САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

С чего начинается родина

Учебники и программы по истории в Беларуси не менялись семь лет

Как в Беларуси создаются учебники истории, чему они учат подрастающее поколение, рассказал кандидат педагогических наук, доцент, автор и соавтор более двадцати учебников и учебных пособий по истории Беларуси Сергей Панов.

- Авторы учебников находятся между Сциллой и Харибдой: и от научности отказываться нельзя, и упрощать изложение до бесконечности - тоже. Так что учебник всегда продукт компромисса.

- Имеет ли автор право на субъективный взгляд?

- Безусловно. Но учебник - вещь консервативная, работает на сохранение традиций. Отбираются те факты, достоверность которых подтверждена наукой.

- Какие моменты трудно учесть?

- В Советском Союзе была единая идеология. Учитель был своеобразным ретранслятором содержания учебной литературы, которая была единственным источником информации. Современный ученик может изначально не доверять учителю: «А я смотрел кино, там все иначе!» Учебник - уже не первооткрыватель новых знаний, учителя сейчас скорее - борцы с мифами.

 - История - это всегда патриотизм?

 - С одной стороны, патриотизм - чувство любви к родине, с другой - гражданский долг. Беларусь - молодое суверенное государство. Для многих юных суверенитет - данность, существовавшая всегда. Раньше нашим индентификационным кодом была национальность. Сегодня ее даже нет в паспорте, мы все - граждане Беларуси. Сейчас важно наполнить символическим содержанием национальное самосознание молодых.

 - Мы уже больше двадцати лет живем в Союзном государстве - может, пора взяться за союзный учебник истории?

 - Про учебник, наверное, говорить рано: мы еще не отрефлексировали имеющийся опыт союзного строительства. Но определенные уроки из общей истории нужно извлекать, будем готовить пособия для студентов.

Нам нужен общий учебник Союзного государства

С чего начинается родина
Валентина Леоненко, член Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по международным делам, кандидат исторических наук, доцент:


- Проблема школьных учебников в том, что авторы не учитывают возрастные особенности детей. Нельзя давать ребенку задания, рассчитанные на абстрактно-логическое мышление, когда оно у него еще не сформировано.

 Плохо, когда авторы учебников рассматривают их подготовку как «основу» своих кандидатских и докторских диссертаций. В этом случае ученый больше озабочен тем, чтобы произвести впечатление на коллег, чем изложить сложный научный материал в доступной форме. Потом школьник три-четыре часа вынужден делать домашнее задание, а родители - искать репетиторов. Некоторые предлагают сокращать часы на преподавание гуманитарных предметов.


Этого делать нельзя - они развивают духовный мир человека. Кроме того, между изучением истории и воспитанием патриотизма - прямая связь.

А какое будущее у страны может быть без патриотов?

И, конечно, нам нужен учебник истории Союзного государства. Он не только станет барьером на пути фальсификаторов истории, но и поможет нашему единству.


СПРАВКА «СВ»
После развала СССР каждая бывшая союзная республика, в одночасье став суверенным государством, начала писать собственную историю. Многие события стали представляться под другими ракурсами. В некоторых странах начала поднимать голову русофобия, а оценка исторических личностей подчас менялась с плюса на минус - и наоборот.

Содержание второго поколения белорусских учебников, которые школы получили в 1996 году, оказалось более выверенным и взвешенным по сравнению с первым. Они предназначались для 12-летней школы, на них выросло целое поколение учащихся. Возврат в 2008 году к 11-летнему образованию обновил и учебники. Их используют в белорусских школах и сегодня.

Было время, когда не существовало «Истории Беларуси» как отдельного предмета. Ее изучали в контексте всемирной истории и истории СССР. Сегодня это отдельная дисциплина, на которую выделяется час в неделю. На уроках «Всемирной истории» и «Истории Беларуси» некоторые темы перекликаются, но считается, что это хорошо - ученики лучше усваивают материал.
Сейчас идет работа над четвертым поколением национальных учебников.

ТРИ МИФА БЕЗ ГРИФА
С чего начинается родина

1. Адам Мицкевич - польский поэт
Считается, что величайший поэт принадлежит только Польше. На самом деле Адам родился в белорусском Новогрудке в семье, принадлежавшей к старинному литовскому роду. Писал стихи на языке, содержавшем множество белорусских элементов, и называл Беларусь своей родиной.


С чего начинается родина

2. Крестьянское восстание Кастуся Калиновского
В советское время восстание 1863-1864 годов называли крестьянским. Но его целью было возрождение Речи Посполитой в границах 1772 года. А шляхтич Константин (Викентий) Калиновский, которого при жизни никто не называл мужицким именем Кастусь, боролся за идеи социального равенства, справедливости и создание демократического народного государства.

С чего начинается родина

3. Тишка Гартный - враг народа
До «хрущевской оттепели» считался одним из лидеров и идейных вдохновителей реакционного национально-демократического движения, за что получил клеймо «врага народа». Сегодня доброе имя Тишки Гартного (настоящее имя Дмитрий Жилунович), первого председателя Совнаркома БССР, известного писателя, видного революционера и общественного деятеля, восстановлено. Он занял свое почетное место среди отцов-основателей Белорусской ССР.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Замминистра обороны Беларуси: Иностранные наблюдатели приглашены на учения «Запад-2025»
  2. В Витебске прошел первый форум «Местная власть: совместная работа. Разговор о будущем»
  3. Ирина Костевич: Беларусь и Россия обмениваются опытом социального партнерства
  4. Постоянный комитет Союзного государства рекомендовал упросить гражданам Беларуси использование российских сим-карт
  5. Губернатор Белгородской области доложил Владимиру Путину о реализуемых мерах по поддержке участников СВО
  6. Проект о вкладе народов СССР в Победу представлен на «Славянском базаре в Витебске»
  7. Елена Богдан: Фестиваль социального кино «Общее житие» может стать изюминкой Союзного государства
  8. Ольга Бороненко: Основная задача союзных структур – обеспечить равные права граждан Беларуси и России
  9. В Витебске состоялось открытие второго международного фестиваля социального кино «Общее житие»
  10. Постоянный Комитет Союзного государства рассмотрел формирование бюджета
  11. Разработаны инновационные стратегии для укрепления сотрудничества стран Союзного государства
  12. Сергей Глазьев: Мы работаем над тем, чтобы наполнить «Славянский базар» интересным содержанием, основанным на традиционных ценностях
  13. Андрей Гурулев: Единое информационное пространство надо развивать
  14. Александр Казаков: Нам очень не хватает гуманитарного измерения Союзного государства
  15. Владимир Путин: «Славянский базар» вносит вклад в упрочение духовных связей народов

Парламентское Собрание

Вячеслав ВОЛОДИН: «Славянский базар» - символ единения и дружбы братских народов.

Председатель Парламентского Собрания Союза Беларуси и России поздравил белорусов и россиян с Днями Союзного государства на "Славянском базаре".

Политика

Вячеслав ВОЛОДИН: «Славянский базар» - символ единения и дружбы братских народов.

Председатель Парламентского Собрания Союза Беларуси и России поздравил белорусов и россиян с Днями Союзного государства на "Славянском базаре".

МНЕНИЯ

Кто смотрит РПЛ, тот в цирке не смеется

Анатолий Заусайлов

Межсезонье в российском футболе выдалось на редкость скандальным

Не дрейфь, Гус Иванович, приезжай сейчас

Олег Зинченко

Известный тренер готов посетить Россию только когда наступит мир.

"Скорая помощь" оделась в противодронный каркас

Михаил Васильев

Трамп не понимает, в чем наглядное отличие российской армии от жовтоблакитных "воинов света"

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также