Андрей Удальцов: Воздушная петля
Вашингтон готов ободрать, как липку даже своих союзников
Американцы похоже, в очередной раз, на голубом глазу, но очень грубо накололи своих союзников по НАТО. А заодно кинули через одно место и те страны, которые купившись, словно дети на конфетку, на рекламную трескотню, подписали контракты и уже получили американские истребители типа пятого поколения F-35. Что-что, а гнать рекламную пургу штатовцы мастера.
Дело ж вот в чем. Ни кто иной, как Пентагон ошарашил всех неожиданным заявлением. А именно: потребовал от фирмы Lockheed Martin, производящей F-35 провести, причем, в экстренном порядке работу над ошибками, так сказать. То есть - не на словах-обещалках, а на конкретной практике добиться, наконец, прогресса, как сказано в официальном заявлении, «в решении ряда задач по модернизации истребителя». И только после этого, подчеркнуто, Пентагон вернется к закупкам этих самолетов в запланированных ранее объемах.О-па! Ничего, так поворот. Ну, американцы ладно - они там меж собой уж разберутся как-нибудь. Но вот, что делать тем странам, которые успели уже накупить F-35. В списке – Австралия, Дания, Израиль, Италия, Норвегия, Япония и т.д. и т.п.. Счет идет, кстати, на сотни машин. Не считая, разумеется, самих Штатов – крупнейшего эксплуатанта этого крылатого «чуда». Всего, для справки, выпущено уже больше 1200 машин трех модификаций. Которые, как оказалось, являются ограниченно боеспособными.
Нормальный ход. Втюхали союзникам, да и самим себе получается не доведенную до ума заготовку. Испанцы вовремя спохватились – и отказались от закупки F-35, решив вместо них приобрести Еврофайтеры, в производстве которых, кстати, сами же принимают участие. Делают левое крыло этого истребителя. Правое – в Италии. Корпус в Германии. А потом все эти заготовки свозятся в Англию, где происходит окончательная сборка самолетов с установкой британского же движка Роллс-Ройс. Такая вот кооперация по-европейски. Ну, это ладно. А вот с F-35 что делать теперь «счастливым» его обладателям?
Американцы клянутся, что следующая его версия, четвертая по счету, будет уже самое то – полноценный боевой самолет. Хорошо, но машины предыдущих трех серий куда девать? Свой собственный парк янки модернизируют, доведут до нужной кондиции – можно не сомневаться. Всем же остальным модернизация, скорей всего, не светит и придется раскошелится на новые машины как раз продвинутой модификации. К слову стоимость одной машины в зависимости от версии – 80-110 миллионов долларов. Следующая вариация, которую они собираются довести, наконец, до необходимых кондиций будет еще дороже, разумеется. И хорошо дороже. Союзничество-союзничеством, но денежки-денежками.
Такой же, кстати, трюк они уже успешно провернули в свое время, и продолжают проворачивать, с другим истребителем - F-16. Его не зря прозвали самолетом завоевания не столько господства в воздухе, сколько – завоевания рынка. Трюк удался на все сто. Нашлепали почти пять тысяч машин. Никакой модернизации уже летающих бортов. Желаете новую версию, с новой авионикой – берите новый самолет. По такому принципу американцы работали, в том числе, с союзниками. И те покупали, а куда деваться – не будут же НАТОвцы брать самолет, сделанный в СССР. В итоге – F-16 стал самой массовой машиной четвертого поколения. Точно такую же схему американцы, похоже, хотят провернуть и с F-35. Ничего личного, только бизнес. Обдирать союзников им не привыкать, обкатали этот прием еще во Второй мировой. Но это уже другая история.



MAX