867 дней счастья Освальда в Минске
У будущего убийцы американского президента был шанс стать приличным человеком в советской Белоруссии, которым он не воспользовался
ДОСТОЙНО ЭКРАНИЗАЦИИ
7 января 1960 года в 8:23 утра из купейного вагона скорого поезда №9 на перрон Минского железнодорожного вокзала вышел худощавый молодой человек среднего роста с бледным лицом, о котором через четыре года узнает весь мир. Собственно, юный уроженец Нового Орлеана всегда мечтал именно об этом. Но не мог себе представить, что его насыщенная событиями жизнь окажется столь короткой и бессмысленной.
Речь идет о Ли Харви Освальде, официально признанном убийце Джона Кеннеди, 35-го президента США. Из своих 24 лет Освальд прожил в Минске два с половиной года.
В этом году к судьбе авантюриста особый интерес. Дональд Трамп рассекретил архивные документы, которые относятся к убийству Кеннеди. По этой горячей теме можно снять не только очередной триллер, но и душераздирающую драму о человеке, который искал для себя лишь адреналина и веселой жизни, что закончилось катастрофой.
Буквально на днях тему поднял Президент Беларуси Александр Лукашенко. О возможном сотрудничестве в сфере кинопроизводства он заявил на встрече с главой Мордовии Артемом Здуновым.
- Знаю, что есть замысел снять, по-моему, многосерийный фильм про Освальда, мы были бы в этом очень заинтересованы. И могли бы предоставить свои услуги, площадку, заняться поиском финансирования этого, уверен, интереснейшего фильма, - заверил российского гостя глава государства. А снимать, действительно, есть что!
БЕГСТВО НЕУДАЧНИКА
Ли родился на юге США в очень бедной семье. Настолько бедной, что мать-одиночка Маргарита Френсис Ксанье вынуждена была отправить его в двухлетнем возрасте вместе с братьями в приют на какое-то время. Денег не хватало катастрофически. Так же, как усидчивости самому Освальду.
До семнадцати лет он сменил 22 места жительства и двенадцать школ. Бросив последнюю из них, поступил в морскую пехоту. И что же? Трижды попал под трибунал. То выстрелит себе в локоть из пистолета, то с командиром подерется, то начнет палить без причины по джунглям. Уволился под предлогом того, что престарелая мать в нем нуждается.
Увлекся коммунистическими идеями. Вот тогда в нем созрело желание переехать в Советский Союз. Но как? О, приключения – стихия Ли Харви!
Якобы для учебы в Европе он оформил загранпаспорт. Через Францию и Великобританию добрался до Финляндии. В Хельсинки получил долгожданную советскую визу, с которой прибыл на поезде в Москву. И получил от ворот поворот, в гражданстве ему отказали. Тогда Освальд театрально вскрывает себе вены безо всякого риска для жизни. В Кремле махнули рукой – да пусть остается! Только подальше от Москвы, а то мало ли…
В своем дневнике Освальд запишет:
Мне сказали, что посылают меня в город Минск. Я спросил: «Это в Сибири?». Они рассмеялись».

«РАБОТА ЛЕГКАЯ»
Подсчитано, что в советской Белоруссии американец проживет 867 дней. Причину отъезда любят смаковать западные и прозападные медиаресурсы. Мол, «вместо свободы получил унылую и бедную жизнь». Действительно есть запись в его дневнике, где Освальд жалуется на «серую работу», отсутствие развлечений и резюмирует «с меня достаточно». Но так ли уж плохо жилось американскому скитальцу? Давайте-ка разберемся.
По поводу «бедности» — это вообще чушь. Вот его запись вскоре после приезда в СССР. «Работаю как рабочий по металлу, «проверяльщик». - (Освальда устроили на Минский радиозавод им. Ленина – Ред). - Зарплата семьсот рублей в месяц, работа легкая, быстро учу русский. Все относятся дружески и по-доброму. Живу на широкую ногу и очень доволен. Пятого числа каждого месяца буду получать чек от Красного Креста на семьсот рублей как «помощь». Так что в месяц будет выходить 1400 рублей. Почти как у директора завода!».
Кстати, от того же Красного креста он сразу получил пять тысяч рублей подъемных.
После двух месяцев проживания в хорошей гостинице беглецу выделяют жилье.
«Получаю небольшую однокомнатную квартиру с кухней и ванной, - фиксирует Освальд. - Рядом с заводом (восемь минут ходьбы). Прекрасный вид с двух балконов на реку. Почти бесплатно (шестьдесят рублей в месяц). Это мечта для русских». Квартира, кстати, в самом центре.
РОКОВАЯ ОШИБКА
Да, боулинга и ночных баров, о чем сокрушался Ли Харви, здесь не было. Зато работало множество кинотеатров: Освальд смотрел все подряд – от патриотики до французских комедий. Часто посещал театры, особенно оперный. А на профсоюзных танцах заводил романы. Один из них случился с Мариной Прусаковой, которая станет ему женой и родит двоих детей. Можно со всей ответственностью заявить: так хорошо, как в Минске, Ли Харви Освальд не жил никогда – ни до, ни после.
Почему вернулся обратно? «Счастье — это участие в борьбе», - пафосно говорил Харви матери и братьям. А тут ему предложили судьбу обывателя, пусть даже в самом хорошем смысле. Честно трудись, расти детей и будешь достойно жить. Осквальду же хотелось движухи и славы. Но на что-то значительное он был просто не способен в силу инфантилизма и подвижной психики. Именно поэтому кураторы из КГБ отказались от его вербовки и объяснили начальству: если тот хочет обратно – невелика потеря.
Возвращение в США стало роковой ошибкой. Он был шокирован, что совершенно неинтересен прессе. Пускается в различные авантюры. А чем закончил – известно всем. И в данном случае неважно – подставили его или он реальный убийца. Если б не уехал из Минска, которые ему действительно нравился, у Ли Харви Освальда не было бы такого страшного финала.
МЕДОВЫЙ МЕСЯЦ
СУМАСШЕДШАЯ ЛЮБОВЬ
Жена Ли ревновала мужа к «Пиковой даме»

«Прочь с моих глаз, собака! Мерзавец! Не смотри так на меня — никто тебя не боится. Иди к черту, подонок! Можешь ехать в свою Америку без меня, и, надеюсь, ты сдохнешь по дороге».
Это стенограмма прослушки, установленной в квартире Освальда. На хозяина квартиры кричала его жена Марина Прусакова. Такой скандал произошел незадолго до их отъезда в США. А как все красиво начиналось!
Уроженка Архангельской области приехала в Минск жить с тетей и ее мужем из Ленинграда и работала фармацевтом. 17 марта 1961 года она знакомится на танцах с Ли Харви Освальдом, который очарован ее французской прической, красным платьем и белыми туфлями.
- Она сумасшедше меня любит, - пишет он в мае.
Уже через два месяца они женятся.
- Ходили в рестораны, во-первых, потому что у меня не было времени готовить, во-вторых, я просто не умела, - вспоминала Марина. - Он и я любили классическую музыку. У нас было много пластинок Чайковского (он был любимым композитором Ли), а также Грига, Листа, Римского-Корсакова, Шумана. Любимой оперой Ли была «Пиковая дама». Я даже ревновала его к этой опере.
Решение уехать обескуражило Марину, но в конце концов она решила следовать за мужем. Дочка Джун Ли родилась еще в СССР, Одри Марина Рэйчел – за два месяца до убийства Кеннеди в США.
Счастливы они не были, Освальд нередко поднимал на нее руку. Марина выписывала газеты «Огонек» и «Советскую Белоруссию». Но после смерти мужа так и не решилась вернуться обратно.
ФАКТ
Советские друзья Ли Харви Освальда называли его Аликом. А наставником на заводе у него был инженер Станислав Шушкевич, будущий Председатель Верховного Совета Беларуси, подписавший Беловежские соглашения в которых констатировался распад СССР.



MAX