Электросамокаты в Минске: Полоса везения
Электросамокатов, гироскутеров, моноколес и другой чудо-технике на улицах наших городов становится все больше. Как не допустить превращения тротуаров в скоростные трассы?

КРАСНЫЙ СВЕТ ДЛЯ ЛИХАЧЕЙ
С приходом весеннего тепла на улицы Минска из спячки выкатили более 14,5 тысячи прокатных электросамокатов.
А с ними актуализировалась и задача: примирить самокатчиков и велосипедистов с пешеходами. В начале февраля На Городской улице Бреста дорогу не поделили водитель легковушки и мужчина на электросамокате. Таксист обгонял грузовик, выехал на встречку, где и сбил управлявшего девайсом 45-летнего белоруса. Он получил тяжелые травмы. Можно еще привести примеры подобных происшествий. Страдают и дети. В Лиде 15-летний школьник на электросамокате пересекал дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу. Водитель BMW не успел вовремя остановиться. Старшеклассник погиб.
Начальник УГАИ Мингорисполкома Денис Ливанович подтверждает: количество аварий с участием средств персональной мобильности — если говорить официальным языком, растет из года в год. В 2024 году только в Минске зафиксировано пятьдесят таких несчастных случаев, 27 из них — с арендными «двухколесниками».
По ПДД сейчас тех, кто управляет новомодными девайсами приравняли к пешеходам. Кроме скорости и мест для езды, появилось еще одно ограничение для «тротуарных шумахеров» — возраст. Ездить разрешается только с четырнадцати лет. Передвигаться на средствах персональной мобильности необходимо по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии — по тротуару, пешеходной дорожке либо обочине со скоростью не выше 25 километров в час.
В этом сезоне в Минске появилось большое количество «тихих» зон», где разогнаться не получится – вблизи школ, в парках, скверах. Специалисты также проанализировали точки «притяжения» ДТП и ограничили там скорость практически до пешего хода — семь километров в час. Если таких участков в конце прошлого сезона было 47, то в этом году уже двести. Это не только опасные перекрестки, оживленные проспекты, но и спальные микрорайоны крупных ЖК. Есть и стоп-зоны, полностью закрытые для движения прокатных самокатов.
- Скорость в пределах первого транспортного кольца ограничена до пятнадцати километров в час, в пределах второго транспортного кольца — до семнадцати. На остальной территории Минска в пределах кольцевой автодороги - до двадцати, - привел цифры Денис Ливанович.
СБАВИЛИ СКОРОСТЬ
Все больше пользователей в Беларуси рассматривают гироскутеры, электросамокаты, моноколеса не просто как новомодное развлечение, а как удобный и экологичный вид передвижения. Самокаты и велосипеды можно взять в краткосрочную аренду — шеринг. Схема простая и в России широко распространенная: регистрируешься в специальном приложении, ищешь через него ближайшее устройство — и в путь. Деньги спишутся с банковской карты. Не нужно стоять в пробках, подолгу ждать автобус.
Только порой скорость электросамокатчики набирали нешуточую: пару лет назад в Минске камера засняла «Шумахера», ехавшего со скоростью 75 километров в час! И хотя мобильный электротранспорт интегрирован в систему дорожного движения, многие еще относятся к ним с недоверием. Основные претензии - из-за хулиганского поведения любителей острых ощущений, создающих хаос на улицах города.
Пока конфликтная ситуация между пешеходами и владельцами новомодных средств не обострилась, участники дорожного движение ищут компромисс. С введением большого числа зон, где нельзя передвигаться на самокатах, бизнес-компании согласны.
- В чем-то это даже была наша инициатива. Мы поддерживаем запрет движения в парках, у школ. Также важно ограничивать скорость до пятнадцати километрах в час в зонах где много пешеходов, - уверен директор ООО «Илевн Шеринг» Игорь Лемешевский. - Но не скажу, что мы с радостью приняли ограничение скорости до двадцати километров в час на остальных территориях. Речь не о том, что это не нравится нам как операторам. Мы больше переживаем за пользователей.
Простая арифметика показывает: поездка станет дольше, соответственно, увеличится ее стоимость. Кроме того, может «поломаться» скорость транспортного потока.
- Например, наш самокат будет ехать со скоростью пятнадцать километров в час, а рядом велосипед со скоростью и двадцать, и сорок километров в час, - обратил внимание представитель шеренговой компании.
По его словам, около сорок процентов минчан в прошлом году хоть раз прокатились на прокатной «электричке»:
- Электросамокаты становятся альтернативой транспорта и большинство поездок – это не развлечение, а продуманные маршруты.

В БЕЗОПАСНОМ НАПРАВЛЕНИИ: АНТИТАНДЕМ ИЗБАВИТ ОТ ПРОБЛЕМ
Пешеходам пора смириться с тем, что на тротуаре они больше не одни, а велодорожка нарисована не для красоты
Ольга Леошко, заместитель председателя комитета экономики Мингорисполкома рассказала, что в среднем передвижении на электросамокате по городу составляет менее десяти минут, а число поездок в прошлом году выросло почти в два раза и превысило шесть миллионов за сезон:
- Операторы переживают за каждый случай аварий. Они понимают, что дети до восемнадцати лет не должны пользоваться прокатом, а также пресекают тандемные поездки. В этом сезоне почти пятьсот пользователей были заблокированы. Операторы создали чат-бот, куда можно сообщать о нарушениях правил пользования.
Эксперт отметила, что бизнес по сдаче средств персональной мобильности в аренду прозрачный - оплата производится в пару кликов банковской картой.
В этом сезоне в Минске электросамокаты российской компании «Яндекс Go» можно арендовать с 18 лет.
Еще одно любопытное новаторство: технология «Антитандем», выявляющая поездки вдвоем. Делается все, чтобы свести к нулю количество нарушений, создающих небезопасные ситуации.
СНЯЛИ С КОЛЕС: ЛЕГКО ПОТЕРЯТЬ РАВНОВЕСИЕ
У безопасности два слагаемых: культура вождения и инфраструктура
- Травмы, полученные при столкновении с электросамокатом или электровелосипедом, намного серьезнее, чем полученные при столкновении пешехода с мускульным транспортом, - заверил врач-травматолог-ортопед приемного отделения РНПЦ травматологии и ортопедии Андрей Ярошевич.
На скорости налетев на яму или не справившись с управлением на спуске – можно получить ушибы, переломы, черепно-мозговые травмы разной степени тяжести.
- К нам поступают не только с травмами после столкновений, но и при падениях с СИМ. Они возникают из-за переоценки своих возможностей и неосторожности. В общей структуре травматизма тридцать процентов увечий люди получают в состоянии алкогольного опьянения. Чаще всего пациенты в таких случаях поступают в травмпункты подно вечером или ночью, - уточнил врач.
СКАЗАНО
Михаил МИРОНЧИК,
заместитель председателя Комиссии ПС по науке и образованию:

- Ограничение скорости для средств персональной мобильности крайне важно. Несоблюдение скоростного режима увеличивает риск аварий и создает опасность для пешеходов. Улучшить взаимодействие всех участников движения помогут только взаимопонимание и соблюдение норм безопасности и требований ПДД. Культура поведения – еще один ключ к безопасности. Пешеходы и пользователи СПМ должны уважать друг друга. Выстраивание городского дружественного пространства — дорога с двусторонним движением. Пешеходы должны быть внимательны, а электросамокатчики – соблюдать установленные правила и скорость. Только вместе мы сможем создать безопасную и комфортную среду.
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- Telegram
- Viber