САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Мы поедем, мы помчимся

Высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва — Минск — Брест еще крепче свяжет наши страны

Прототип уже удивил своими стремительными формами. Недалек тот день, когда удивит и скоростью
Фото: Агентство городских новостей «Москва!

МЫ ЕДЕМ, ЕДЕМ, ЕДЕМ

Железная дорога для любой страны— настоящая кровеносная система. Она делает перемещение на большие расстояния людей и грузов надежным, комфортным и доступным. Но есть и недостаток: поезда уступают в темпе движения автомобилям и самолетам. Средняя скорость пассажирских составов в России — 52 километра в час, грузовых — 37.

В мире проблему перемещения пассажиров решают высокоскоростные магистрали (ВСМ), по которым поезда мчатся со скоростью 250–400 километров в час. В Союзном государстве специализированных магистралей пока нет. Но скоростные поезда у нас есть. Тот же «Сапсан» способен развивать скорость 300 километров в час. Но пока большую часть пути из Москвы в Санкт-Петербург он проходит с максимальной скоростью 200 километров в час. И только на одном участке, между Окуловкой и Малой Вишерой, увеличивает скорость до 250 километров в час.

Планы строительства ВСМ зрели давно. Еще в конце 1980-х годов в СССР разработали проект ВСМ «Центр-Юг»: магистраль шла от Москвы до Харькова с ветками на Крым и на Северный Кавказ. В 1991 году Борис Ельцина подписал Указ о создании ВСМ Санкт-Петербург — Москва. Однако, кризис и проблемы с отчуждением земель под строительство, не позволили реализовать проект.

Но в 2010 году приняли «программу развития высокоскоростных железных дорог в России до 2030 года». В планах строительство около семи тысяч километров высокоскоростных путей.

СОЮЗНОЙ ВСМ – БЫТЬ!

В СГ разговоры о своей ВСМ велись давно. Предложенная в 2019 году концепция  программы «Магистраль СГ» предусматривала линию Санкт-Петербург — Минск — Брест с дальнейшим продлением через Варшаву и Берлин до Гамбурга.

Проект был крайне перспективным. Для него даже удалось найти немало частных инвесторов, однако события 2022 года и посыпавшиеся как горох из рваного мешка санкции, заставили отказаться от проекта.

Но от идеи строительства ВСМ мы не отказались. В августе 2023 года Владимир Путин на церемонии открытия движения по третьей линии МЦД в Москве сказал:

- Проект скоростной железной дороги между Москвой и Петербургом обсуждаем давно. Сейчас мы действительно подошли к возможности его реализации.

Президент напомнил о неоспроримых преимуществах проекта:

- Время в пути для пассажиров уменьшится с сегодняшних четырех часов пяти минут до двух часов пятнадцати минут между Санкт-Петербургом и Москвой.

Но это не все. В планах еще несколько магистралей. ВСМ-2 пойдет от столицы России до Казани с продолжением до Екатеринбурга. ВСМ-3 до Сочи, через новые регионы - Донецк и Луганск. ВСМ-5 до Рязани. И, конечно, ВСМ-4 до Минска.

- Надо было бы проработать этот вопрос с правительством Беларуси, – отметил тогда Владимир Путин.

И уже 6 марта этого года Александр Лукашенко поведал, что ВСМ-4 «Союз» Москва — Можайск – Смоленск – Минск протянется на 715 км, а время в пути с минимальных сегодняшних семи часов пяти минут сократится до двух с половиной - трех часов. Президент Беларуси подтвердил, что линия должна быть продлена до Бреста, поскольку он является для наших народов «святым местом».

Мы поедем, мы помчимся

ЭКОНОМИКА: ЧТО НАМ СТОИТ ПУТЬ ПОСТРОИТЬ

Все новые дороги ведут к экономическому процветанию

ГИГАПОЛИС

Строительство ВСМ-1 Москва - Санкт-Петербург протяженностью 679 км уже началось. Магистраль пройдет по территории шести регионов - Москвы и Санкт-Петербурга, Ленинградской, Новгородской, Тверской и Московской областей. Стоимость строительства оценивается ориентировочно в 1,7 триллионов рублей.

В зоне охвата ВСМ проживает более 30 миллионов человек, а это примерно пятая часть населения России. Как сказал заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Марат Хуснулин, «строительство ВСМ Москва - Петербург приведет к тому, что оба города станут одним большим гигаполисом».

Пока планируется, что ВСМ-1 будет сдана в 2028 году, а уже к 2030 году ее услугами в год будут пользоваться около 22,6 миллионов пассажиров.

НА ВЫХОДНЫЕ В МИНСК

С дорогой на Минск и Брест такой определенности пока нет. Есть только предварительные расчеты. По ним к 2050 году ВСМ-4 сможет перевозить в год 36,9 миллионов пассажиров в год, принося 118,8 миллиардов рублей дохода, и 11,9 миллионов тонн грузов с выручкой 797 миллиардов рублей.

Но экономика здесь не главное. Такие глобальные мегапроекты, как правило, обладают мультипликативным эффектом. Член бюро Совета РАН по инновационным проблемам транспорта и логистики, доктор экономических наук профессор Борис Лапидус посчитал, что ВСМ удвоит валовый региональный продукт прилегающих территорий и создаст десятки тысяч рабочих мест.

Новая магистраль сделает Минск и Брест доступными для коротких поездок из Москвы. Минск, с его музеями, театрами и уютной атмосферой, станет идеальным направлением для выходных. Брест привлечет туристов Брестской крепостью, мемориальным комплексом и Беловежской пущей. Смоленск, как промежуточный пункт, получит новый импульс для развития туризма и малого бизнеса.

Жители Смоленска и Минска смогут работать в Москве, не переезжая в нее, а москвичи — перебраться на жительство в более спокойные места, сохранив столичные должности. Это особенно важно для IT-специалистов, инженеров и других высококвалифицированных кадров.

Мы поедем, мы помчимся
Кабина машиниста - словно кабина космического корабля
Фото: Агентство городских новостей «Москва!

ПРОБЛЕМА: ТОРОПИТЬСЯ НЕ НАДО?

Правда даже на стадии проекта еще не все вопросы решены

Например, ВСМ можно построить в расчете на максимальную скорость 250 км/час, а можно – на 400 км/час. Можно применить и комбинированное решение, где-то – 400, а где-то – 250, но вот где и сколько именно – пока не решено. Все это ведет к тому, что строительство первой ВСМ может затянуться. Правда, потом, по мере обретения опыта, срок строительства подобных магистралей должен сократиться до трех - четырех лет.

Нужны еще скоростные поезда. Производитель «Сапсанов», немецкий концерн Siemens AG, покинул нашу страну еще в марте 2022 года. Но без скоростных электровозов мы не останемся. «Инжиниринговый центр железнодорожного транспорта» в марте прошлого года уже представил эскизный проект полностью отечественного высокоскоростного поезда.

Максимальная скорость нового состава составит 400 километров в час, крейсерская – 360. В составе будет восемь (либо 16 в сдвоенном варианте) вагонов с четырьмя классами обслуживания:

  • один первого класса (кресла раскладываются в лежачее положение),

  • один бизнес-класса (комфортные сиденья с увеличенным пространством),

  • один вагон-бистро (скоростной вариант вагона-ресторана на 40 мест),

  • два экономического класса

  • три вагона туристического класса (поворотные кресла, чтобы все люди сидели лицом по направлению движения.

Сборку головного образца поезда планируется начать уже в первой половине 2026 года. Для этого на площадке «Уральских локомотивов» планируется строительство двух новых корпусов общей площадью шестдесят тысяч квадратных метров. Общий объем инвестиций в проект составит порядка 35 миллиардов рублей. До конца 2027 года подвижной состав должен будет пройти испытания и сертификацию. После чего «синаровцы» обещают выпускать ежегодно около сотни вагонов для высокоскоростных нужд. Так что, к открытию ВСМ-1 должны успеть.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. ПВО России за ночь сбили 41 украинский беспилотник
  2. Владимир Путин обвинил Зеленского в приоритете интересов националистов и подчеркнул цель защиты людей
  3. Владимир Путин: Урегулирование конфликта на Украине возможно через переговоры и выполнение обещаний
  4. В Союзном государстве утвердят новые меры поддержки кооперационных и инвестиционных проектов
  5. Владимир Путин: Россия — единственная страна, строящая малые атомные электростанции
  6. Владимир Путин: Российские танки Т-90 считаются одними из лучших в мире
  7. В Минске завершилось заседание Группы высокого уровня Совета министров Союзного государства
  8. Владимир Путин назвал искусственный интеллект одним из перспективных направлений сотрудничества России и Индии
  9. Владимир Путин призвал расширять использование национальных валют в расчетах между странами БРИКС
  10. Беларусь и Россия определили ключевые направления реализации Договора о Союзном государстве до 2029 года
  11. Союзное государство сосредоточится на промышленной политике и модернизации инфраструктуры
  12. В Минске обсудили расширение сотрудничества и новые стандарты для товаров Союзного государства
  13. Владимир Путин прибыл в Индию с государственным визитом: насыщенная программа и встречи с Моди
  14. В Праяградже прошёл ритуал благословения Путина и Моди перед визитом российского лидера
  15. Начался прием вопросов для прямой линии с президентом Владимиром Путиным

Парламентское Собрание

Европейцы едут в Россию

 За лучшей жизнью для себя и своих детей

Политика

Малек ДУДАКОВ: Вашингтон продавлен Минском

Если у белорусской дипломатии на западном направлении все развивается успешно, то у «просроченного» президента дела очень плохи

МНЕНИЯ

В «райских кущах» жизнь не сахар

Кристина Воробьёва

«Европейский выбор» способен разрушить даже мощнейшую сверхдержаву. Прецеденты уже были

Вертикальный задел

Андрей Удальцов

Нужен ли нам самолет с ВВП пятого поколения

Каллас на глиняных мозгах

Александр Снегирёв

Гений европолитики Кая Каллас в очередной раз поразила всех своей непроходимой глупостью

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также