САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

НОВОСТИ

Россияне могут лишиться Gucci, но не останутся без одежды

Возможное введение Россией нового эмбарго в отношении западных стран, о котором говорится на протяжении последних полутора недель и которое может коснуться поставки одежды, не станет проблемой для российских ритейлеров, но лишит потребителей премиальных брендов вроде Gucci, Dolce & Gabbana и других.

Российским производителям одежды инициатива никаких преимуществ и стимулов к росту не придаст из-за неразвитости производства, а также ориентации большинства компаний на азиатский рынок, где и производится большая часть отечественной одежды, считают участники рынка, опрошенные РИА Новости.

Отношения России и Запада ухудшились в связи с ситуацией на Украине. В конце июля ЕС и США ввели санкции против целых секторов российской экономики. В ответ Россия ограничила импорт продовольственных товаров из стран, которые ввели в отношении нее санкции: США, государств ЕС, Канады, Австралии и Норвегии. Под запрет попали говядина, свинина, птица, колбасы, рыба, овощи, фрукты, молочная продукция и ряд других продуктов.

В начале сентября Запад провел новую волну санкций, которые ограничили доступ крупнейших российских компаний к европейским рынкам капитала. Ответные меры России, сообщал помощник президента Андрей Белоусов, уже готовы. Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев уточнял, что они могут коснуться импорта подержанных автомобилей и товаров легкой промышленности.

Крупным российским одежным ритейлерам известно о такой вероятности. «Последние два-три месяца в правительстве проходят совещания с представителями одежного бизнеса по поводу санкций», — сообщил РИА Новости источник на рынке, отметив, что за это время государство пыталось найти наиболее правильное решение для уменьшения прямого воздействия на российскую экономику.

По данным ФТС, в 2013 году в РФ было ввезено предметов одежды (трикотажных, текстильных и прочих) на сумму 9,3 миллиарда долларов. При этом почти 46% приходилось на поставки из Китая — 4,259 миллиарда долларов. Следом идут Турция (610,8 миллиона), Белоруссия (571,9 миллиона), Бангладеш (509 миллионов).

Крупнейшим европейским импортером одежды в РФ является Италия, поставляющая продукции на 440,3 миллиона долларов (около 4,7% общих поставок). Заметными поставщиками также являются Германия (135,5 миллиона), Сербия (141,1 миллиона). Поставки одежды из США в 2013 году составили 31,3 миллиона долларов, Канады — 6,9 миллиона долларов.

Данную статистику подтверждают в одной из крупнейших российских компаний в сфере торговли одеждой «Мэлон Фэшн Груп» (МФГ, развивает магазины Befree, Zarina и Love Republic). По их информации, около 80% товаров текстильной и легкой промышленности поставляется из стран Юго-Восточной Азии, и примерно 15-20% — из стран Евросоюза.

Ритейлеры отмечают, что в Европе и Америке производится одежда в основном премиального сегмента. «Они (санкции — ред.) могут быть направлены на luxury сегмент, на то, что не навредит среднему классу в РФ, основному электорату. Народ переживет без Gucci, Dolce & Gabbana и других», — заявил владелец сети Baon Илья Ярошенко.

«Если Россия будет вводить ответные санкции, направленные на ограничение поставок одежды, производящейся в Европе и Америке, то фактически это может коснуться премиального сегмента, — вторит ему владелец сети „Снежная Королева“ Вугар Исаев, — Но я не оцениваю высоко вероятность введения таких санкций».

Участники рынка считают, что возможные санкции на рынке одежды не отразятся на российских компаниях, особенно крупных, которые, в большинстве своем, не сильно зависят от западных рынков.

«Ассоциации российских компаний, как производственных, так и торговых, находятся в тесном контакте с представителями различных государственных ведомств — это позволяет с высокой степенью вероятности избежать ситуаций, когда введение ответных санкций ударит рикошетом по российским компаниям и экономике», — считает Исаев.

Между тем, по его словам, ответные санкции могут отразиться на изменении товарного портфеля в последующие годы, ведь 95% премиальных брендов в России — из стран ЕС и США. «Очевидно, что данный товар на мировом рынке заменить нечем. В то же время большая часть потребителей данной продукции многократно в течение года выезжают в другие страны, где могут с легкостью приобрести данные товары», — отметил владелец «Снежной королевы».

В МФГ отмечают опасность запрета, в первую очередь, для представителей малого и среднего бизнеса — их опыт и финансовые показатели не позволят сохранить свои позиции на рынке. «При этом крупные, стабильные компании наоборот, получают возможность наиболее выгодно представить себя», — добавили в пресс-службе компании.

Владелец Baon Ярошенко выступает против запрета, так как это нарушит нормальную конкуренцию на рынке — покупатель должен иметь выбор, а страна — не превращаться в Северную Корею. «И потом, если из России уйдет Zara, это будет хуже, а не лучше для нас. Потому что есть торговые центры, где Zara — якорный арендатор, соответственно, аренду будут вынуждены распределять на все остальных», — пояснил он.

Свою уверенность в безболезненности санкций для большинства компаний сами ритейлеры объясняют тем, что большую часть своей продукции они производят в азиатских странах.

Исаев отметил, что санкции точно не коснутся массовых иностранных сетей, вроде Zara. «Хотя бы по той причине, что большая часть их товаров произведена не в Европе, а в странах Центральной Азии и на Ближнем Востоке», — заявил он.

«Снежная королева», по словам ее владельца, закупает часть европейских брендов напрямую в ЕС. «Физически данный товар может быть произведен в других странах, но к нам поступает по контрактам из Европы», — объяснил он. «Ту небольшую долю, что компании поставляют из западных стран, теоретически можно ввозить напрямую из Китая — просто перенаправить маршруты», — добавил Исаев.

В МФТ считают, что некоторые европейские производители в случае введения эмбарго также смогут перенести свое производство в азиатские стране. При этом на саму компанию возможный запрет на импорт одежды из Европы и США никак не повлияет, поскольку все производство находится в Азии — Китае, Индии и Бангладеш.

Baon шьет свою продукцию в Узбекистане, Вьетнаме и Корее.

Российский производитель женской одежды, обуви и аксессуаров «Кира Пластинина Стиль» производит в России лишь около 15% своей продукции под основным брендом Kira Plastinina, остальное — в Китае, сообщил генеральный директор компании Ян Хеере. «Мы производим часть одежды в Китае, часть — в России. Поэтому не видим особого влияния на нас из-за санкций Запада», — отметил он.

Возможное введение эмбарго на западную одежду могло бы стать стимулом для развития отечественной отрасли легкой промышленности. Однако в МФГ отмечают, что на данный момент доля конкурентоспособных материалов и изделий, выпускаемых отечественными производителями, крайне мала.

«Так, сегодня около 40% импортной продукции от объема российского рынка текстильных и швейных изделий не имеют конкурентоспособных российских аналогов», — добавили в компании.

«Я бы с удовольствием закупал больше в России, но мы не можем довести долю до значимого процента, так как у нас не развито производство», — отметил Ярошенко, уточнив, что в России компания закупает до 10% своей продукции.

«Возможности могут быть только там, где у нас есть достаточное собственное производство, где есть возможности расширения. При этом, естественно, во внимание принимаются потребности населения страны, которое привыкло к определенной доступности одежды», — уточнил Исаев.

Политика

Владимир Путин: Китай, и Россия – это важные составляющие современной цивилизации

Стенограмма ответов Президента России на вопросы журналистов

МНЕНИЯ

Футбол строго режима

Павел Родионов

Украинцы буду играть под усиленным конвоем

Для кого мы транслируем спортивные праздники наших врагов?

Олег Зинченко

России запретили выход на международный лёд, а мы трусливо показываем Чемпионат мира по хоккею

Битва, которую нельзя проиграть

Татьяна Вахромеева

Россия вместе с Китаем борются за общие интересы

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также