САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Сталинградские нити памяти

Со Сталинградом, со свершившейся 70 лет назад победой в том великом сражении все мы, живущие в России, в ближнем и дальнем ее заграничье, связаны неразрывными, тетивой натянутыми нитями. Они зримы и очевидны: не случись победы под Сталинградом, вряд ли кто-то из нас жил бы на свете и вчера, и сегодня, и завтра.

 Со Сталинградом, со свершившейся 70 лет назад победой в том великом сражении все мы, живущие в России, в ближнем и дальнем ее заграничье, связаны неразрывными, тетивой натянутыми нитями. Они зримы и очевидны: не случись победы под Сталинградом, вряд ли кто-то из нас жил бы на свете и вчера, и сегодня, и завтра.

Вряд ли мир был бы таким, каков он есть сейчас. И вряд ли смогли бы достичь процветания, благополучия, торжества демократических ценностей народы и государства, пытающиеся сегодня диктовать свою волю планете. У каждого есть эта связующая нить со Сталинградом. Кто-то видит и чувствует ее, для кого-то она остается незаметной. Но она прослеживается всегда.

У меня там воевал отец. Почти всю битву, от первых дней сентября 1942-го, когда 13-я гвардейская дивизия переправилась на правый берег Волги и своим контрударом остановила немцев в сотне метров от реки, и до самого 2 февраля 1943-го, когда из подвала развалин центрального универмага вывели фельдмаршала фон Паулюса с поднятыми руками и мрачным, помороженным лицом.

Отец редко и скупо рассказывал о войне. Наверное, потому, что было тяжело, трудно, а подчас просто невозможно вспоминать – не хватало ни сердца, ни нервов на эти походы в прошлое. Но иногда его прорывало, и перед моим взором разворачивались удивительные и страшные детали тех дней, насыщенных кровью, смертью и повседневным мужеством. Впрочем, даже просто быть в Сталинграде в те месяцы считалось подвигом. Недаром выше всех своих орденов ценил мой отец скромную медаль на потрепанной светло-зеленой ленте – «За оборону Сталинграда».

Вот переправа. Сотни мелких суденышек, лодок, плотов с орудиями заполняют темную предрассветную гладь реки. Того берега не видно, лишь иногда далекие сполохи артиллерийской канонады выхватывают неясные его очертания. Вдруг в небе зажигаются осветительные «люстры», они медленно опускаются к воде, рассеивая бледный, мертвенный свет. И «он» начинает: пулеметные трассы, белые фонтаны орудийных разрывов, короткие шлепки мин. Переворачиваются, взметываются в небо, тонут суда, лодки, плоты… Грохот, крики, стоны… Оглушительные очереди с мостика катера и горячие гильзы звенят по каске. Волга становится широкой, как море – не пересечь. Но единственная мысль, одно желание – туда, на тот берег! Скорей! Только дорваться бы, только дотянуться бы до «него» выстрелом и штыком! Самая страшная обида на войне – погибнуть, не убив. Высадились, злые и бесстрашные, уже прошедшие через смерть. Дотянулись, отбросили, погнали до самого Мамаева кургана. Спасли город.

Вот его новое отделение лежит в развалинах, обжитых и знакомых, где за два месяца непрерывных вражеских атак погибло почти все отделение старое, с которым переправлялся через Волгу в сентябре. Пополнили его, собрав по тылам обозных «дядьков», никогда прежде не бывавших в бою. Теперь они лежат цепью в грудах битого кирпича, выставив кверху зады, спрятав головы, и палят в белый свет, как в копеечку. А сзади раскатывает по всем матерям взводный: «Вперед, сержант! Поднимай отделение, сержант! Пошел, пошел!» Не поднимаются, не идут. И он встает, не помня себя. Под огонь, под разрывы. Ругаясь и плача от злости и страха, не щадя лупит ногой по этим выставленным к небу тыловым крепостям. Поднять! Нужно пройти тридцать метров через улицу и выбить «немца» из руин дома напротив. Нужно! Он кричит и бьет. «Дядьки» медленно поднимаются. Не потому, что истерит потерявший голову мальчишка-сержант, а потому, что нужно. Необходимо подняться, пройти эти тридцать жутких метров и выбить «немца», и никто не сделает этого, кроме них. «Дядьки» тяжело трюхают через открытое пространство бывшей улицы, кричат «ура!» заросшими ртами, оступаются на кирпичах, падают… А за ними бежит радостный отделенный, подгоняя отставших. Вот оно, сержантское счастье в Сталинграде.  

Так завязывались те нити, которые протянулись оттуда, от сталинградских руин, к нам сегодняшним, к нашим детям и внукам.   

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Канал «Кремль. Новости» первым в Max набрал миллион подписчиков
  2. В Минске пройдет фестиваль российского кино: бесплатные показы с 12 по 14 декабря
  3. В Минске планируют создать белорусско-оманский инвестиционный фонд
  4. В Омане появится белорусский центр реэкспорта товаров
  5. Минпромторг РФ отметил рост поставок российских товаров в Беларусь
  6. Беларусь примет председательство в комиссии по правам человека СНГ
  7. Владимир Путин с юмором прокомментировал внимание индийских журналистов к своей персоне
  8. Владимир Путин: В принятии решений важно делать то, что нельзя не сделать
  9. Владимир Путин назвал Индию и Китай самыми близкими партнерами России
  10. Владимир Путин: Традиционные ценности остаются фундаментом для России
  11. Владимир Путин: Восстановление СССР невозможно и не имеет смысла
  12. Владимир Путин с юмором прокомментировал продолжительность встречи с Уиткоффом и Кушнером
  13. Моди и Путин обсудили ситуацию на Украине, отметив высокий уровень доверия между странами
  14. Владимир Путин: Россия и Индия расширяют сотрудничество, опираясь на доверие и исторические связи
  15. Моди подарил Путину «Бхагавад-гиту» на русском языке, их беседа продлилась более двух с половиной часов

Парламентское Собрание

Европейцы едут в Россию

 За лучшей жизнью для себя и своих детей

Политика

Группа Высокого Уровня: Западным технологиям сделаем ручкой

Авиастроение, микроэлектроника, новые авиа и железнодорожные маршруты, союзные товары, развитие туризма. Рассказываем, что еще обсуждала Группа высокого уровня Совета Министров Союзного государства

МНЕНИЯ

Лыжню, лыжню!

Анатолий Заусайлов

Российских и белорусских лыжников могут допустить до зимней Олимпиады в Милане

Молодежь России полюбила санатории

Михаил Панюков

В том числе и на территории Беларуси

В «райских кущах» жизнь не сахар

Кристина Воробьёва

«Европейский выбор» способен разрушить даже мощнейшую сверхдержаву. Прецеденты уже были

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также