по применению нестратегического ядерного оружия

Нас провоцируют на нокаутирующий удар

Олег Зинченко

Запад чуть ли не с первого дня СВО муссирует тему ядерных атак со стороны России

Гори, гори ясно

Сергей Андреев

В Германии дотла сгорел один из заводов оборонной компании Diehl, которая поставляла Украине ракеты

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также