САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Кликнуть Васечкина

Беларусь взяла курс на развитие IT прямо из-за парты

Теперь в Синеокой компьютеров и гаджетов хватит на каждого ученика, было бы желание набираться ума-разума. Фото: Виктор Гусейнов/kpmedia.ru

ДОГОВОР С УЧИТЕЛЕМ

Любые нововведения в сфере образования становятся резонансной темой. Недавно Президент Беларуси провел совещание по развитию цифровой сферы. Заседание стало настоящим «мозговым штурмом», на котором представители госорганов, ведущих учебных заведений, IT-сектора, Парка высоких технологий искали ответ на вопрос: как связать потребности экономики с образованием?

- Мировая экономика под влиянием IT-технологий приобретает совершенно иной вид. Появляются новые отрасли, которые генерируют колоссальные доходы, практически не используя традиционные ресурсы и механизмы. И в этом ключевую роль играет человеческий капитал. Беларусь всегда славилась своими людьми, а наше образование всегда ценилось на постсоветском пространстве, - рассказал первый заместитель премьер-министра Беларуси Александр Турчин. - Однако в новых условиях необходимы принципиально другие подходы, которые позволят сохранить и развить этот статус. Наша система образования сегодня в целом удовлетворяет потребности в кадрах. Но для успешной цифровой трансформации и создания новой экономики нам необходимы новые подходы к обучению.

Один из самых известных IT-бизнесменов страны Виктор Прокопеня, который участвовал в совещании, рассказал, что сейчас готовится третий декрет президента республики о развитии IT-сферы. И касаться он будет именно образования. Айтишники предлагают кардинально пересмотреть организацию школьного процесса в стране. Например, убрать районные отделы образования и подчинить все управления образования напрямую правительству. Предоставить каждой школе отдельный финансовый баланс, счет в банке. А отчетность и информацию о системе премий учителям обязать публиковать.


Еще одно радикальное предложение - сделать отношения между школой и родителями договорными. То есть, отдавая чадо в учебное заведение, мама и папа должны заключить с ним контракт, где будут прописаны все права и обязанности.

Все эти меры должны, по мнению специалистов, повысить зарплату учителям, избавить их от бумажной волокиты. Что касается самого учебного процесса, то здесь предлагается развивать дистанционное обучение и дать свободу в выборе предметов. Но пока это только планы. И когда их могут воплотить в жизнь, еще не ясно.

ДЕВЯТЬ КЛАССОВ И ТРИ КОРИДОРА

Другие изменения уже на носу. Например, белорусские чиновники приняли решение ввести понятие «всеобщего среднего образования». Сейчас модель включает три ступени: начальное, базовое (до девятого класса) и среднее. Если раньше забрать аттестат можно было после второго этапа, то по новым правилам закончить необходимо будет все одиннадцать. Новая редакция Кодекса об образовании уже готова и ждет утверждения парламентом республики.

- Получив базовое образование, обязательное для всех, подросток сегодня не может выйти в самостоятельную жизнь. Возраст не позволяет, - расставляет точки над «i» министр образования Игорь Карпенко. - Он еще не может пойти работать, поэтому мы в новом Кодексе об образовании заложили переход на обязательное общее среднее образование. Для этого практически никаких усилий прикладывать не надо. Оно уже фактически начало реализовываться, то есть мы де-юре утвердим то, что де-факто существует.

Станет доступнее и информация об учениках. Электронные дневники и журналы с каждым годом увереннее входят в школьную жизнь. Теперь же в Беларуси планируют создать единую образовательную платформу. Ресурс будет полезен ученикам, родителям и педагогам. Это очередной шаг на пути к цифровой трансформации образования.

Речь об электронной площадке, где в пару кликов можно получить необходимую информацию. Например, создан регистр учащихся. Нажал пару кнопок, и уже знаешь о любом Петрове или Васечкине, где он учится, как успевает, о его наградах на конкурсах и олимпиадах. Такая база данных поможет снять дополнительную нагрузку с учителей. В перспективе - полный переход к электронному документообороту.

И все же ключевое в образовании - это, конечно, желание ребенка. А вот появится оно у непоседы или нет, во многом зависит от мотивации преподавателя. В том числе финансовой.

- Выработали комплекс мер в правительстве, чтобы вывести к 2025 году доходы учителей на уровень средней зарплаты по стране, - заявил Игорь Карпенко. - При этом станет меньше бюрократической и формальной работы. Уже подписали указ, где четко определены документы, которые должен вести тот или иной учитель, классный руководитель или директор школы. Для нас важна не формальная, а живая работа.

ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ЗАПУСТИТЬ БЕСПИЛОТНИК, СОБРАТЬ МИНИ-СПУТНИК

В Минске к 2021 году откроется Национальный детский технопарк.

Ставка на высокие технологии: IT, радиоэлектронику, робототехнику, искусственный интеллект. Будущие Циолковские смогут разрабатывать мини-спутники и беспилотные летательные аппараты, проектировать современные здания, познакомятся с разработками в области генной инженерии. Набор в уникальный технопарк, как в престижный вуз. Будет проходить в три этапа: презентация исследовательского проекта, тестовые задания, устное собеседование.

Специальная программа обучения рассчитана всего на 21 день. Зато в распоряжении ребят будет учебно-лабораторный корпус с суперсовременным оборудованием.

- Это будет уникальное место для работы с одаренными детьми, - уверен Сергей Касперович, начальник Главного управления профессионального образования Министерства образования РБ. - Основная цель - посвятить ребят в тонкости высокотехнологичных направлений науки, инженерии, IT и подготовить их к обучению в вузе на востребованных экономикой технических специальностях. Сегодня существует много возможностей показать свой потенциал, но мы говорим о совершенно ином подходе к работе. При разработке программ мы детально изучали опыт России, Украины, Польши и других стран.

После «выпускного» можно будет продолжить дистанционное обучение в онлайн-режиме. За одну смену технопарк примет до 150 одаренных ребят, а всего таких смен за год будет десять. Проекты проанализируют известные конструкторы, ученые и посоветуют, как довести разработку до ума и даже запустить в производство.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Павел ЛИС, директор Главного информационно-аналитического центра Минобразования РБ:

- Образование - фундамент для экономики, тем более экономики инновационной. Соответственно, цифровая трансформация образования - это процесс, который должен идти сейчас и максимально быстро. Нельзя его игнорировать или ждать, что он пройдет мимо, а нужно немедленно в него включиться. У нас все воспринимают цифровую трансформацию как техническую проблему. Но основное здесь - формирование цифровой культуры и законодательство. Странно, когда молодые педагоги не используют в классе технологии, при этом личные вопросы решают со смартфоном в руках прямо на уроке. Но не стоит и перегибать палку. Например, у многих есть желание оцифровать все, но при этом отсутствуют навыки. Во всем нужно досконально разобраться.

Всеволод Янчевский, директор администрации ПВТ:

- В стране созданы очень хорошие условия для айтишников, Парка высоких технологий, однако IT-сообщество тоже должно помогать другим отраслям экономики, а также образованию. Резиденты ПВТ много делают для образования, но в самое ближайшее время эта помощь, содействие и участие будут увеличены многократно. В планах организовывать профильные IT-классы на базе школ. Президент поддержал идею разрешить некоторым школам войти в ПВТ для проверки различных экспериментальных программ и, если будет позитивный результат, масштабировать эти идеи на всю страну.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Токаев: Отношения России и Казахстана в 2025 году вышли на новый уровень
  2. Путин и Рахмон встретились в Санкт-Петербурге: обсуждение трагедии в Одинцове и сотрудничества в рамках СНГ
  3. Александр Лукашенко: В Беларуси планируют разместить не более десяти комплексов «Орешник»
  4. Беларусь и Россия совместно профинансируют экспорт на рынки третьих стран
  5. Беларусь и Россия обсудили дальнейшую кооперацию в сфере бронетанковой техники
  6. Мороз: Запуск третьего блока БелАЭС рассматривается на период 2035–2038 годов
  7. Владимир Путин: Страны СНГ укрепляют технологический суверенитет и формируют новые евразийские цепочки
  8. Владимир Путин провёл для лидеров стран СНГ экскурсию по Эрмитажу
  9. Владимир Путин: Страны СНГ поддерживают формирование справедливого многополярного миропорядка при центральной роли ООН
  10. Александр Лукашенко присудил премии «За духовное возрождение» и спецпремии деятелям культуры
  11. В Санкт-Петербурге проходит неформальный саммит СНГ
  12. СК РФ: Генерал-лейтенант Фаниль Сарваров погиб при подрыве автомобиля в Москве
  13. Спецпосланник США Уиткофф: Россия полностью привержена достижению мира на Украине
  14. Александр Лукашенко подарил Владимиру Путину картину с видом Валаама, написанную по спецзаказу
  15. Владимир Путин: ЕАЭС стал самодостаточным центром многополярного мира, 93% расчетов ведутся в нацвалютах

Парламентское Собрание

Вячеслав ВОЛОДИН и Игорь СЕРГЕЕНКО: Вызовы сплотили Россию и Беларусь

От наших усилий зависит не только будущее Союзного государства, но и судьба всего мира

Политика

Владимир ПУТИН: Верю в Господа, который никогда не оставит Россию

 Президент откровенно ответил на личные вопросы

МНЕНИЯ

«Орешника не существует!»

Михаил Васильев

Так еще недавно говорили на Украине, но вдруг передумали

Западные СМИ показали очередную манипуляцию смыслами

Олег Зинченко

В этот раз спекуляция касалась последствий возможной блокады Калининградской области.

Ограбление по-европейски

Кристина Воробьёва

У Евросоюза есть вполне законный способ, как забрать российские активы. Но он его не использует

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также