САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Автор Борис Орехов

Русскую «Ниву» создал белорус

На 76-м году ушел Петр Прусов - конструктор первого народного внедорожника, опередившего свое время

Фото: ТАСС

РОЖДЕННАЯ ВЫПОЛЗАТЬ


Она забиралась в Гималаях на высоту 5728 метров, «прыгала» с парашютом на Северный Полюс и даже более десяти лет «зимовала» в Антарктиде на станции «Беленсгаузен», безотказно бегая по снежному бездорожью при -50 градусах. И даже не чихала... Чудо на четырех колесах, сотворенное гениальным уроженцем Витебщины Петром Прусовым, - автомобиль «Нива».

Петр Прусов внедорожной техникой заболел еще в юности. Родился он 6 января 1942 года в селе Зубки Витебской области. Мальчишкой пахал целину на тракторе ДТ-54. В начале 60-х годов служил механиком-водителем тяжелого танка ИС-2 с минным тралом. Во время разминирования в Алжире подорвался посреди пустыни, его только через несколько дней обнаружил наш вертолет - крови были полные сапоги. Матери уже успели сообщить, что сын погиб при исполнении воинского долга. А земляки, когда он вернулся из армии, прозвали «дважды рожденный».

На ВАЗ он попал, окончив с отличием Запорожский машиностроительный институт. На местном автозаводе талантливому инженеру сулили золотые горы, но Прусов сам попросился, чтобы его распределили в Тольятти. Это был знак судьбы. Иначе никакой бы «Нивы» не было.

ПО ЗАДАНИЮ КОСЫГИНА

Задачу создать легковушку для села перед заводом поставил лично Председатель совета министров СССР Алексей Косыгин. Просил сделать такой вариант «Жигулей», чтобы порхал по колдобинам.

Почти все выпускаемые в мире в то время джипы имели отключаемый передний привод и рамную конструкцию. На ВАЗе решили сделать все с точностью до наоборот: постоянный полный привод, независимая подвеска, несущий кузов, плюс - комфортабельный салон.
Забавно, но выбор в пользу полного привода конструкторов во главе с Прусовым заставила сделать... технологическая бедность. Поскольку будущий внедорожник надо было производить на том же конвейере, что и все «Жигули». Вот только жигулевские детали трансмиссии не выдерживали перегрузок. Тогда конструктор обратился к опыту коллеги Анатолия Лефарова, который еще в середине 50-х годов создал полноприводный грузовик МАЗ-501.

ОБСКАКАЛА ВСЕ ДЖИПЫ

Сначала идею с полным приводом на ВАЗе восприняли в штыки. Прусов спорил с руководством до хрипоты, грозился уйти из проекта. Но в конце концов  победил.

- Максимально используя уже выпускаемые детали, мы уложились в смехотворную, по меркам мирового автопрома, сумму. Все работы по конструированию и запуску «Нивы» в производство обошлись примерно в 50 миллионов долларов, - говорил позже Прусов.
На испытаниях новинку гоняли в хвост и гриву. Исколесили на ней тысячи километров - от снегов Заполярья до песков Туркмении. В сравнительном заезде по разбитому вдрызг участку полигона в Димитровграде «Нива» обскакала не только серийный «уазик», но и лучшие на тот момент зарубежные внедорожники - «Рейндж-Ровер» и «Ленд-Ровер-88». Там, где заморские гости безнадежно вязли, «Нива» прорывалась.

Пятьдесят первых серийных автомобилей собрали в феврале 1976 года - к очередному съезду КПСС. Стоила она по советским меркам целое состояние - девять тысяч рублей. Почти, как «Волга». И все равно «Ниву» было не достать. 80 процентов вазовских внедорожников уходили за границу, где советский чудо-джип пользовался ажиотажным спросом.

Революционное творение Петра Прусова оказало влияние на производство внедорожников во всем мире.В середине 80-х японцы подарили Прусову рекламный проспект своей будущей модели «Сузуки-Витара» с надписью: «Крестному отцу нашего автомобиля…»

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Артем Туров: Молодежная политика — ключевое направление для Союзного государства в условиях гибридной войны
  2. Кремль: киевский режим приобрел черты террористического, но контакты на рабочем уровне продолжатся
  3. Си Цзиньпин пригласил Путина и Лукашенко на военный парад в Китае
  4. «Товар Союзного государства» может стать мировым брендом, считают в Парламентском собрании
  5. Национальный аэропорт Минск признан лучшим аэропортом СНГ
  6. Патриарх Кирилл посетил строящийся храм в Минске
  7. Путин и Трамп обсудили атаку ВСУ на российские аэродромы: Ему придется ответить
  8. Уничтожено 59 украинских беспилотников за последние сутки
  9. Бастрыкин представил доклад о терактах в Курской и Брянской областях
  10. Белорусские и российские ученые обсудили внедрение результатов союзной программы “ДНК-идентификация”
  11. Владимир Путин проводит совещание с правительством РФ
  12. Губернатор Приморского края отметил позитивный эффект молодежных обменов с Беларусью
  13. Минск станет площадкой для юбилейного международного биржевого форума
  14. Александр Романьков высоко оценил организацию чемпионата СГ по фехтованию в Минске
  15. Качаловский театр вновь покоряет белорусские сцены с богатым репертуаром

Парламентское Собрание

Сергей Митин: «Ставим задачу еще раз вернуться к вопросу о производстве лактоферрина»

В Великом Новгороде проходит совместное заседание трех Комиссий Парламентского Собрания: по промышленности и торговле, бюджету, налогам, финансовому рынку и по экономической политике

Политика

Владимир Путин – о киевской клике: Главари насквозь прогнившего и полностью коррумпированного режима

Решения о терактах в Брянской и Курской областях принимались на Украине на политическом уровне. Нелегитимный режим перерождается в террористическую организацию, а ее спонсоры становятся пособниками террористов. Такую оценку кровавым событиям, потрясшим страну, дал Владимир Путин на совещании с правительством

МНЕНИЯ

Загадка 22 июня

Андрей Удальцов

Когда действительно Красная Армия начала готовится к отражению удара

Кому весь свет спешит на помощь

Кристина Воробьева

Парадокс, но судя по цифрам, даже самые русофобские страны России помогают больше, чем Украине

Зеленский вновь доказал, что он — гнида

Олег Зинченко

Нелегитимный президент Украины оскорбил российских переговорщиков, за то, что они сорвали его клоунаду.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также