08 Ноября 2022 года / К номеру: 50 (1049) Мне электробусы из-за моря не везиКак в воду глядели. Минский автомобильный завод уже около года выпускает технику, которая не зависит от политики недружественных стран
Фото: Егор Ермалицкий/ИД «Беларусь сегодня»
Завод своим примером показал, как можно обходиться без импортных деталей. Он смог добиться технологической независимости, создав линейку техники с комплектующими, произведенными в Беларуси, России и дружественных странах. Это позволило МАЗу сохранить объемы производства и даже немного нарастить их. О выгодных контрактах, белорусских перспективах на рынке пассажирской техники и новых технологиях в автобусном производстве - главный конструктор предприятия Александр Мышко. МОТОРНАЯ РЕАКЦИЯ До недавнего времени на городских автобусах «МАЗ» стояли двигатели, коробки передач, передние оси и ведущие мосты немецких и американских компаний. Теперь эти узлы и агрегаты недоступны производителям из Беларуси и России. Но такой поворот событий не застал завод врасплох, он всегда делал ставку на собственные разработки. Уже созданы и сертифицированы новые модели техники с альтернативной базой. Двигатель, трансмиссия, передняя портальная ось - все изготовлено на отечественных заводах. На предприятии начинали с выпуска немецких машинокомплектов, но быстро поняли: это не то, что нужно нашим перевозчикам, и решили делать все свое: - Со временем у нас появились компетенции по конструированию собственных узлов. В 1996 году на выставке в Москве немецкие производители были очень удивлены, увидев нашу технику. Даже у развитых автомобильных компаний уходило не меньше семи лет на освоение выпуска по лицензии. Нам же удалось сделать это всего за два года. И мы были морально и технически готовы быстро найти замену тому, что стало недоступным с 2022-го, - пояснил Александр. Работа идет по двум направлениям. Во-первых, ищут поставщиков сложных изделий, которые не могут быстро научиться производить в наших странах. Во-вторых, выпускают недостающие узлы и механизмы на собственных заводах. И сделали уже немало. Освоили сложные электронные системы, включая управление оборудованием автобуса. Она ничуть не уступает использовавшимся ранее французским аналогам. А антиблокировочные системы тормозов на постсоветском пространстве делают только в Беларуси. Электрооборудование замещать начали раньше, чем появился сам термин. Существующие на рынке устройства в большинстве случаев не подходят под нашу технику из-за специфических требований заказчика или эксплуатирующей организации. Изготовители прорабатывают техническое задание и выпускают его сами. Этот механизм отладили, поэтому отсутствие белорусского или российского аналога больших проблем не вызвало. ПРЕДПРИЯТИЕ ПОЛНОГО ЦИКЛА Александр Мышко уверен: любая задача по плечу, если у тебя есть коллектив профессионалов и уверенность в том, что ты делаешь: - В 2021-м мы произвели 1,4 тысячи единиц пассажирской техники. Большую часть продали в СНГ. В этом году выйдем на показатель около 1,6 тысячи. Выполнять такой объем заказов на существующих мощностях непросто. Назрела необходимость расширить площади завода. Для этого снесут старые цеха по выпуску прицепов. В 1992 году потребности республики в автобусах были куда скромнее - принимали пятьсот штук в одну смену. Сейчас ситуация другая - производят 1,5 тысячи в две смены, в том числе в выходные. Чтобы в три раза увеличить объем, пришлось задействовать производственные площадки внутри завода. Где-то варят каркас, где-то собирают шасси… Логистика по перемещению узлов и агрегатов сложная. Это не лучшим образом сказывается на себестоимости автобусов. Поэтому решили строить завод полного цикла, начиная с заготовки металла и заканчивая испытаниями техники: - Для сравнения: цех, с которого мы начинали, площадью двадцать тысяч квадратов, новое производство - 65 тысяч, из них 44 - чисто производственные площади, где будут собирать автобусы. Решение принято, начались проектные работы, завершается согласование всех вопросов по финансированию. Сейчас расчищают площадку, на которой расположится новый завод. Его строительство начнется в ближайшее время. ЗЕЛЕНАЯ ВОЛНАЕСТЬ АГРЕГАТ, ДУСЯ! Один из последних проектов - экологичный транспорт. На базе дизельного автобуса третьего поколения МАЗ-303 создали электробус. У него максимальная унификация по узлам, агрегатам, элементам облицовки и электронным системам. Есть электрическое отопление - он абсолютно экологичный. Заряда батареи модели хватает на триста километров: - Параллельно развиваем электрическую тематику. Первые электробусы были европейской комплектации, новые - отечественной. На импортных деталях мы разобрались, как проектировать и производить. Используя этот опыт, адаптировали под себя, сделали их менее капризными. Технические характеристики при этом остались прежними, а цена - ниже. ЭКСПОРТ«ГАРМОШКИ» - ДЛЯ КРУПНЫХ ГОРОДОВ Главный покупатель продукции - соседняя страна. В первом полугодии МАЗ поставил в Санкт-Петербург около девятисот новых газовых автобусов, которые разработали в сжатые сроки: - Россия была и остается нашим основным партнером. Там востребована вся мазовская линейка пассажирской техники: дизельные модели, газовые на сжиженном топливе, троллейбусы, электробусы. Для небольших населенных пунктов с узкими улочками актуальны автобусы среднего класса, для крупных городов - «гармошки», в последние годы растет доля электротранспорта. Все модели спроектированы на одной базе, что гарантирует удобство эксплуатации, - единые запчасти, сервисная служба и навыки обслуживающего персонала. Сейчас МАЗ готовит к серийному выпуску автобусы третьего поколения в антисанкционном исполнении. Они будут работать на дизельном топливе, природном газе и сжиженном метане. Например, вместо МАЗ-251 станут производить туристический МАЗ-350. Он вмещает 68 пассажиров. Промышленную партию дизельных автобусов и электробусов уже успешно эксплуатируют, серийные поставки начнутся со следующего года. Ключевые слова: БеларусьРоссияавтомобильтранспорт Другие статьи раздела![]() Есть контактВ микроэлектронике у Беларуси - разработки мирового уровня ![]() Встречают по оберткеБелорусские ученые создают биоразлагаемый материал из растительного сырья ![]() Второй пошел!Еще один энергоблок БелАЭС включат в сеть этой весной, он готов уже на 97 процентов ![]() Рогатая Венера для сельского МикеланджелоБелорусские коровы и бычки не хуже, чем у мировых лидеров отрасли. Сябры кормят себя превосходным мясом и молоком - и соседям помогают ![]() Игра на чувствахЭлектронная очередь, мультиборд и сенсорный стол - резидент белорусского Парка высоких технологий предлагает уникальные для рынка СНГ разработки ![]() Не сядет батарейкаВ Минске открылась первая платформа сверхбыстрой зарядки Читайте также![]() Конфетки, бараночкиВ этом году сябры удивили петербуржцев обилием национальных закусок и деликатесов ![]() Вторая жизнь после ЧернобыляСоюзные программы помогают восстановить зараженные территории ![]() SHAMAN против ГалкинаНегласно, но ни для кого не секрет, что SHAMAN почти что уже занял на эстрадном олимпе звездное место Аллы Пугачевой. Неудивительно, что на него накинулся ее муж ![]() Пять причин вспомнить ХатыньВ массовом сознании деревушка - символ всех сожженных населенных пунктов. Спустя восемьдесят лет после трагедии люди продолжают приезжать сюда, чтобы отдать дань памяти невинным жертвам нацистов ![]() Подсушили дрону крыльяНаши летчики указали американским воздушным шпионам над Черным морем их место: на самом дне акватории |
![]() SHAMAN против ГалкинаНегласно, но ни для кого не секрет, что SHAMAN почти что уже занял на эстрадном олимпе звездное место Аллы Пугачевой. Неудивительно, что на него накинулся ее муж ![]() «Работал под пулями»: московский хирург рассказал, почему в зоне СВО не чувствовал страхВрач московской городской клинической больнице №67 Юрий Казьмин с начала спецоперации провел в Донбассе более четырех месяцев, помогая больным и раненым ![]() Пять причин вспомнить ХатыньВ массовом сознании деревушка - символ всех сожженных населенных пунктов. Спустя восемьдесят лет после трагедии люди продолжают приезжать сюда, чтобы отдать дань памяти невинным жертвам нацистов ![]() Конфетки, бараночкиВ этом году сябры удивили петербуржцев обилием национальных закусок и деликатесов ![]() Подсушили дрону крыльяНаши летчики указали американским воздушным шпионам над Черным морем их место: на самом дне акватории ![]() Накормили на «пятерку»Страны ЕАЭС решили вопрос продовольственной безопасности ![]() Полуостров сокровищГодовщину возвращения Крыма в родную гавань отметили концертами, флешмобами и даже заплывами ![]() Как скала посреди бурного потокаМосква и Пекин борются с общими угрозами и вызовами, стоя плечом к плечу: Владимир Путин и Си Цзиньпин написали статьи перед большой встречей в Кремле |
Комментарии
Войти через социальную сеть: