САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Спорт

Одиссея мсье Валери

Нынешний главный тренер томской «Томи» – человек в футбольном мире легендарный, с извилистой, но страшно интересной биографией. Русский по паспорту, уроженец Читинской губернии, он до прошлого года в России никогда не работал. Имя себе Валерий Непомнящий сделал за границей.

Нынешний главный тренер томской «Томи» – человек в футбольном мире легендарный, с извилистой, но страшно интересной биографией. Русский по паспорту, уроженец Читинской губернии, он до прошлого года в России никогда не работал. Имя себе Валерий Непомнящий сделал за границей. У многих болельщиков в памяти чемпионат мира в Италии, принесший Непомнящему сногсшибательный успех. Камерунские «Неукротимые львы», руководимые им, величаво, как и подобает царю зверей, запрыгнули тогда сразу в четвертьфинал, где только по пенальти уступили англичанам. Такой феноменальный «скачок» по сей день не удалось повторить ни одной африканской команде. По возвращении домой сборную и ее наставника осыпали всякими разными почестями – в частности, в Яунде, столице страны, появилась даже улица «Мсье Валери». Из Камеруна он направился в Турцию, где принял столичную команду «Анкарагюджу». Позже из Турции переехал на Дальний Восток, где долгое время работал с различными клубами Кореи, Китая и Японии.
– Валерий Кузьмич, многим почему-то кажется, что за границей тренеру работать намного проще и легче, чем в России.
– Не знаю, быть может, на свете и есть идеальные в футбольном плане страны, но я в таких не работал. А там, где работал, обязательно натыкался на какой-нибудь местный «эксклюзив». Сюрпризы начались еще в Камеруне. Местные футбольные чиновники, как я с ужасом обнаружил, имели очень смутное представление о том, что такое порядок и дисциплина. Начиная с президента местной федерации футбола. Например, назначаем с ним встречу на 9 утра, а он появляется только в 11. Бодрый. Довольный. Улыбкой сверкает: «О, я вижу, вы чем-то недовольны, мсье Валери, право, не стоит, ничего страшного ведь не случилось. Кто опоздал? Я? Ну к чему такая щепетильность – два часа – разве это опоздание?» С футболистами поначалу была та же беда. Допустим, говорю им: «Завтра у нас тренировка в 10 утра. Запомнили – в 10?» Все дружно кивают – уи, мсье, запомнили. Ладно… Утром ровно в назначенный час выхожу на поле – ни души. Десять минут жду – никого. Двадцать. Тридцать. Без четверти одиннадцать, наконец появляются – не спеша, вразвалочку, о чем-то между собой пересмеиваясь, бредут нестройными рядами в мою сторону. Орать на них, стучать кулаком или топать ногами было совершенно бесполезно. Надо было их просто понять и принять такими, какие они есть. И тихо, задушевно, без лишних эмоций, терпеливо объяснять, в чем они не правы. И что без дисциплины и порядка, друзья, ничего мы с вами не добьемся. В конце концов мне это удалось.
– А в Турции с дисциплиной были проблемы?
– С дисциплиной в принципе нет. Но там других нюансов хватало. Клуб «Анкарагюджу», в котором я работал, со стороны представлялся единым, сплоченным монолитом. Но все это была фикция, пыль в глаза. На самом деле никакого единства там не было. Наоборот, клуб как яблоко был разрезан на равные части между боссами из совета директоров. Половина игроков принадлежала одному из них, остальные – другому. И каждый признавал только «своих» футболистов. «Чужие» ему были совершенно безразличны. И вот представьте ситуацию: накануне игры подходит ко мне один из хозяев клуба и говорит: «Господин тренер, вы, пожалуйста, ставьте на игры Мурада и Мамеда. Обязательно ставьте!» «Да как же я могу их ставить, – говорю, – если они оба не готовы!» И слышу в ответ: «А это неважно, готовы они или нет. Вы все равно должны их ставить. Деньги им плачу я, значит, они должны играть…» А перед следующим матчем ко мне подойдет уже другой клубный босс и начнет лоббировать тех игроков, которым он платит деньги. И подобных моментов возникало сколько угодно. Ситуация в общем нелепая. Сначала тебе говорят: «Дай результат». А потом начинают требовать вещи, с результатом совершенно несовместимые.
– Теперь понятно, почему ваша «турецкая» командировка оказалась недолгой. Разорвав контракт с «Анкарагюджу» вы отправились в Южную Корею.
– Корейский футбол, как ядреная жидкость, замешан на сумме движений, на работоспособности, граничащей с самоотречением. Я работал в клубе «Юконг». К моему приезду в нем на контрактах числились 32 футболиста. «Зачем так много?» – удивился я. А мне поясняют: с меньшим количеством игроков команда не сможет доиграть чемпионат до конца – рухнет где-нибудь на полпути от физического истощения. И это правда. Корейские футболисты так беспощадно отдаются игре, так выкладываются на поле, что не всегда успевают восстановиться к следующему матчу.
– А корейскую знаменитую дисциплину можно описать словами?
– Боюсь, что нет. Вот один только штрих. Однажды на предсезонных сборах в горах я выбрал маршрут для бегового кросса и спросил у своего помощника-корейца, за какое примерно время можно одолеть такой путь. Он подумал и назвал цифру – чуть ли не до десятых долей секунды. После чего я дал задание игрокам попробовать уложиться в этот норматив. Они убежали. И представляете, ровно в условленный срок – секунда в секунду – все были на финише. На следующий день я решил ускорить темп. Результат был тот же. Думаю, если бы я дал им установку на мировой рекорд, скажем, в часовом беге, то они бежали бы по рекордному графику, пока не потеряли сознание.
– В Корее работали многие известные тренеры. Считается, что там достаточно легко сделать команду.
– Там действительно легкоуправляемые игроки, но я бы не сказал, что легко сделать команду. Да, по работоспособности и дисциплинированности корейцы превосходят всех, с кем мне приходилось работать. Однако если говорить о количестве звезд, то в Китае их значительно больше. Главное преимущество корейских футболистов заключается в том, что если они поняли задачу, осознали ее, то готовы добиваться любых целей, которые перед ними поставили.
– Китайские футболисты были такие же исполнительные?
– Нет, совершенно другие. У них порой возникали серьезные проблемы с механизмом самоконтроля. Когда-то они действительно были как солдаты – ни шагу в сторону, только строем, строго туда, куда начальство прикажет. Но китайцев очень сильно изменила культурная революция. Она сказала – отныне все будут равны. Все будут одинаковые. И в головах у людей произошел настоящий переворот. Они отмели конфуцианство с его коренными постулатами, что старших нужно уважать, чтить родителей. И сегодня выросло уже не одно поколение, если хотите, новых китайцев, для которых устои предков – отживший свое анахронизм. Тяжелее всего этот разлад ощущается, конечно, в семьях, где отец не может даже поругать своего сыночка, который, в лучшем случае, просто пошлет родителя куда подальше. А потом такой освободившийся от предрассудков мальчуган приходит в команду – воспитывай его. У меня в команде был один такой «экземпляр». По тамошним меркам – суперзвезда: пять лет подряд его признавали лучшим футболистом Китая. Действительно, Богом одарен парень, но – гуляка.
– Пристрастие к вредным привычкам, как правило, лечат отчислением из команды?
– Для начала мы его оштрафовали – на 12 тысяч долларов. Он приутих, но ненадолго, сорвался опять. Сказал, что поедет к зубному врачу, а сам отправился в ресторан. Но работники клуба его выследили и взяли, так сказать, с поличным.
– Со стаканом в руке?
– Наверное, в такие детали я не вникал, важен был сам факт. Пришлось парня выгнать.
– После Китая вы работали в Японии. Какие воспоминания?
– Прежде всего мне понравился подход японцев к делу – четкий, ясный, эффективный. Был еще один момент, который меня просто восхитил. Я только приехал туда, человек в команде новый, тем более иностранец. И президент клуба, понимая мое положение, решил мне немножко помочь за счет игроков – вызвать их из отпуска на две недели раньше срока, чтобы у меня было больше времени на подготовку к сезону. Когда он мне об этом сказал, я взмолился: «Ради Бога, только не это, игроки же возненавидят меня – приехал, отдохнуть не дал». «Не волнуйтесь, – ответил президент, – игроков я беру на себя. Все им объясню, и они будут работать так, как скажете. Нужно – значит нужно…»
– Вы работали в стольких странах. Наверное, успели выучить какой-нибудь язык?
– Нет. Языки выучить не удалось, они достаточно сложные, да и необходимости такой у меня не было. В Японии половина футболистов хорошо знали английский, правда, в Корее и Китае с английским хуже, там им владеют от силы 10-20 процентов игроков. Так что я сильно зависел от профессионализма переводчика. Но мне везло – переводчики со мной работали очень грамотные, и благодаря им проблемы непонимания между мной и игроками нигде не возникало.
– Ваше появление в «Томи» в прошлом сезоне стало неожиданностью. Однако сейчас турнирные дела команды складываются, вероятно, не так, как вам хотелось бы?
– Я понимал, что пришел в команду, которая звезд с неба пока не хватает и решает непростую задачу. Футболисты переживают так же, как я, и хотят добиться большего. На одном из первых собраний я им сказал: парни – ваш потенциал гораздо выше. Вы играете процентов на 50-70 от своих настоящих возможностей. Вопрос не в мастерстве, а в вашем сознании. Играйте, как вы умеете, тогда задача, которая перед нами стоит, будет решена. Но пока, к сожалению, команда показывает два разных лица даже в одном матче: невнятное в первом тайме и «живое», дышащее – во втором. Даже в проигранных матчах против лидеров мы в целом не уступали им по качеству игры, но оказывались слабее в эпизодах. Это и определяло результат.
– В чемпионате России «Томь» пока идет на 12-м месте. Что будет дальше?
– Как говорил Фрэнсис Бэкон: надежда – хороший завтрак, но плохой ужин. Пока в чемпионате не минул полдень, «Томь» еще вправе питаться надеждами. Потом нужны будут очки. Вот и вся дальнейшая философия…

Беседовал
Борис ОРЕХОВ

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Лукашенко планирует присутствовать на параде Победы 9 мая в Москве
  2. МИД РФ предупредил Лондон о последствиях применения Украиной британского оружия
  3. Путин: Работа в интересах России не прекращается
  4. Глава Еврокомиссии призвала Пекин надавить на Россию, чтобы урегулировать конфликт на Украине
  5. Постпреды стран СНГ возложили цветы в парке Победы в Минске
  6. Путин: Нам предстоит запускать новые национальные проекты, новые федеральные программы
  7. Путин: В 2022 году началась в прямом смысле слова экономическая агрессия против России
  8. Путин: Ничего у наших противников не получилось
  9. Городской совет Парижа принял решение о переименовании моста Пон-Аваль в мост Красной Армии
  10. Госдума запретила иноагентам участвовать в выборах в качестве кандидатов
  11. Минобороны: Силами Черноморского флота в районе Крымского полуострова уничтожено пять безэкипажных катеров ВСУ
  12. Слуцкий: Игнорирование «красных линий» будет дорого стоить Вашингтону
  13. Польша отказалась от участия в инаугурации президента РФ
  14. Вячеслав Володин: открытый реестр злостных неплательщиков алиментов позволит взыскать денежные средства в пользу ребенка
  15. Участники СВО с тяжелыми ранениями смогут получить автомобили с ручным приводом

Парламентское Собрание

Гайдукевич о Шмидте: В ЕС нет никакой демократии и свободы

Томаш Шмидт подвергался преследованиям и был вынужден покинуть страну из-за несогласия с политикой и действиями правительства Польши

МНЕНИЯ

Гори, гори ясно

Сергей Андреев

В Германии дотла сгорел один из заводов оборонной компании Diehl, которая поставляла Украине ракеты

Запад развернул артиллерию угроз против мировой безопасности

Леонид Слуцкий

На фоне освобождения российскими войсками пядь за пядью исконно русских земель от бандеровцев и неонацистов, в Париже, Лондоне, Вашингтоне, в прибалтийских столицах нарастает паника и русофобская истерия

Время расплаты

Анатолий Заусайлов

Западные кредиторы требуют от Незалежной возврата долгов

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также